Анализ современного имиджа государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение положительного имиджа страны и его основные направления.
Реализация заявленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучение теоретических аспектов позитивного имиджа страны;
2. Исследование имиджевых аспектов государства в международных связях;
3. Анализ аспектов формирования позитивного имиджа России в международных связях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования позитивного имиджа страны…………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие "имиджа страны"………………………………………………….5
1.2 Составляющие позитивного имиджа………………………………………6
Глава 2. Анализ современного имиджа государства…………………….17
2.1 Исследование имиджа государства……………………………………….17
2.2 Оценка престижа России в мире…………………………………………..21
Глава 3. Направления улучшения имиджа страны……………………...28
3.1 Мировой опыт улучшения имиджа страны ……………………………...28
3.2 Направления развития позитивного имиджа РФ………………………...38
Заключение…………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Маркетингк.docx

— 51.35 Кб (Скачать файл)

Между тем сложившийся внешнеполитический имидж страны на сегодняшний день достаточно противоречив, имеет позитивные и негативные составляющие, но общая его тональность скорее негативна.

Положительные аспекты международного имиджа РФ связаны в большей степени  с социокультурной сферой: литература, искусство, балет, спорт. Немаловажным источником информации о России за рубежом всегда была художественная литература, особенно произведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. В то же время, по мнению философа И. Солоневича, русская литература отразила много  слабостей России и не отразила ни одной из сильных ее сторон. В  свое время лидеры фашистской Германии, исходя из русской литературы составили суждение, что наша страна, населенная загадочными интеллигентами, - "колосс на глиняных ногах": "вот вам, пожалуйста, Обломовы, Маниловы, лишние люди, бедные люди, идиоты и босяки". Возвращаясь к современности, можно отметить, что именно культурная сфера является важной (но практически единственной) составляющей позитивного международного имиджа России. Так, в 2005 г. журнал LOfficiel выяснил, что "знаковыми символами" России на Западе на сегодняшний день являются Достоевский, Эрмитаж и Нуриев.

Что касается сферы политики, то недружественное  восприятие российской тематики является очевидным. Зарубежные СМИ создают  образ России как страны с недемократической, коррумпированной государственной  системой, подчеркивают растущее давление государства на гражданское общество и нарушение прав человека. В сфере  внешней политики акцент делается на агрессивное поведение России, которое  представляется как "начало новой  холодной войны" с Западом. Зарубежные СМИ акцентируют внимание на недостатках  явлений политической, экономической, социально - культурной жизни Российской Федерации, масштабируют угрозы, исходящие  от России.

По мнению аналитиков Совета по внешней  и оборонной политике (СВОП), только 17% от общего числа публикаций по российской тематике в западных СМИ могут  считаться позитивными и реалистичными. Эксперты СВОП полагают, что имидж  России в западной прессе определенно  более негативный, чем действительность российской жизни, вне зависимости  от того, насколько мрачной и порочной она является. Этой же точки зрения придерживается И. Шувалов, помощник Президента Российской Федерации: "Реально происходящее в России и информационное поле вокруг нашей страны вещи, сильно отличающиеся". Более того, исследователи предполагают, что в ближайшие годы медиа-атака  на Россию может даже усилиться, поскольку  политическое и экономическое возрождение  страны противоречит интересам многих зарубежных партнеров России.

В 2004 г., с началом второго президентского срока В.В. Путина, руководством страны была впервые предложена программа  действия по изменению сложившейся  ситуации и целенаправленному формированию положительного имиджа России в мире.

Российские эксперты отмечают, что  именно в период президентства В. Путина лейтмотивом поведения России на международной арене стало  возрождение России и возвращение  ее в мировую политику как полноценного игрока. Так решение о проведении Олимпиады 2014 года в Сочи даже в критически настроенной британской прессе было названо "триумфом России", вернувшей  себе роль всемирного участника в  политической и экономической сферах. В первые годы своего пребывания на посту главы государства Владимир Путин провел масштабную кампанию по изменению имиджа России на Западе, в центре которой был он сам. Такого рода кампании обычно называют charm offensive (атака с помощью личного обаяния). Путин осуществил "атаку", дабы заручиться доверием мировой элиты и изменить отношение к России как к нестабильному, ненадежному партнеру. Многим памятны такие яркие моменты, как саммит в Любляне летом 2001 года, когда лидеры России и США установили дружеские личные отношения, или выступление на немецком языке в германском Бундестаге. Решение о проведении зимней Олимпиады-2014 в Сочи является и заметной победой лично президента, который выступил в Гватемале в роли главного пиарщика своей страны. Как любил повторять бывший президент Франции Жак Ширак: "Я езжу за тем, чтобы "продавать" Францию в мире". Российский президент также взялся за непростую миссию: "рекламировать" нашу страну за рубежом. Западная пресса сходится во мнении, что "Москва, изголодавшаяся по популярности, жаждет улыбок, желает аплодисментов и принимает все, что можно получить, если это является небольшим, но вкладом в укрепление ее международной роли. Даже Сочи 2014 - хоть это, возможно, и не триумф на "большой восьмерке" - является средством разнести по миру представление о России, которое она имеет о себе и которое немногим известно".

По мнению большинства отечественных  экспертов, для успешного развития нашему государству необходимо сформировать восприятие, что Россия не только тратит нефтедоллары, но и является надежным экономическим партнером, обладает значительным инвестиционным и интеллектуальным потенциалом.

Объяснение внешнему миру, что собой  представляет наша страна, каковы ее цели и роль в мировой истории, что  позитивного может предложить Россия международному сообществу, должно было помочь самим россиянам увидеть  свою страну в другом качестве. Работа над улучшением имиджа федеративного объединения должна способствовать внутреннему единству входящих в него народов, утверждать их в мысли об общности исторической судьбы, мобилизовать на совместное противодействие общим внешним вызовам и угрозам, на объединение усилий и ресурсов для развития единого экономического потенциала, создания равных условий для развития всех регионов, улучшения условий жизни всех российских граждан. Внешняя среда стимулирует национально-государственную самоидентификацию россиян, позволяет определить границы "российского мира", а также выявить подлинно национальные интересы и разработать конкретную политику, обеспечивающую реализацию оптимальной внешней стратегии.

Все это крайне необходимо для комплексного формирования такой тонкой структуры, как международный имидж государства.

Благоприятное впечатление о стране складывается гораздо легче, если в  работе над имиджем принимают  участие не только федеральные структуры, но и все субъекты Федерации.

Климат взаимной симпатии и доверия  помогает взаимовыгодному сотрудничеству и в целом влияет на имидж России в соседних странах - он формируется  за счет взаимовыгодного приграничного  экономического сотрудничества, создания взаимных преференций деловым структурам, научных и образовательных обменов, привлечения локальных СМИ, культурного сотрудничество и совместных экологических проектов, а также обмена опытом организации работы муниципальных властей, местных законодательных собраний, правоохранительных и судебных органов.

Среди субъектов Федерации, наиболее активно сотрудничающих с зарубежными  странами, следует назвать Москву и Санкт-Петербург, Ленинградскую, Тюменскую, Читинскую и Калининградскую  области, Хабаровский, Краснодарский  и Красноярский края, Карелию и  ряд других.

Решая указанные задачи, Россия получает возможность пропагандировать свою политику, экономические проекты и культуру на международной арене, отстаивать свои интересы и противодействовать появлению искаженных представлений о целях тех или иных своих политических шагов внутри страны и за рубежом. Это позволяет также перейти к результативному стратегическому диалогу с основными государствами Запада и Востока.

Позитивный имидж российского  федеративного демократического государства  позволяет сформировать устойчивую морально-психологическую среду, благоприятную  для всесторонней интеграции страны в глобальное мировое пространство, обеспечения ей достойного места  в структуре развития мирохозяйственных  и политических взаимоотношений  и адекватной имеющемуся потенциалу роли в создании нового мирового порядка.

В 2006 г. были активизированы усилия по созданию современных информационных каналов российских СМИ за рубежом, которые позволяли благоприятно воздействовать на международный имидж  России.

Например, "РИА Новости" открыло  новый офис в Пекине, а англоязычный спутниковый телеканал "Russia Today", созданный в декабре 2005 г., расширил сеть своих иностранных бюро.

Все российские СМИ за рубежом развивают  тематику демократического федерализма, стремятся выгодно осветить ситуацию в российских регионах, делая акцент на многоконфессиональность и многонациональность  страны.

Информация об успехах межрегиональной  интеграции внутри РФ особенно важна  для постсоветских республик. Работа российских властей в этом направлении  пока не может быть признана удовлетворительной. Несмотря на то, что страны СНГ в  Концепции внешней политики РФ официально объявлены приоритетным субъектом  сотрудничества, по объему информационного  освещения они занимают лишь пятое  место в российских СМИ.

В последние годы постепенно ограничивается деятельность специализированной межгосударственной телекомпании "Мир".

Имидж страны зависит и от того, насколько последовательно она готова отстаивать интересы своих соотечественников, оказавшихся в ближнем и дальнем зарубежье. Среди них - выходцы из различных национальных республик, включая чеченских беженцев, представители ненациональных субъектов Федерации, включая обучающихся за рубежом студентов, работающих по долгосрочным контрактам специалистов, спортсменов, выехавших на родину мужей "русских жен" и т.д.

Стратегическая поддержка соотечественников  была объявлена в 2006 г. одной из важнейших  составляющих внешней политики России. Однако до сих пор не преодолен "информационный вакуум", созданный вокруг наших  соотечественников в некоторых  странах мира. Это вредит имиджу России и нуждается в доработке.

Россия, заботясь об эффективном информационном обеспечении своего внешнеполитического  курса, может добиваться поставленных целей - формировать в мировом  общественном мнении свой образ как  крупного актора мировой политики, четко осознающего свои государственные интересы и способного их отстаивать. При этом, выступая как территориально крупное демократическое по политическому укладу и федеративное по административному устройству государство с разветвленной сетью региональных интересов, с разнообразным по этническому составу и вероисповеданию населением. Российская Федерация способна эффективно участвовать в формировании нового мирового порядка и глобальном управлении. Для этого имеются достаточные ресурсы, политическая воля и позитивная репутация России как участницы большинства влиятельных невоенных международных организаций.

 

3.3 Направления развития  позитивного имиджа страны

 

Итак, имидж страны аккумулирует в себе различные культурно-исторические смыслы. Изучение и систематизация информации, представленной в различных аналитических материалах российских и зарубежных авторов, позволяют в свете основных положений теории массовой коммуникации сформировать направления, в разрезе которых должен создаваться позитивный образ России в глобальном пространстве:

    1. Стабильность Российской Федерации во всех сферах общественной жизни, устойчивость внутригосударственной системы власти и управления, предсказуемость России и ее идеологическая открытость, способствующая формированию о России только тех представлений, которые соответствуют действительности.
    2. Привлекательность российской экономической системы для внешних инвесторов, связанная не только с совершенствованием государственных механизмов обеспечения их прав и гарантий на территории России, но и с правильным преподнесением потенциальным инвесторам информации и акцентированием их внимания на объективных преимуществах работы с Россией.
    3. Высокая образованность, нравственность российского общества, несопоставимые с его характеристикой как отсталого, "вечно догоняющего".
    4. Влиятельность информационно-политического потенциала России, обеспечивающая надежность и устойчивость коммуникативных связей России со странами мира и являющаяся надежным проводником идеологии демократизации общества.

Принципиальная позиция состоит  в том, что нейтрализация негативных репутационных характеристик России в глобальном информационном пространстве и задача формирования нового образа Федерации является стратегически важным направлением государственного строительства и лежит в плоскости адаптации приемов и технологий ПР. Здесь нельзя суетиться, но и не следует медлить далее. "Догоняющая" Россия должна обеспечить себе новый качественный статус России "реально догнавшей".

Одним из эффективных механизмов создания позитивного международного имиджа страны может стать публичная  дипломатия - комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов. Кроме информационной работы и налаживания контактов, основной задачей публичной дипломатии является стратегическое планирование имиджевых кампаний и позиционирование собственной страны на международной арене.

Для формирования позитивного международного имиджа России можно предложить комплекс мероприятий, среди которых выделяются: создание сети органов внешнеполитической пропаганды, широкое использование  приемов и методов PR, а также  устранение объективно существующих в  настоящее время внутриполитических проблем, негативно влияющих на имидж  государства. Другими словами, главная  задача заключается не в том, как  сформировать привлекательный образ  России, а в том, как сделать  саму Россию привлекательной.

Информация о работе Анализ современного имиджа государства