Человек в тоталитарным обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 03:59, реферат

Описание работы

Начиная от «честного убийцы за письменным столом» Эйхмана до последнего маленького бюрократа все, кто в тоталитарном государстве «честно» и бездумно выполняют свою обязанность по отношению к государству, помогают тем затягивать петлю тоталитаризма. Учителя, отказывавшиеся делать планы уроков и давать их на контроль, создавали хоть небольшую отдушину для самостоятельного творчества, хотя многие И делали это не из сознательного сопротивления, а просто по небрежности. Служащие милиции, затягивавшие по халатности месяцами регистрацию новоприбывших, давали часто возможность выжить людям, единственная «вина» которых была в том, что они происходили «не от тех» родителей.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Основные характеристики тоталитаризма 5
2.1. Признаки тоталитарного общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского 7
2.2. Роль средств массовой информации в тоталитарном обществе 9
2.3. Террор как сущностная характеристика тоталитаризма 10
3. Человек в тоталитарном обществе 12
3.1. Особенности тоталитарного сознания 17
4. Тоталитарное общество Ханны Арендт 19
5. Вывод 24
6. Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

LFFЧеловек в тоталитарном обществе.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет Культуры и Искусств

Библиотечно-Информационный Факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат.

Дисциплина: Политология

Тема: " ЧЕЛОВЕК В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ"

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4-ого курса,

гр. 21414 Агеева Юлия Сергеевна

Проверил: Хренов А. Е.

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2012 г.

 

Оглавление

 

  

1. Введение

На протяжении многих веков в обществе существуют не демократические режимы правления. Как нам известно, наиболее жестким не демократическим политическим режимом - является тоталитаризм. Само определение, относительно исторических мер, появилось не так давно. Век тоталитаризма - двадцатый.

Это недавнее прошлое  и нашей страны. Прошлое, в которым  вырастали не так далеко от нас ушедшие поколения.

Когда детям  в школе пытаются рассказать о  тоталитаризме, то чаще всего используют цитату Эвана Эсара: " Тоталитаризм - система управления, при которой  всё, что не запрещено - обязательно". В классе при этом почти всегда раздается не громкий смешок. Так что же такое тоталитаризм на самом деле? Чем он опасен для человека? И что происходит с личностью, в подобных условиях? В условиях, когда в основных своих правах и свободах нельзя быть уверенным, а понятие свобода подменяется другими понятиями.

В истории человечества восставшим угнетенным никогда не удавалось  создать общество без угнетения. До сих пор ни в российской, ни в западной политологии не изжита концепция «репрессивных режимов» и «угнетенных народов – жертв таких режимов», трактующая все социальные достижения исключительно как завоевания масс в процессе социальной борьбы. На самом деле все значительно сложнее. Исторический опыт предлагает совсем другие истины. Первое: в большинстве западных обществ современный гражданский статус личности был в меньшей мере результатом завоеваний масс. Скорее он являлся результатом постепенного проникновения промежуточных слоев в политику, их непосредственного участия в политическом процессе. Второе: введение всеобщего избирательного права представляет собой хитроумный способ устранения городских бунтов. В руках правящих элит это стало средством эффективной контрреволюции. Третье: восставшие угнетенные сами собой не становятся демократами. Приведенные в действие невежественные толпы сами являются носителями репрессивного начала. Подчас бездоказательно убежденные в том, что составляют большинство в обществе, сами они мало считались с достоинством, с интересами других социальных слоев и групп, в совокупности составлявших действительное большинство. Тирания лидеров, получивших власть в результате восстания, воспринимается массами вчерашних аутсайдеров как нормальная, отнюдь не противозаконная, как необходимость подавления «угнетателей». В качестве примера можно вспомнить восторженную реакцию масс в СССР на сталинские репрессии против «врагов народа», которых оказалось многовато.

Начиная от «честного  убийцы за письменным столом» Эйхмана  до последнего маленького бюрократа  все, кто в тоталитарном государстве  «честно» и бездумно выполняют свою обязанность по отношению к государству, помогают тем затягивать петлю тоталитаризма. Учителя, отказывавшиеся делать планы уроков и давать их на контроль, создавали хоть небольшую отдушину для самостоятельного творчества, хотя многие И делали это не из сознательного сопротивления, а просто по небрежности. Служащие милиции, затягивавшие по халатности месяцами регистрацию новоприбывших, давали часто возможность выжить людям, единственная «вина» которых была в том, что они происходили «не от тех» родителей. 

 

 

2. Основные характеристики тоталитаризма

Тоталитаризм  с точки зрения политологии —  форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Исторически понятие «тоталитарное государство» появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики — в отрицательном. На Западе в годы холодной войны была взята на вооружение риторика, которая пыталась использовать любые общие черты сталинизма и фашизма для объединения их под одной вывеской тоталитаризма. Эта модель широко использовалась в антикоммунистической пропаганде.

Параллельно, начиная  с конца 1920-х на Западе стали звучать  аргументы, что определённые черты сходства есть между политическими системами СССР, Италии и Германии. Отмечалось, что во всех трёх странах установились репрессивные однопартийные режимы во главе с сильными лидерами (Сталиным, Муссолини и Гитлером), стремящиеся к всеохватывающему контролю и призывающие порвать со всеми традициями во имя некой высшей цели. Среди первых, кто обратил на это внимание, были анархисты Армандо Борги и Всеволод Волин, священник Луиджи Стурцо, историк Чарльз Бирд, писатель Арчибальд Маклейш, философ Хорас Каллен. Характеризуя перерождение советского режима, Лев Троцкий в книге «Преданная революция» назвал его «тоталитарным». После показательных процессов 1937 года те же идеи стали выражать в своих работах и выступлениях историки Эли Халеви и Ханс Кон, философ Джон Дьюи, писатели Юджин Лайонс, Элмер Дэвис и Уолтер Липпман, экономист Кельвин Гувер и другие.

В 1939 году заключение Пакта Молотова — Риббентропа  вызвало глубокую озабоченность  на Западе, которая переросла в  бурю негодования после вторжения  Красной Армии в Польшу, а затем в Финляндию. Американский драматург Роберт Шервуд ответил пьесой «Да сгинет ночь», удостоенной Пулитцеровской премии, в которой он осудил совместную агрессию Германии и СССР. Американский сценарист Фредерик Бреннан для своей повести «Позволь называть тебя товарищем» придумал слово «коммунацизм». В июне 1941 британский премьер-министр Уинстон Черчилль сказал, что нацистский режим неотличим от худших черт коммунизма (что созвучно его же высказыванию, сделанному после войны: «Фашизм был тенью или уродливым детищем коммунизма»).1

После начала Великой  Отечественной войны и в особенности  после вступления США во Вторую мировую  войну критика СССР пошла на убыль. Более того, начал получать распространение  взгляд, что между СССР, США и  Великобританией есть много общего. Но в то же время в 1943 году вышла книга публициста Изабел Патерсон «Бог из машины», в которой СССР был вновь назван «тоталитарным обществом».

 

 

2.1. Признаки тоталитарного общества  по версии К. Фридриха и З.  Бжезинского

В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия»  Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии другие исследователи также вносили уточнения:

1. Наличие одной  всеобъемлющей идеологии, на которой  построена политическая система  общества.

2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

3. Крайне высокая  роль государственного аппарата, проникновение государства практически  во все сферы жизни общества.

4. Отсутствие  плюрализма в средствах массовой информации.

5. Жёсткая идеологическая  цензура всех легальных каналов  поступления информации, а также  программ среднего и высшего  образования. Уголовное наказание  за распространение независимой  информации.

6. Большая роль  государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.

7. Отрицание  традиций, в том числе традиционной  морали, и полное подчинение выбора  средств поставленным целям (построить  «новое общество»).

8. Массовые репрессии  и террор со стороны силовых  структур.

9. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

10. Централизованное  планирование экономики.

11. Почти всеобъемлющий  контроль правящей партии над  вооружёнными силами и распространением  оружия среди населения.

12. Приверженность  экспансионизму.

13. Административный контроль над отправлением правосудия.

14. Стремление  стереть все границы между  государством, гражданским обществом  и личностью.

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных  черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.2

 

 

2.2. Роль средств массовой информации  в тоталитарном обществе

Тоталитаризм  утверждается с помощью достаточно развитых средств массовой информации, которые выступают в качестве мощного фактора идеологического воздействия на сознание и поведение индивидов, направляя их активность в четко заданном направлении. Не случайно в данной связи то, что именно в средствах массовой информации тоталитарные лидеры видят своих ближайших помощников и непосредственных проводников внутренней и внешней политики. Им они предоставляют громадные материальные и организационно-технические возможности для ведения пропагандистской и контрпропагандистской работы. Об их кадровом обеспечении они проявляют особую заботу, тщательно просеивая представителей средств массовой информации через номенклатурное сито и подвергая жесткому идеологическому контролю. С них они в первую очередь строго спрашивают, когда возникают перебои в функционировании тоталитарной системы.

       Через средства массовой информации  тоталитарные режимы осуществляют  главным образом распространение  и внедрение различного рода  политических мифов и стереотипов.  Наиболее типичными при этом  являются следующие два. Во-первых, миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими прошлыми и настоящими общественными системами как в экономическом и социальном, так в политическом и духовном отношениях. И, во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том, чтобы установить если и не «царство божье», то по меньшей мере «идеальное общество» на земле. Для обоснования указанных мифов средства массовой информации наделяются фактически правом полной свободы в выборе аргументации, даже если эта аргументация противоречит здравому смыслу. Наглядным примером тому служит выдвинутый Н.С. Хрущевым в 60-е годы и всячески разрекламированный средствами массовой информации тезис о том, что уже в конце XX в. советские люди будут жить при коммунизме.

2.3. Террор как сущностная характеристика  тоталитаризма

Отличительная особенность тоталитарного режима состоит в том, что террор и  страх при этом режиме используются не только как инструменты уничтожения  и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников, но и как нормальные повседневные инструменты управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера гражданской войны. Террор развязывается без какой-либо видимой причины и предварительной провокации. Так обстояло дело в нацистской Германии, где террор был развязан против евреев, т.е. людей, объединенных определенными общими расово-этническими характеристиками, независимо от их поведения. В Советском Союзе же, в отличие от нацистской Германии, руководство никогда не признавало, что оно может использовать террор против безвинных людей. Но тем не менее и здесь террор служил инструментом уничтожения так называемых классовых врагов или врагов народа.

Тоталитарность  данного режима, так сказать, в чистом виде состоит не только в том, что партия, какая-либо клика или фюрер-вождь устанавливают всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни и государством, как бы полностью поглощая их, но и в том, что подавляющая масса населения чуть ли не свято верит в основные цели, установки, ориентации, постулируемые партийным руководством или фюрером-вождем: обе стороны по сути слиты в единое целое для достижения универсальной цели. С этой точки зрения чисто тоталитарными можно считать сталинский режим в нашей стране и национал-социалистический в Германии.3

В тотальной  системе нередко логика абсурда  одерживает верх над логикой здравого смысла. Фиктивная, иллюзорная, искусственно сконструированная действительность ставится на место реальной действительности. Это достигается либо произвольной трактовкой фактов в угоду политической и идеологической конъюнктуре, либо их игнорированием. Тоталитарное государство и его руководство нуждается в постоянном обосновании своей легитимности и даже непогрешимости. Отсюда — потребность в постоянном перекраивании как прошлого, так и настоящего в зависимости от поворотов политического курса руководителей партии и государства.

Важнейшим показателем  проникновения этих начал во все сферы повседневной жизни является так называемый новояз, который, как говорил Дж.Оруэлл, представляет собой «лингвистический эквивалент основной идеи официальной идеологии». Хотя новояз — литературное изобретение Дж.Оруэлла, он является реальностью. Суть этого феномена состоит в почти полной замене реального мира неким подобием сюрреалистического, абсурдного видения мира, в котором все перевернуто с ног на голову, где поистине дважды два равно пяти. В повседневной жизни нужно приспосабливаться к иррационализму языка, который скорее скрывает, чем объясняет реальное положение вещей.

Информация о работе Человек в тоталитарным обществе