Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:14, курсовая работа
Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
Политика, проводимая на рынке
труда, является составной частью государственной
политики занятости, базируется на ее
основных целях и задачах и
призвана быть основой для разработки
программ содействия занятости населения.
Если исходить из сущности государственной
политики занятости переходного
периода, то политика на рынке труда
могла бы быть ориентированной в
этот период на обеспечение социального
приемлемого уровня занятости, содействие
переливу рабочей силы по отраслям,
территориям и видам занятости
в интересах структурных
Если государственная
политика занятости займет подобающее
ей место в системе
Однако Министерство труда и социального развития остается пока единственным в системе исполнительной власти разработчиком государственной политики занятости, определяя концепцию программ содействия занятости на ближайшие годы, Они сохранят, как и раньше, достаточно широкий набор программных действий, в том числе и тех, ответственность за реализацию которых лежит, по существу, на других министерствах и ведомствах.
Речь идет прежде всего о тех направлениях мер, которые связаны с макроэкономическими условиями обеспечения занятости. Целесообразно дать разделы, где оценивается ожидаемое состояние занятости в результате осуществления уже принятых программ социально-экономического развития страны и четко формулируются предложения службы занятости по внесению корректив в эти программы, исходя из необходимости проведения государственной службы занятости активной политики на рынке труда.
Анализ существующих программ социально-экономического развития позволяет уже сейчас определить основные направления их корректировки в целях проведения активной политики на рынке труда.
Дополнительной проработки и взаимного согласования требуют те разделы программ социально-экономического развития и программ содействия занятости, которые позволили бы успешнее бы решать уже в ближайшие годы следующие задачи:
.
Постановлением Совета Министров №96 от 30 января 2012 года была утверждена государственная программа содействия занятости населения с объемом финансирования почти в Br226 млрд [10].
Этот документ определяет основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения.
По итогам 2011 года ситуация
на рынке труда республики остается
стабильной, контролируемой и управляемой.
Вместе с тем сохраняется структурный
и территориальный дисбаланс
между спросом и предложением
рабочей силы, при этом рынок труда
ориентирован на рабочие профессии
(77,6% от общего количества вакансий). Для
ряда организаций характерны превышение
фактической численности
В 2012 году рынок труда республики
будет формироваться в условиях структурной
перестройки экономики. Наибольшее влияние
на него окажут такие факторы, как сокращение
численности трудовых ресурсов; наличие
избыточной рабочей силы в ряде организаций
при одновременном дефиците квалифицированных
кадров; дисбаланс между спросом и предложением
рабочих мест по профессионально-
Основная цель госпрограммы - повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Ее реализация направлена на решение четырех задач. Это сохранение стабильной ситуации в сфере занятости; интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в соцподдержке; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики; информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения.
Приоритетное внимание уделено мониторингу состояния рынка труда по вопросам использования рабочего времени на производстве. В первую очередь речь идет об организациях, оказывающих значительное влияние на региональные рынки труда, об организациях, неплатежеспособность которых приобретает или имеет устойчивый характер, а также организациях, подлежащих приватизации.
Белорусский статистический комитет (Белстат) с 2012 года будет проводить выборочное обследование домашних хозяйств по вопросам занятости населения с использованием методологии Международной организации труда. Это позволит выявлять категории трудоспособных граждан, не занятых в экономике, объективно оценивать трудовые ресурсы, а также возможные резервы для включения в экономическую деятельность.
Что касается содействия нанимателям
в структурной перестройке
Планируется дальнейшее стимулирование
нанимателей, создающих рабочие
места для трудоустройства на
них граждан в наукоемких и
высокотехнологичных
Чтобы обеспечить баланс между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой, будет осуществляться регулирование внешней трудовой миграции.
Органами по труду, занятости
и социальной защите совместно с
заинтересованными будут
Особое внимание в госпрограмме
уделено интеграции в трудовую сферу
целевых групп населения, нуждающихся
в социальной поддержке. В частности,
предусматривается обеспечить развитие
системы профориентации, направленной
на повышение престижа рабочих профессий.
Планируется наладить взаимодействие
органов по труду, занятости и
соцзащите и медико-
Мероприятия по обеспечению занятости населения в малых, средних городских поселениях и районах республики с наиболее сложной ситуацией на рынке труда планируется реализовать в рамках областных программ содействия занятости населения. Кроме того, будут приняты меры по обеспечению занятости населения еще в 7 регионах - в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области, определенные в Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2011-2015 годы.
Согласно Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 годы предусматривается выполнение мероприятий по обеспечению занятости населения в сельской местности.
Продолжится работа по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с потребностями развития экономики, формированию графиков профессионального обучения безработных в разрезе учреждений образования и по регионам.
Планируется расширить возможности
информационного обеспечения
С учетом развития ситуации на рынке труда будет проработан вопрос о введении системы социального страхования населения от безработицы.
В результате реализации мероприятий госпрограммы к концу 2012 года уровень регистрируемой безработицы планируется обеспечить до 1,5% к численности экономически активного населения, в том числе в Брестской области - 1,7%, в Витебской - 1,6%, в Гомельской - 1,8%, в Гродненской - 1,4%, в Минской - 1,6%, в Могилевской области - 1,5% и в Минске - 0,6%.
Выполнение мероприятий
госпрограммы позволит оказать содействие
в трудоустройстве на постоянную
работу на созданные рабочие места
и имеющиеся вакансии 189,9 тыс. граждан,
в том числе 127,1 тыс. безработных.
Будут организованы оплачиваемые общественные
работы для 78,5 тыс. человек, в том
числе 40,5 тыс. безработных. Запланировано
направить на профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
19,9 тыс. безработных, в том числе
не менее 45% по заявкам нанимателей.
Предусматривается оказать
Финансирование программы осуществляется за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, в том числе в виде субвенций, передаваемых в бюджеты областей и Минска. На выполнение мероприятий государственной программы в 2012 году будет выделено Br225 млрд. 925 млн. 690 тыс., в том числе из средств Фонда - Br192 млрд. 475 млн. 690 тыс., из средства от возврата бюджетных ссуд - Br33 млрд. 450 млн.