Анализ современного имиджа государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение положительного имиджа страны и его основные направления.
Реализация заявленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучение теоретических аспектов позитивного имиджа страны;
2. Исследование имиджевых аспектов государства в международных связях;
3. Анализ аспектов формирования позитивного имиджа России в международных связях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования позитивного имиджа страны…………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие "имиджа страны"………………………………………………….5
1.2 Составляющие позитивного имиджа………………………………………6
Глава 2. Анализ современного имиджа государства…………………….17
2.1 Исследование имиджа государства……………………………………….17
2.2 Оценка престижа России в мире…………………………………………..21
Глава 3. Направления улучшения имиджа страны……………………...28
3.1 Мировой опыт улучшения имиджа страны ……………………………...28
3.2 Направления развития позитивного имиджа РФ………………………...38
Заключение…………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Маркетингк.docx

— 51.35 Кб (Скачать файл)

В нашей стране проблематика "имиджа" стала предметом общественного  внимания и научного анализа только в последнее десятилетие. Формируется  новая область научного знания - имиджелогия. Категория "имидж" входит в понятийный аппарат различных наук (психологии, социологии, философии, политологии, культурологии и др.), появились первые кафедры и факультеты имиджелогии. Растет количество научных и научно-популярных публикаций в данной области, увеличивается количество различных практических имидж - центров и студий; к теме имиджа, в последнее время, обращается все больше политиков, журналистов и ученых.

Вообще имидж страны (как и любой другой имидж) формируется по естественным и искусственным каналам коммуникации, и определяет отношение к объекту (т.е. к самому государству). Известно, что основная часть взаимодействий как внутри страны, так и на международной арене, строится не на сущностном познании, а именно на основе имиджа. Так, имидж страны, совпадающий со стереотипно требуемым, повышает конкурентоспособность. Необходимый имидж страны - убедительный аргумент для влияния на принятие множества межгосударственных решений. Получается, что одна из важнейших задач первых лиц страны - овладение технологией имиджирования, адекватной смыслам и целям государственной политики, и успешное управление имиджем страны.

 

2.2 Проблема образа государства  в международных связях

 

Наряду с традиционными факторами, отражающими особенности политической, экономической системы государства, его военную мощь, характеристики образа государства стали неотъемлемой частью перечня переменных, которые  рассматриваются исследователями  при изучении отношений между  странами. При этом необходимо отметить, что интерес к изучению образа государства в международных  отношениях является следствием развития проблемы имиджа государства, которая  в начале 90-х годов получила не только научное, но и политическое наполнение: политическим руководством была сформулирована задача создания положительного имиджа России за рубежом. Проблема образа государства  приобрела актуальность, когда стало  очевидно, что восприятие государства  далеко не всегда осуществляется в  соответствии с создаваемым им имиджем, а направляется образами, которые  возникают у других участников международных  отношений.

Сказанное выше позволяет сделать  вывод о том, что государству  важно понять, как его воспринимают другие участники международных  отношений, прежде чем выработать позиции  по тому или иному вопросу или  предпринять конкретные действия во внешней политике. Принимая во внимание данное обстоятельство, политические лидеры должны быть заинтересованы в том, чтобы избежать влияния стимулов и совершения действий, основанных исключительно на имидже, без учета получения "обратной связи" в виде образов, которые формируются другими государствами.

Увеличение количества исследований по проблеме образа государства объясняется  также и тем, что в современной  науке сложились теоретические  основания, позволяющие рассмотреть  взаимоотношения государств с учетом представления акторов о самих себе и других участниках международных отношений. Данное обстоятельство связано с развитием конструктивистской парадигмы в теории международных отношений, а также использованием для осмысления отношений, возникающих между участниками мировой политики, знаний, которые накоплены в различных отраслях психологии и социологии.

Познание мира, в том числе  других участников международных отношений, опосредовано особенностями идентичностей  государств, осуществляющих взаимодействие в данной конкретной ситуации. Однако данный общий принцип требуют  дальнейшей конкретизации применительно  к решению проблемы о механизмах влияния идентичности на восприятие других участников международных отношений.

Государство на международной арене  одновременно позиционировано в  трех различных сферах. Во-первых, оно  характеризуется уникальным географическим положением, особенностями организации  политической и экономической жизни, военной мощью, культурой и историей, этническим и религиозным составом населения, разделяемыми ценностями и  убеждениями. В научной литературе подобный набор характеристик обозначается при помощи понятия национальная идентичность. Во-вторых, государство  отличается особым положением в системе  международных отношений, членством  в международных организациях, дружественными или враждебными отношениями  с теми или иными странами. Иначе  говоря, государство характеризуется  особым статусом. В-третьих, каждое государство реализует на международной арене определенный перечень ролей.

Таким образом, представление государства  о самом себе и других участниках международных отношений имеет  трехкомпонентную структуру, которая  включает: национальную идентичность, статус и роли.

Результатом процесса познания становится конструирование образа государства, который отражает именно представление  субъекта познания о национальной идентичности, статусе и роли страны, которые  не обязательно совпадают с ее объективными характеристиками в трех названных сферах позиционирования. При этом необходимо отметить, что  каждый из компонентов образа может  характеризоваться позитивной, негативной или амбивалентной эмоциональной  окрашенностью.

Таким образом, проблема образа государства  приобрела актуальность, когда стало  очевидно, что восприятие государства  далеко не всегда осуществляется в  соответствии с создаваемым им имиджем, а направляется образами, которые  возникают у других участников международных  отношений. Увеличение количества исследований по проблеме образа государства объясняется  также и тем, что в современной  науке сложились теоретические  основания, позволяющие рассмотреть  взаимоотношения государств с учетом представлений акторов о самих себе и других участниках международных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ имиджа России в международных связях

 

3.1 Имидж России за  рубежом

 

Сегодняшний имидж России в значительной степени предопределен прошлым  нашей страны и проявлением той  общей идеи, которая позволяла  сплачивать и мобилизовывать народ на решение важнейших общегосударственных задач. Важность такой идеи определяется тем, что общество объединяется не только материальными, экономическими, политическими интересами, но и, прежде всего, духовно-культурными - коренными, глубинными, фундаментальными.

С другой стороны, характер и практические формы организации международного взаимодействия также зависят от того, что несёт в себе образ  государства. Последний как раз  и определяет, в каких стартовых  условиях начинают развиваться контакты.

Иначе говоря, как многоплановая  категория, имидж страны включает в себя исторические, политические, экономические, социологические, художественные и иные аспекты, которые, в частности, могут быть вычленены ретроспективным анализом.

Из вышеизложенного, по крайней  мере, следует, что формальный образ  современной России соединяет в  себе комплекс объективных, взаимосвязанных  между собой характеристик государственной  системы (экономических, географических, национальных, культурных, демографических  и т.д.), сформировавшихся в процессе эволюционного развития российской государственности как сложной  многофакторной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев  которой определяет тенденции социально-экономических, общественно-политических, национально-конфессиональных и иных процессов в стране. Такова база, опосредующая репутацию России в сознании собственной и мировой общественности в результате тех или иных акций ее державных субъектов, а также закрепившихся исторических смыслов.

Основными проводниками имиджа страны за рубежом выступают субъекты международных  сфер: дипломатии, внешнеэкономической  деятельности (включая финансовую сферу), туризма, транспорта, гостиничного дела. Комплексной программы такой  деятельности в России, к сожалению, не существует, хотя отдельные акции  в этом направлении осуществляются, в частности, во взаимоотношениях со Всемирным банком и другими финансовыми институтами в связи с проведением определенной финансово-кредитной, бюджетной политики.

Для выявления имиджа страны в сознании населения, то есть на уровне бытовой  психологии, используют ряд устоявшихся  характеристик, параметров: символов, особенностей менталитета нации, ее культуры, негативных аспектов жизнеобеспечения, коммуникативных препятствий.

Как же выглядит в бытовом сознании простых жителей других стран  современная Россия? По результатам анкетирования, проведенного в 1998 г. журналом "Вокруг света" с участием иностранных корреспондентов, собирательный образ России в глазах жителей США, Франции, Южной Африки, Японии и Австралии составляют: водка, холод, борщ, экономический кризис, бедность, мрачные настроения, очереди, там и сям разбросанные "Макдональдсы", в которых, якобы, купить что-то можно только за доллары. Многие иностранцы не прочь выпить вместе с русскими, но жить в России точно не хотели бы. Оказывается, что, по мнению некоторых, Ленина уже убрали из мавзолея. Радует хотя бы то, что, по мнению опрошенных иностранцев, медведи по Красной площади больше не ходят.

Какими критериями определяется степень  уважения своей страны самими россиянами, и что они думают в этой связи  о своем отечестве? На этот вопрос в определенной степени отвечают результаты опроса 2000 россиян, проведенного Центром исследований и статистики науки РАН.

Было задано два очень значимых в контексте маркетинга страны вопроса:

.Чем, прежде всего, должна  обладать страна, чтобы вызывать  уважение других государств?

2.Что, прежде всего, вызывает  сегодня уважение к России  со стороны других государств?

Результаты исследования показали: в числе наиболее значимых факторов чаще всего назывались высокий уровень  благосостояния, высокий уровень  развития науки и техники, военная  мощь, соблюдение прав человека, высокоразвитая культура и богатые природные  ресурсы. Вместе с тем Россия, по мнению 23% опрошенных, достойна уважения в связи со своими природными ресурсами, 13% отметили военную мощь отечества, включая наличие ядерного оружия, 8% - большую территорию и 4% - высокоразвитую культуру. При этом почти половина (49%) не нашли вообще ни одного фактора, по которому Россию можно уважать.

В развитых странах, кроме того, сформировался  ряд негативных стереотипов о  России, которые серьезно подрывают  общественное мнение относительно России. Вот главные из них:

1.Глубоко укоренившийся в западном сознании стереотип о том, что Россия неспособна провести все реформы без руководства со стороны Запада, который призван осуществлять постоянный мониторинг усилий, предпринимаемых российскими лидерами, особенно в области экономики и защиты прав человека;

2.Стереотип о новой военной угрозе, вызванный необоснованными страхами относительно российской армии и особенно ядерных вооружений, которые могут выйти из-под контроля в любой момент;

Домыслы о том, что правительственные структуры вовлечены в коррупцию и преступность, которые не только подрывают рост различных инвестиций в российский рынок, но и делают невозможным восприятие России в качестве цивилизованного субъекта международного права. 

3.2 Проблемы и  перспективы имиджа России за  рубежом 

Построение благоприятного международного имиджа является актуальной и новой  задачей для современного Российского  государства. Как отмечают российские специалисты, сейчас мировое сообщество воспринимает Россию как незначительный субъект мирового процесса, что не соответствует ощущениям отечественной  элиты.

Негативный имидж России на Западе сложился в тяжелые для страны 90-е гг. Характерной особенностью этого времени являлось информационное взаимодействие с глобальным мировым  пространством, который определял  развитие любого государства. Россия, как и ее союзники по социалистическому  лагерю, в советский период развивалась  по принципу "догоняющего соперничества".

Значительное технологическое  отставание и несбалансированная структура  экономики страны привели к тому, что с наступлением эры реформ в своей новейшей истории Россия оказалась крайне зависима от характера  экономико-технологического сотрудничества со странами-лидерами. С тех пор  Россия стала восприниматься как  экономически слабая страна, с коррумпированным правительством и нищим населением, которая надолго покинула ряды влиятельных  на международной арене держав. Этот имидж стойко прижился в сознании западного сообщества, и для его  изменения требовались значительные усилия. В целом среднестатистическому  западному гражданину Россия представлялась как "страна, вечного холода и  тьмы, где все хлещут водку и властвует КГБ". В единый образ России в глазах западной публики сплавились золотые унитазы "новых русских", их яхты и виллы, нищета в провинции, заказные убийства, махровая коррупция, жестокость военных в Чечне. Что одновременно являлось и правдой, и неправдой.

На смену антисоветизму пришла так называемая "русофобия". Как  это ни парадоксально, но в зарубежных СМИ и общественном мнении образ  России даже в критических ситуациях "холодной войны" был менее  негативным, нежели тогда, когда Россия официально признала главную ценность Запада - рыночную экономику.

Изменения экономической и политической ситуации в стране в 2000-е гг. с  приходом к власти В. Путина стали  основанием для пересмотра внешнеполитического  имиджа страны. Негативный характер международного имиджа РФ препятствовал развитию отношений  со странами Запада, интеграции в мировую  экономику, что осознавалось новым  руководством РФ.

Формирование позитивного внешнеполитического  имиджа как одна из важнейших задач  для современной России было провозглашено  в Концепции внешней политики Российской Федерации: "На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к  ней".

Информация о работе Анализ современного имиджа государства