Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 03:59, реферат
Начиная от «честного убийцы за письменным столом» Эйхмана до последнего маленького бюрократа все, кто в тоталитарном государстве «честно» и бездумно выполняют свою обязанность по отношению к государству, помогают тем затягивать петлю тоталитаризма. Учителя, отказывавшиеся делать планы уроков и давать их на контроль, создавали хоть небольшую отдушину для самостоятельного творчества, хотя многие И делали это не из сознательного сопротивления, а просто по небрежности. Служащие милиции, затягивавшие по халатности месяцами регистрацию новоприбывших, давали часто возможность выжить людям, единственная «вина» которых была в том, что они происходили «не от тех» родителей.
1. Введение 3
2. Основные характеристики тоталитаризма 5
2.1. Признаки тоталитарного общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского 7
2.2. Роль средств массовой информации в тоталитарном обществе 9
2.3. Террор как сущностная характеристика тоталитаризма 10
3. Человек в тоталитарном обществе 12
3.1. Особенности тоталитарного сознания 17
4. Тоталитарное общество Ханны Арендт 19
5. Вывод 24
6. Список использованной литературы 25
Санкт-Петербургский
Государственный Университет
Библиотечно-Информационный Факультет
Реферат.
Дисциплина: Политология
Тема: " ЧЕЛОВЕК В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ"
Выполнила: студентка 4-ого курса,
гр. 21414 Агеева Юлия Сергеевна
Проверил: Хренов А. Е.
Санкт-Петербург, 2012 г.
Оглавление
На протяжении многих веков в обществе существуют не демократические режимы правления. Как нам известно, наиболее жестким не демократическим политическим режимом - является тоталитаризм. Само определение, относительно исторических мер, появилось не так давно. Век тоталитаризма - двадцатый.
Это недавнее прошлое и нашей страны. Прошлое, в которым вырастали не так далеко от нас ушедшие поколения.
Когда детям в школе пытаются рассказать о тоталитаризме, то чаще всего используют цитату Эвана Эсара: " Тоталитаризм - система управления, при которой всё, что не запрещено - обязательно". В классе при этом почти всегда раздается не громкий смешок. Так что же такое тоталитаризм на самом деле? Чем он опасен для человека? И что происходит с личностью, в подобных условиях? В условиях, когда в основных своих правах и свободах нельзя быть уверенным, а понятие свобода подменяется другими понятиями.
В истории человечества
восставшим угнетенным никогда не удавалось
создать общество без угнетения.
До сих пор ни в российской, ни
в западной политологии не изжита
концепция «репрессивных
Начиная от «честного убийцы за письменным столом» Эйхмана до последнего маленького бюрократа все, кто в тоталитарном государстве «честно» и бездумно выполняют свою обязанность по отношению к государству, помогают тем затягивать петлю тоталитаризма. Учителя, отказывавшиеся делать планы уроков и давать их на контроль, создавали хоть небольшую отдушину для самостоятельного творчества, хотя многие И делали это не из сознательного сопротивления, а просто по небрежности. Служащие милиции, затягивавшие по халатности месяцами регистрацию новоприбывших, давали часто возможность выжить людям, единственная «вина» которых была в том, что они происходили «не от тех» родителей.
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.
Исторически понятие «тоталитарное государство» появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики — в отрицательном. На Западе в годы холодной войны была взята на вооружение риторика, которая пыталась использовать любые общие черты сталинизма и фашизма для объединения их под одной вывеской тоталитаризма. Эта модель широко использовалась в антикоммунистической пропаганде.
Параллельно, начиная с конца 1920-х на Западе стали звучать аргументы, что определённые черты сходства есть между политическими системами СССР, Италии и Германии. Отмечалось, что во всех трёх странах установились репрессивные однопартийные режимы во главе с сильными лидерами (Сталиным, Муссолини и Гитлером), стремящиеся к всеохватывающему контролю и призывающие порвать со всеми традициями во имя некой высшей цели. Среди первых, кто обратил на это внимание, были анархисты Армандо Борги и Всеволод Волин, священник Луиджи Стурцо, историк Чарльз Бирд, писатель Арчибальд Маклейш, философ Хорас Каллен. Характеризуя перерождение советского режима, Лев Троцкий в книге «Преданная революция» назвал его «тоталитарным». После показательных процессов 1937 года те же идеи стали выражать в своих работах и выступлениях историки Эли Халеви и Ханс Кон, философ Джон Дьюи, писатели Юджин Лайонс, Элмер Дэвис и Уолтер Липпман, экономист Кельвин Гувер и другие.
В 1939 году заключение Пакта Молотова — Риббентропа вызвало глубокую озабоченность на Западе, которая переросла в бурю негодования после вторжения Красной Армии в Польшу, а затем в Финляндию. Американский драматург Роберт Шервуд ответил пьесой «Да сгинет ночь», удостоенной Пулитцеровской премии, в которой он осудил совместную агрессию Германии и СССР. Американский сценарист Фредерик Бреннан для своей повести «Позволь называть тебя товарищем» придумал слово «коммунацизм». В июне 1941 британский премьер-министр Уинстон Черчилль сказал, что нацистский режим неотличим от худших черт коммунизма (что созвучно его же высказыванию, сделанному после войны: «Фашизм был тенью или уродливым детищем коммунизма»).1
После начала Великой
Отечественной войны и в
В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии другие исследователи также вносили уточнения:
1. Наличие одной
всеобъемлющей идеологии, на
2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.
3. Крайне высокая
роль государственного
4. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.
5. Жёсткая идеологическая
цензура всех легальных
6. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.
7. Отрицание
традиций, в том числе традиционной
морали, и полное подчинение выбора
средств поставленным целям (
8. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
9. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.
10. Централизованное планирование экономики.
11. Почти всеобъемлющий
контроль правящей партии над
вооружёнными силами и
12. Приверженность экспансионизму.
13. Административный контроль над отправлением правосудия.
14. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.
Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.2
Тоталитаризм утверждается с помощью достаточно развитых средств массовой информации, которые выступают в качестве мощного фактора идеологического воздействия на сознание и поведение индивидов, направляя их активность в четко заданном направлении. Не случайно в данной связи то, что именно в средствах массовой информации тоталитарные лидеры видят своих ближайших помощников и непосредственных проводников внутренней и внешней политики. Им они предоставляют громадные материальные и организационно-технические возможности для ведения пропагандистской и контрпропагандистской работы. Об их кадровом обеспечении они проявляют особую заботу, тщательно просеивая представителей средств массовой информации через номенклатурное сито и подвергая жесткому идеологическому контролю. С них они в первую очередь строго спрашивают, когда возникают перебои в функционировании тоталитарной системы.
Через средства массовой
Отличительная
особенность тоталитарного
Тоталитарность данного режима, так сказать, в чистом виде состоит не только в том, что партия, какая-либо клика или фюрер-вождь устанавливают всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни и государством, как бы полностью поглощая их, но и в том, что подавляющая масса населения чуть ли не свято верит в основные цели, установки, ориентации, постулируемые партийным руководством или фюрером-вождем: обе стороны по сути слиты в единое целое для достижения универсальной цели. С этой точки зрения чисто тоталитарными можно считать сталинский режим в нашей стране и национал-социалистический в Германии.3
В тотальной системе нередко логика абсурда одерживает верх над логикой здравого смысла. Фиктивная, иллюзорная, искусственно сконструированная действительность ставится на место реальной действительности. Это достигается либо произвольной трактовкой фактов в угоду политической и идеологической конъюнктуре, либо их игнорированием. Тоталитарное государство и его руководство нуждается в постоянном обосновании своей легитимности и даже непогрешимости. Отсюда — потребность в постоянном перекраивании как прошлого, так и настоящего в зависимости от поворотов политического курса руководителей партии и государства.
Важнейшим показателем проникновения этих начал во все сферы повседневной жизни является так называемый новояз, который, как говорил Дж.Оруэлл, представляет собой «лингвистический эквивалент основной идеи официальной идеологии». Хотя новояз — литературное изобретение Дж.Оруэлла, он является реальностью. Суть этого феномена состоит в почти полной замене реального мира неким подобием сюрреалистического, абсурдного видения мира, в котором все перевернуто с ног на голову, где поистине дважды два равно пяти. В повседневной жизни нужно приспосабливаться к иррационализму языка, который скорее скрывает, чем объясняет реальное положение вещей.