Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:00, контрольная работа
Политика затрагивает интересы всех людей. В любом цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие интересов и воли людей определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
Введение
1. Человек как существо политическое (Аристотель)
2. Взаимоотношение человека и политики
Заключение
Список использованной литературы
Будучи существами политическими,
люди проявляют разную степень политической
активности. Политологи считают, что
лишь 10-20% людей действительно
Граждане государства
по-разному участвуют в
- участвуют в выборах, референдуме;
- образуют политические партии и ведут борьбу за власть;
- обращаются в парламент и местные органы власти;
- являются политическими лидерами (партий, движений);
- участвуют в митингах, демонстрациях…
И чем выше политическая активность общества, тем выше наша политическая культура. Меньше негативного происходит в обществе, больше ярких личностей, и больше наших надежд и желаний смогут осуществляться.
Взаимоотношение человека и политики
Политическая наука исходит из того, что люди, социум в целом - основа, а человек - исходная сущность политики. Человек как субъект политики и его политическое поведение.
Политику создал человек
разумный для того, чтобы люди могли
полнее развивать и реализовывать
собственные способности
Многие политические философы
исходят из того, что смысл политики
(как и любого другого вида жизнедеятельности)
состоит в том, чтобы совершенствовать
ту или иную сторону человеческого
существования, те или иные грани
личности. В силу этого занятие
политикой, вовлеченность в нее
могут и должны оказывать на людей
развивающее и гуманизирующее воздействие.
Вместе с тем, собственно политическая
деятельность способна нанести и
ущерб человеку. Какие-то негативные
качества личности, с одной стороны,
и деформированность
Простейшее определение человека политического - это активная личность, которая посредством исполнения политической роли (ролей) добивается достижения определенных и нужных ей целей. При этом используются разные подходы. Роль одного человека может сочетаться с ролями других людей, в результате чего складывается совместная деятельность, достигаются общие цели. Но если обнаружится несогласованность в исполнении людьми своих ролей, тогда вместо единого действия какой-то фрагмент политической жизни распадется на хаотические усилия отдельных акторов. Тогда они в лучшем случае могут добиться желаемого лишь частично, со значительными утратами, в том числе и персональными. Человек - основной субъект (актор) политики.
Организуя совместную жизнь
людей, государство тем не менее
всегда выступает как начало подавления
и принуждения людей к
Государство - это символ повиновения и принуждения человека к обязательному для него поведению и в этом смысле является агентом неизбежного ограничения его свободы и прав.
Со своей стороны, индивид
выступает как начало свободного
и естественного
Государство и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно в известной степени взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное - возможности в преобразовании социума.
И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между ними сохраняются. Государство остается внешней для индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами и полномочиями. Однако и человек в ряде демократических стран становится высшей социальной ценностью политических отношении, направляя государственною политику
Взаимоотношения человека и
политики в обществе политология
рассматривает с различных
Таким образом, взаимосвязь гражданина и государства - это основа политического развития общества. Государство должно выступать главным гарантом и регулятором требований личности и сплоченности общества. Оно должно способствовать формированию сознания и политической активности индивидов.
Субъективной стороной политизации
личности через государственную
принадлежность является: во-первых, осознание
существования государства, его
характера и общественных функций,
а также собственной
Поворот к человеку, утверждение
социальной справедливости, возвышение
творческого труда как
Социальный статус человека зависит не только от материальных, социальных и духовных условий, созданных в обществе, но и от того, насколько эти условия освоены личностью, от уровня ее сознания, культуры и активности. Эти условия можно разделить на внешние, т.е. такие, которые от человека не зависят, и какими бы творческими возможностями он не обладал, они не могут быть реализованы и внутренние условия - это мировоззрение, профессиональные знания, культура, желание работать, компетентность и т.д.
Внутренние условия
Человек, являясь субъектом политики, требует от нее обеспечить такие условия своего существования, чтобы он был свободен. Иногда, в повседневной жизни, под свободой понимается только право говорить и делать, что захочется. На самом деле свобода предполагает свободную деятельность, возможность самостоятельно принимать решения и отвечать за их результаты.
Политика в отношении
к человеку должна руководствоваться
принципом: «не человек для общества,
а общество для человека», т.е. личности
должны быть представлены возможности
защиты от жестких политических решений
против интересов граждан, творческой
реализации ее в политической деятельности
ибо подлинным субъектом
При всей сложности взаимоотношений
между личностью и политикой
в них отчетливо выделяются две
основные внешне противоречивые, но внутренне
связанные между собой
Если иметь в виду первую тенденцию, то она находит свое выражение в многообразии демократических форм участия индивидов в политике. В числе этих форм особенно выделяются такие, как:
- участие в управлении государством;
- участие в создании, реализации
и охране законов, в
- участие в выборах,
избирательных и иных
- участие в деятельности
политических партий и других
политических общественных
- восприятие политической
информации и ее
- участие в формировании общественного мнения.
Различаются также индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и альтернативное, революционное и охранительное политическое участие.
Конкретные формы и
уровень политического участия
в том или ином обществе зависят
от многих факторов: особенностей политического
режима, политических традиций и политической
культуры; стабильности политических
институтов и четкого разделения
функций между ними; расстановки
социально-классовых и
Что касается второй тенденции
- падения доверия к официальным
представителям политики, - то она находит
свое выражение либо в форме неучастия
в осуществлении этой политики, либо
в форме ее радикальной критики.
Речь в данном случае идет о политике
как деятельности, которая протекает
по согласованным правилам и преследует
соответствующие групповые
По мнению американского политолога Р.Лэйна, много внимания уделившего изучению механизма вхождения человека в политику, «социальная структура воздействует на политическое поведение двумя способами: она влияет на мотивацию (позиции, цели, потребности, которые ассоциируются с ней) и на имеющиеся в наличии средства достижения политических целей». Влияние групп на активность своих членов осуществляется через: определение содержания морали и обязанностей; формирование позиций в отношении к социальному окружению; влияние на самооценку; воздействие на жизненные цели; снабжение средствами достижения этих целей.
Состояние приобщения человека
к политике, выражающееся в разнообразных
формах политически активного
Факторами дальнейшего включения в политику служат различные жизненные обстоятельства, среди которых особое значение для человека имеют: отождествление себя с определенной политической силой в обществе - партией или движением; приверженность лидеру, стоящему во главе государства или политического движения; уровень образования: с его повышением интерес, степень участия людей в политической жизни устойчиво повышается; социальный статус - представления человека или социальной группы о своем месте в социальной структуре. По мере повышения социального статуса растет степень вовлеченности в политические отношения; различные типы психологической мотивации на участие в том или ином виде политических действий. При этом отмечается важность мотива достижения желаемой цели через участие в политическом движении или организации.
Состояние отчуждения или аномии, которое характеризуется разрывом связей человека и политической системы, сосредоточением усилий на реализации частных интересов в не и в противопоставлении общему интересу. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам теряют свое значение, не рассматриваются людьми в качестве авторитетных инстанций, регулирующих их поведение и отношения между собой.
Аномия возникает как сочетание ряда психических качеств, среди которых: чувство безвластия, когда собственное поведение не влияет на ход событий; потеря индивидом мировоззренческих опор в поведении, когда он просто не знает, во что верить; убеждение, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных человеком целей; минимальная степень уважения к ценностям и верованиям, доминирующим в обществе.
В аномии необходимо различать разные состояния, она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и несогласием с ними, наступать вследствие добровольного выбора или быть вынужденным состоянием, служить результатом целенаправленного отстранения социальной группы от возможности влиять на решение жизненно важных для себя проблем через систему государственных органов. Принижая и отстраняя человека от политической власти, аномия не выводит его, однако, за рамки политики, способствует концентрации мощной негативной социальной энергии, рано или поздно прорывающейся в эту сферу.