Человек и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Политика затрагивает интересы всех людей. В любом цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие интересов и воли людей определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Содержание работы

Введение
1. Человек как существо политическое (Аристотель)
2. Взаимоотношение человека и политики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

человек и политика.docx

— 32.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

1. Человек как существо  политическое (Аристотель)

 

2. Взаимоотношение человека  и политики

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Место человека в политической жизни издавна является предметом  горячих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности  появляются учения, по-разному оценивающие  отношение личности к политике и  государству. Наиболее влиятельные из них – учения Конфуция, Платона и Аристотеля.

С давних времен каждый человек  в той или иной мере оказывается  вовлечен в политические отношения  как подданный того или иного  государства, член той или иной социальной общности, господствующий или подчиненный, защитник Отечества или завоеватель. Эта политическая вовлеченность  существовала уже в условиях древневосточных  деспотий, хотя большинство населения  не осознавало своей причастности к  политическим процессам. Но в наибольшей степени она проявляется сейчас, в условиях демократических обществ, когда все взрослые дееспособные граждане через различные механизмы  избирательного процесса участвуют  в формировании органов власти, осуществлении  управления государством, распределении  материальных и духовных ценностей.

Политика затрагивает  интересы всех людей. В любом цивилизованном обществе политика осуществляется для  людей и через людей. Какую  значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом  выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации  состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие интересов  и воли людей определяется содержание и направленность политического  процесса, всей политической жизни  общества.

Цель - выявить сущность человека как существа политического.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

Человек как существо политическое (Аристотель)

«Человек - существо политическое» - эта истина была сформулирована великим древнегреческим философом Аристотелем. В этих словах заложен важный смысл: каждый индивид, живущий в обществе, в государстве, является лицом политическим, поскольку представляет для политики какой-либо интерес; следовательно, в обязанности цивилизованного государства входит обеспечение каждому члену сообщества достойной жизни.

 

Заниматься политикой  человека подталкивает его природный  инстинкт. Поэтому логично, что Аристотель называет человека политическим животным - Zoon politikon, ни в коей мере не придавая этому словосочетанию обидного смысла. Ведь в самой нашей психологии заложены такие естественные потребности, как потребность властвовать и подчиняться. Философы считают, что в человеке заложены мотивы и желания, делающие его существом политическим. Последующая история политической мысли обогатила представления о политике как системе разнообразных человеческих потребностей, приобретенных и врожденных. Среди них благородство и жадность, любовь и ненависть, стремление к доминированию и солидарность, потребность в свободе и желание быть частью группы.

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное  изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную  науку о политике. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах  «Политика» и «Никомахова этика». Основной тезис «Политики» Аристотеля гласит, что полис есть общность людей, вырастающая из их естественных отношений. Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в  условиях политической системы, так  как «человек по природе своей  существо политическое».

Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика. Политика - наука, знание о  том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. По Аристотелю, человек во всей полноте  способен реализовать свои возможности, самого себя только в государстве, с  его обычаями, традициями и принятыми  образцами поведения. Человек не может существовать без общения  с другими людьми.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы  придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики - справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно  совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель  гражданина состоит в умении исполнять  свой гражданский долг и в способности  повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной  цели, государственного устройства.

Государство - продукт естественного  развития, но и одновременно высшая форма общения. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей  возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

Аристотель считал, что  разум человека способен сделать  последнего ценным политическим существом  не только при наличии добродетелей и высокоморальных качеств, заложенных воспитанием. Как известно, Аристотель огромное значение придавал образованию, утверждая, что оно необходимо каждому  живущему в обществе, как воздух.

На вопрос, какая разница  между человеком образованным и  необразованным, он отвечал: «Как между  живым и мертвым». Там же. И  слова Аристотеля не были пустым красноречием, так как сам он был весьма образованным: вначале учился у Платона, затем, отойдя от платоновской школы, он занялся  самообучением и многого достиг благодаря собственному уму. Все  это позволило ему впоследствии до конца жизни учить и наставлять других людей (один из учеников Аристотеля, ставший великим, - Александр Македонский).

Возвращаясь к вопросу  о политическом существе, следует  сказать, что для древнегреческого философа политика и этика неразрывно связаны между собой. Под политикой  Аристотель понимал управление полисом  и полисную жизнь вообще, и лучшая политика в его толковании вырастает  на этической основе. В своем труде  «Политика», раскрывающем этот вопрос, он прежде всего ссылается на свои этические установки и считает  мораль главнейшим приоритетом, который  определяет человеческую добродетель  и делает личность прежде всего существом  политическим, ценным для государства. Только в городе-государстве возможно развитие различных искусств (ремесел, военного дела и др.), существующих благодаря  деятельности различных индивидов (разумно действующих людей), причем именно это является предпосылкой добродетельного  поведения, необходимого для процветания  государства в целом. Во-вторых, полис (существование человека в государстве) обеспечивает отделение умственного  труда от физического, наличие досуга, сферы свободной деятельности, что, в свою очередь, и является залогом  всеобщего счастья.

В отличие от семьи и  селения, основанных на стремлении к  продолжению рода и на отцовской  власти, государство образуется благодаря  моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается  на единомыслие граждан в отношении  добродетели. Государство не есть общность местожительства, оно не создается  для предотвращения взаимных обид или  ради удобств обмена. Конечно, все  эти условия должны быть налицо для  существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда  образуется общение между семьями и родами ради благой жизни. Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т.е. является целью их существования.

Цель самой политики, по Аристотелю, состоит в том, чтобы  обеспечивать счастье граждан, такое  состояние повседневного бытия, которое позволяет им осуществлять свою разумную сущность. Добродетельность отдельных граждан Аристотель понимал  как их политическую осведомленность, умение жить в государстве, получая  при этом блага и для себя, и  обеспечивая счастье других. Именно такой подход должен составлять цель политики. В связи с этим, по Аристотелю, индивид в качестве только полисного (политического) существа является субъектом  нравственных добродетелей. Отсюда вытекают обязанности человека по отношению  к полису (государству), которые, по мнению Аристотеля, реализуются во многих добродетелях, четко определенных им. Но основные из них, необходимые  индивиду для существования в  обществе, в государственном полисе, - это справедливость и дружба.

В учении об обществе Аристотель доказывал, будто отношения рабовладения укоренены в самой природе, и  физический труд, лишенный нравственного, а значит, и разумного начала - удел рабов. Высшая же добродетельная деятельность для Аристотеля - созерцательная деятельность разума, характерная для свободных людей. В связи с этим тот, кто занимается физическим трудом, кто заботится о материальном обеспечении государства, не имеет, с точки зрения Аристотеля, ни сил, ни времени для заботы о своем личном счастье. А счастье, по его же словам, предполагает досуг, которого лишены несвободные, поэтому они остаются непричастными к счастью.

Аристотель считает, что  счастье обеспечивается только благодаря  разумной, созерцательной деятельности, суть которой самоцельна: ее любят  ради нее самой; она является наиболее двигательной, непрерывной; она самодостаточна в том смысле, что мудрый человек  самостоятельно занимается своим делом, что способствует развитию индивидуальных творческих способностей. Наслаждения (досуг) как завершают деятельность, так и стимулируют ее, побуждают  к новой деятельности ради последующего отдыха. Добродетели призваны умерить  наслаждения, придать им совершенный  вид, подчинить их голосу разума.

Придав деятельности разума статус самого совершенства, Аристотель указал на его влияние в разделении общества на классы. Как мы знаем, древний  философ четко противопоставлял умственный и физический труд. И  поскольку представители низших классов (рабы) не способны достичь  счастья, господствующие классы (рабовладельцы) имеют все причины для получения  благ, но должны сознательно подходить  к своим историческим задачам. Но что касается государственной власти, на которой строилась древнегреческая политика, Аристотель считал наивысшими ее формами те, при которых исключена возможность своекорыстного ее использования и при которых власть служит всему обществу.

Самой наихудшей формой правления  Аристотель признавал тиранию. В  связи с этим он особое значение придавал роли среднего класса в государстве. Так как обязанностью гражданина греческого полиса была его защита, то его армию составляли граждане и наемники. При этом каждый гражданин  приобретал военное обмундирование за свой счет. В те времена основной силой войска греческого полиса была тяжеловооруженная пехота (так называемые гоплиты), поэтому чем обеспеченнее были граждане города-государства, тем  большей силой обладало войско полиса. Кроме того, Аристотель считал, что  так называемый средний класс  служит буфером между богатыми и  бедными гражданами и, с одной  стороны, препятствует стремлению бедных слоев свергнуть богатых, но, одновременно, не дает обеспеченным слоям усиливать  давление на бедных.

Таким образом, чем многочисленнее в государстве средний класс, тем сильнее государство и  тем стабильнее его внутренняя жизнь. Такое представление о человеке греческий мыслитель связывал с  понятием государства и полисной организацией античного общества. Однако на разных этапах развития человеческого  общества политика играла далеко не одинаковую роль в жизни людей. Если в эпоху  древнего мира она характеризовала  основную направленность личности, что  и побудило Аристотеля назвать человека существом политическим. То, последующие  эпохи внесли свои коррективы в соотношение  ценностных ориентации личности, выдвинув на первый план те ее стороны и качества, которые в наибольшей степени  отвечали интересам господствующих классов и социальных слоев общества. Так, например, в средние века человек  рассматривался, прежде всего, как существо религиозное, в эпоху Возрождения - как существо естественное, натуральное. В XIX в. на человека больше смотрели как на коммерческое существо.

XX век повлек за собой  реабилитацию человека как существа  политического. И это не случайно, ибо в XX в. произошли и происходят  глубочайшие политические перемены, отражающиеся на судьбах миллиардов  людей. Вместе с тем и в  XX веке взаимоотношение человека  и политики не является однозначным.  Оно зависит как от характера  общественно-политического строя,  так и от системы ценностей,  которую создает тот или иной  класс в обществе и которую  разделяет данный индивид. 

Таким образом, каждое исторически  определенное общество и каждый общественный класс имеет свою систему ценностей. Сказанное, однако, не только не исключает, но, наоборот, предполагает наличие  общих политических ценностей: свободы, достоинства и равноправия личности, общественного порядка и справедливости, демократии и ответственности. Борьба за эти ценности проходит через всю политическую историю человечества.

Информация о работе Человек и политика