Биография Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:07, реферат

Описание работы

В разработке теории политики Николо Макиавелли, несомненно, стоял на прагматических и утилитарных позициях, следуя принципу “цель оправдывает средства” и четко отграничивая политику и мораль. Он решительно отстаивал смелость и решительность, уверенность и гибкость в проведении политики, выступал за соединение в политике “черт льва и лисицы”, отмечая, что “необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков”.

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 46.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В разработке теории политики Николо Макиавелли, несомненно, стоял на прагматических и утилитарных позициях, следуя принципу “цель оправдывает средства”  и четко отграничивая политику и  мораль. Он решительно отстаивал смелость и решительность, уверенность и  гибкость в проведении политики, выступал за соединение в политике “черт  льва и лисицы”, отмечая, что “необходимо  быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков”. К сожалению, эти и аналогичные  высказывания были односторонне истолкованы  как проявления крайнего аморализма, лицемерия, вероломства, жестокости и  даже преступности политики, в связи  с чем понятие “макиавеллизм” нередко используется лишь в негативном плане. Это серьезно искажает действительную позицию Макиавелли, который хотя и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей, подчинения морали высоким политическим целям, но отнюдь не стоял на позиции безоговорочного  признания, что любая цель всегда и везде оправдывает любые  средства ее достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография Макиавелли

Никколо родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, Италия, в 1469 году, и был вторым сыном  Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано  Нели (1441—-1496). Его образование дало ему полное знание латинской и  итальянской классики.

Макиавелли жил в беспокойную  эпоху, когда Римский папа мог  обладать целой армией, а богатые  города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных  государств ― Франции, Испании и  Священной Римской империи. Это  было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону  противника без предупреждения, когда  власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов  было падение Рима в 1527 году. Богатые  города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и  Рим 12 столетий назад, когда он был  сожжён германской армией.

В 1494 году Флоренция восстановила Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь  и посол (в 1498 году). Макиавелли был  включён в Совет, ответственный  за дипломатические переговоры и  военные дела. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических  миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору  в Риме. 
С 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.

В 1503—1506 гг. Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая  защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях  о первой декаде Тита Ливия» и в  «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью  Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние  годы службы свидетельствуют его  письма, в частности, Франческо Веттори.

Макиавелли оказался в опале  и в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был  в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant'Andrea в Percussina около Флоренции и начал  писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.

Из письма Никколо Макиавелли: «Я встаю с восходом солнца и направляюсь к роще посмотреть на работу дровосеков, вырубающих мой лес, оттуда следую к ручью, а затем к птицеловному току. Я иду с книгой в кармане, либо с Данте и Петраркой, либо с Тибуллом и Овидием. Потом захожу в постоялый двор на большой дороге. Там интересно поговорить с проезжающими, узнать о новостях в чужих краях и на родине, наблюдать, сколь различны вкусы и фантазии людей. Когда наступает обеденный час, я в кругу своей семьи сижу за скромной трапезой. После обеда я возвращаюсь снова на постоялый двор, где обычно уже собрались его хозяин, мясник, мельник и два кирпичника. С ними я провожу остальную часть дня, играя в карты. С наступлением вечера я возвращаюсь домой и иду в свою рабочую комнату. У двери я сбрасываю крестьянское платье все в грязи и слякоти, облачаюсь в царственную придворную одежду и, переодетый достойным образом, иду к античным дворам людей древности. Там, любезно ими принятый, я насыщаюсь пищей, единственно пригодной мне, и для которой я рожден. Там я не стесняюсь разговаривать с ними и спрашивать о смысле их деяний, и они, по свойственной им человечности, отвечают мне. И на протяжении четырех часов я не чувствую никакой тоски, забываю все тревоги, не боюсь бедности, меня не пугает смерть, и я весь переношусь к ним». В ноябре 1520 г. был призван во Флоренцию и получил должность историографа. Написал "Историю Флоренции" в 1520-1525 гг.

Макиавелли умер в Сан-Кашано, в  нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь  находится в Церкви Санта-Кроче  во Флоренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческая справка.

Николо Макиавелли  (1469-1527) - итальянский политический мыслитель, основатель светской политической науки. Широкое распространение получил термин “макиавеллизм”, под которым понимается тактика вероломного захвата власти, диктатура личной власти, авантюристическая внешняя политика тайных сговоров, обмана союзников, лицемерие и цинизм; все может быть выражено девизом: “цель оправдывает средства”.

Политические идеи Н. Макиавелли делиться на 3 раздела:

  1. Идея лидерства 

Жизнь Никколо Макиавелли пришлась на переломный период — рубеж XV —XVI веков: закончился четырехсотлетний этап поступательного развития Италии, глубокий кризис охватил механизмы власти и социально-экономическую структуру  общества, мануфактурный капитал  в результате постепенного спада  производства уступает конкурентные позиции  капиталу ростовщическому. На заре новой, капиталистической эры главную  роль в экономической и политической драме играет торговая буржуазия. Политическая философия Макиавелли, как проекция эпохи полна антиномий, противоречий, неожиданных решений. 

Специалисты упоминают четыре принципа Макиавелли, которые, по мнению Р. Ходжеттса, оказали влияние на развитие менеджмента: 

1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников; 

2) подчиненные должны знать,  чего они могут ожидать от  своего лидера, и понимать, чего  он ожидает от них; 

3) лидер должен обладать волей  к выживанию; 

4) лидер — всегда образец  мудрости и справедливости для  своих сторонников. Макиавелли  учил правителя, стремящегося  к успеху, согласовывать свои  действия, во-первых, с законами необходимости  (судьбой), а во-вторых, с поведением  подчиненных. Его учения содержат  определенные советы, которым должен  следовать руководитель, он рассуждает  о любви, страхе, щедрости и  проявлении других качеств в  управлении. О лидерстве. Сила  на стороне лидера, когда он  учитывает психологию людей, знает  особенности их образа мыслей, нравственных привычек, достоинства  и недостатки. Очевидно, что действиями  людей, наряду с другими качествами, правит честолюбие. Но знать это  еще недостаточно. Надо выяснить, кто именно честолюбивее и  потому опаснее для власть  предержащего: желающие сохранить  то, что имеют, или стремящиеся  приобрести то, чего у них нет. 

Состоятельными двигает страх  потерять то, что они накопили. Страх  потери порождает в них те же страсти, которыми одержимы стремящиеся к  приобретению, считает Макиавелли. Оба мотива власти, за которыми нередко  прячется обыкновенная страсть к  разрушению, одинаково порочны. Бедные жаждут приобретения точно так же, как и богатые, которым всегда кажется, что их обладание недостаточно обеспечено, если они не делают новых  приобретений. 

Богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся  завоевать ее, в принципе ведут  себя одинаково. Аморализм зависит  не от социального происхождения, он продиктован участием в борьбе за власть. «Сатанинский злодей» Цезарь Борджиа, которого Макиавелли считал идеальным руководителем, ведет себя ничуть не лучше «революционеров» из народа.  Сегодня мы знаем, что многие поколения политических лидеров XX столетия, даже не изучая трудов Макиавелли, эффективно применяли эти принципы на практике. Почему так происходило, не знает никто. Может быть, законы «негативного управления» передаются генетическим путем? Или лидеры, добивающиеся или уже добившиеся власти, применяют некие универсальные законы, которые действуют независимо от воли и сознания людей? Ни одного научного исследования на подобную тему еще не проведено. 

О власти. Ориентация на власть, стремление ее достичь таит в себе потенциальную  опасность для социального порядка, гарантом которого может быть только тот, кто эту власть уже имеет. Правитель, как персональное олицетворение  привилегий и силы, превращается в  цель для честолюбивых подданных. К  высшему посту в государстве  или компании тянется множество  рук, а дотянувшись, берут от власти по максимуму. 

Свойство стремиться наверх не зависит  от личных достоинств и недостатков. Оно действует в людях наподобие  объективного закона, независимого от воли и сознания. «Воля к власти», если воспользоваться ницшевской терминологией, выше человеческих чувств. Она управляет  нами вопреки нам самим. 

Успех в продвижении наверх зависит  не столько от интенсивности ориентации на власть, сколько от наличных средств. Обладающие многим имеют в распоряжении больше средств — деньги, связи, — чтобы сеять смуту в обществе, дестабилизировать существующий порядок. 

Имея многое, они фактически злоупотребляют тем, чем уже обладают, ибо противозаконными действиями провоцируют у неимущих те же самые алчные чувства. «Богатое честолюбие» опаснее «бедного», ибо возбуждает в людях, не обладающих властью, желание овладеть ею и всем тем, что сопряжено с властью — богатствами и почестями. 

О свободе. Наряду с властью несомненной  ценностью для людей обладает свобода. Она — такой же императив  человеческих поступков, как и власть. Если власть чаще стремятся захватить, то свободу — не потерять. 

В «Рассуждениях о Тите Ливии» Макиавелли спрашивает, кому лучше доверить охрану свободы – тем, кто желает приобрести то, чего не имеет, или тем, кто хочет  удержать за собой уже приобретенные  преимущества? 

Сравнивая исторические факты, он делает вывод о том, что свободу республики правильнее доверить простым людям, а не дворянам. Последние одержимы желанием господствовать, а первые хотят всего лишь не быть угнетенными. Значит, они больше любят свободную  жизнь и имеют меньше средств  для похищения свободы, чем дворяне. 

Подтверждая свои выводы, флорентийский  философ многократно повторяет  одну и туже мысль: человек может  смириться с утратой власти или  чести, смириться даже с потерей  политической свободы, но не с утратой  имущества. Народ молчит, когда казнят сторонников республики либо посягают на честь ее вождей. Но народ восстает, когда посягают на его имущество. О страхе и любви. Правитель не ошибется, зная, что поведением людей  руководят два главных мотива — страх и любовь. Поэтому тот, кого боятся, способен управлять так  же легко, как и тот, кто любим. 

Любовь очень тонка, а страх  прочнее и тверже. Она держится на крайне зыбкой основе — человеческой благодарности. Но благодарность легко  разрушается, и злой человек готов  воспользоваться любым предлогом, чтобы ради личной корысти изменить ей. Но разве правитель знает наперед, кто злой, а кто добрый? Ему надо быть трезвым реалистом, рассчитывая на успех даже при самых неблагоприятных обстоятельствах.  
 
Самый знаменитый вопрос Макиавелли, который до сих пор будоражит умы менеджеров: что для лидера лучше — внушать страх или любовь? Что для него полезнее: чтобы его любили или, чтобы боялись? 

В принципе, лучше, конечно, сочетать оба мотива, но, коли в жизни такое  недостижимо, для личной выгоды правителя  полезнее держать подданных в  страхе. Однако поступать надо так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе ничто не спасет государя от разбушевавшихся страстей.

Достичь необходимой меры нетрудно, памятуя, что главное — не посягать на имущественные и личные права  подданных, /для пользы дела он может  даже казнить кого-то из родственников  бунтовщика, но только не посягать на имущество. Ведь люди обыкновенно прощают и  забывают даже смерть родителей, но не потерю состояния. О честности. Конечно, людям свойственно стремиться быть честнее, чем они есть на самом  деле, как и казаться лучше, чем  они есть. Но если правитель принимает  желаемое за действительное, то он добровольно  обманывается. Между тем, как живут  люди, и тем, как они должны жить, дистанция огромная. Чаще всего терпит крушение честный правитель, ибо  он мерит людей на свой аршин, т. е. представляет их лучше, чем они есть. В отличие от него умный правитель  изучает то, что есть в действительности.

Хотя честности в людях меньше, чем они думают, сама по себе честность  ценится очень высоко, ибо человек  склонен стремиться к тому, чего у него нет. Особенно, если такие  качества пользуются уважением и  окружены почетом. Людям свойственно  обставлять себя видимыми символами, желаемыми  благами, вымышленными доблестями. Если государь стремится добиться власти, признания или лидерства, ему надо пользоваться символами, проистекающими из мотива любви. Но удержать власть можно, лишь полагаясь на мотив страха. Существует только два способа достижения цели — путь закона и путь насилия. Первый присущ человеку, а второй — диким животным. Правителю не обязательно выбирать одно из двух, ибо данная антиномия неразрешима. Он должен уметь пользоваться обоими способами.

О щедрости. Труден путь государя, его  подстерегают опасности там, где  он их не ждет. Вчерашний опыт, приведший  к успеху, сегодня оборачивается  провалом; благо, к которому он стремится, ожидая, что и подчиненные почитают это благом, способно обернуться злом. 

Информация о работе Биография Макиавелли