Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:14, курсовая работа
Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.
Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу.
Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан [5, с 5–6].
В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют
понятиям полной и эффективной
занятости. Полная занятость – это
такое состояние экономики, при
котором все желающие работать при
сложившемся уровне реальной заработной
платы имеют работу. Если спрос
на экономически целесообразные места
будет удовлетворяться
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью – скрытая безработица.
Помимо традиционной формы
занятости различают и
а) сезонная занятость – занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;
б) поденная занятость, связана с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;
в) периодическая занятость – чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;
г) временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;
д) занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;
е) самозанятость – занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда .
Экономические факторы занятости
связаны с особенностями
Размещение производительных сил по территории предопределяет возможности населения в удовлетворении желания трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.
Преимущественное развитие отдельных отраслей народного хозяйства прямо отражается на характере занятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности.
Экономическое стимулирование,
с точки зрения занятости, – это
система мероприятий
Социальные факторы занятости
связаны с особенностями
Общемировые факторы занятости
связаны с особенностями
2.2 Роль государства на рынке труда
Рынок труда – общественно-
Система государственного регулирования на макроуровне включает в себя взаимосвязанные подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования.
Основными законодательными
и нормативно-методическими
Перспективная подсистема устанавливает
цели регулирования рынка труда,
соответствующий механизм их реализации,
масштабы регуляторов, обеспечивает получение
системного эффекта от их применения.
Она предполагает разработку государственных
программ социально-экономического развития
народного хозяйства и его
отраслей, государственных
Государственное регулирование рынка труда предусматривает:
Разрабатываемые правительством программы (программы занятости, структурной перестройки, поддержки предпринимательства и др.) направлены на:
Для исключения несбалансированности рынка труда государство должно постоянно контролировать его важнейшие характеристики. Основной пропорцией рынка труда выступает соотношение между спросом и предложением рабочей силы. В соответствии с задачами регулирования выделяются:
В условиях рыночных отношений
любые диспропорции в производстве
рабочей силы ведут к нарушению
макро-, мезо- и микропропорций рынка
труда. Поэтому задачей их регулирования
является воздействие не только на
рыночные отношения, но и на процессы
воспроизводства рабочей силы. Такое
воздействие предполагает регулирование
подготовки и переподготовки кадров,
а также территориального, отраслевого
и профессионального
2.3Анализ состояния рынка труда РБ
Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь проведен по статистическим данным Национального статистического комитета Республики Беларусь на конец 2011 года, а так же использованы статистические данные за 2008-2010 года.[9]
Исходя из данных приложения 1 экономически активное население (ЭАН) в 2011 году составило 4686,0 тысяч человек. Это на 19,1 тысяч человек (ЭАН 2011 – ЭАН 2010 года) меньше чем в 2010 году. Такое явление отрицательно сказывается на экономике РБ, так как при снижении ЭАН уменьшается доход предприятий и государства, а так же увеличиваются затраты на содержание экономически не активного населения.
Так же из таблицы видно,
что женщины составляют большую
часть ЭАН – 2392,0 тысяч человек,
что составляет 51,1% от ЭАН в 2011 году.
Это можно расценить
Занятыми из общей численности ЭАН являются 99,3% (2011 год). Из них женщины -- 50,7% (2375,6 тысяч человек), а мужчины – 48,9% (2278,5 тысяч человек).
Исходя из приложения 1, 2 , проведя анализ необходимо сделать выводы:
Согласно приложению 3 наибольшее количество занятого ЭАН приходится на промышленность – 25,5% . Это можно объяснить тем, что заработная плата в этой области очень высокая, покупка и продажа товара этой категории востребованы. Наименьшее количество занятого ЭАН приходится на здровоохранение – 6,8% . Это объясняется тем, что ответственность в этой области очень большая, существует риск врачебной ошибки, а так же молодые специалисты не имеют столько опыта, а специалисты которые могут поделиться опытом нахватает.
Рассмотрим так же распределение занятого населения по формам собственности (приложение 4). Согласно данным 2011 года наибольший процент относится частной форме собственности 54,5%, на втором месте государственная 43,4%. На протяжении 4-х лет смешанная форма собственности с участием иностранного капитала увеличивается с 3,2% до 5,4%. А предприятия с иностранной формой собственности увеличилось на 0,5% (данные 2008 года -данные 2011 года).
Однако, не смотря на все показатели, Республика Беларусь уверенно стремится уменьшить показатель безработицы и увеличить показатель занятого ЭАН.
ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 Приоритеты государственной политики в области занятости населения.
На протяжении многих десятилетий экономическая наука не признавала наличия у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием общенародной собственности как экономической основы государства.
Если рынок труда существует, то почему на предприятиях присутствует низкое качество работы, слабая дисциплина труда и незаинтересованность работника в высокопроизводительном и качественном труде? Основной причиной этого является государственная монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны и вызвали необходимость создания государственных структур регулирующих занятость и безработицу.
Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно -повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурной безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.