Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 03:59, реферат
Начиная от «честного убийцы за письменным столом» Эйхмана до последнего маленького бюрократа все, кто в тоталитарном государстве «честно» и бездумно выполняют свою обязанность по отношению к государству, помогают тем затягивать петлю тоталитаризма. Учителя, отказывавшиеся делать планы уроков и давать их на контроль, создавали хоть небольшую отдушину для самостоятельного творчества, хотя многие И делали это не из сознательного сопротивления, а просто по небрежности. Служащие милиции, затягивавшие по халатности месяцами регистрацию новоприбывших, давали часто возможность выжить людям, единственная «вина» которых была в том, что они происходили «не от тех» родителей.
1. Введение 3
2. Основные характеристики тоталитаризма 5
2.1. Признаки тоталитарного общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского 7
2.2. Роль средств массовой информации в тоталитарном обществе 9
2.3. Террор как сущностная характеристика тоталитаризма 10
3. Человек в тоталитарном обществе 12
3.1. Особенности тоталитарного сознания 17
4. Тоталитарное общество Ханны Арендт 19
5. Вывод 24
6. Список использованной литературы 25
В начале ХХ века французский социолог Гюстав Лебон, противник идеи социального равенства, обратил внимание на то, сколь быстро европейские общества движутся к анархии, к «царству толпы». Испанский социолог и культуролог Хосе Ортега-и-Гассет также указывал на рвавшуюся к власти толпу, сметавшую на своем пути не только остатки аристократии, предложившей (хотя бы в пределах собственного круга) нормы этики, общежития, человеческого достоинства, позднее ставших нормами культурного человечества, но и часть буржуазных элит. Самые активные идеологи и лидеры толпы, по убеждению ученого, спровоцировали катастрофы ХХ века.
Толпа, или масса,
рассматривалась этими
В работах о тоталитаризме Ханна Арендт развивала эти идеи исходя из исторического опыта нацистской Германии, и главным образом – предвоенного Советского Союза. При всех несомненных различиях обе политические системы демонстрировали немало общего.
Фашизм дает растерявшемуся человеку иллюзорный смысл жизни, иллюзорную значимость одобряемых нацистской идеологией действий. Он предлагает столь же иллюзорную безопасность в группе единомышленников, ведомой сильным лидером, приобщает к чувству власти путем безнаказанной агрессии против более слабых. Символ могущества и триумфа – массовое сборище, на котором «единение вождя и народа» сопровождается массовой истерией.
Сходным путем
шли поколения «строителей
Ханна Арендт полагала,
что Ленин пытался
Ни одно из этих гигантских человеческих жертвоприношений не было оправдано интересами государства. Многое делалось в ущерб экономике и долгосрочной политике. Ни один из уничтоженных слоев общества не выступал активно против режима, не был в действительности опасен для него. Активная, организованная оппозиция перестала существовать к 1930 году, когда на ХVI съезде партии Сталин объявил вне закона как правый, так и левый уклоны. Изучавший документы секретных архивов бывший член Политбюро Александр Яковлев считает, что жертвами репрессий сталинского режима оказались около 35 миллионов человек.
Равенство, точнее было бы сказать, бесправие всех подданных перед лицом власти «товарищей» было одной из главных задач всех деспотов с древнейших времен. И все же такое уравнение всех в бесправии оказалось недостаточным в эпоху тоталитарного правления ХХ века, поскольку все предыдущие системы оставляли более или менее нетронутыми некоторые неполитические связи между подданными, такие, как семейные узы, профессиональные и культурные интересы. Ханна Арендт говорит о решимости тоталитарных властей «раз и навсегда покончить с нейтральностью даже шахматной игры», то есть с независимым существованием какой бы то ни было деятельности, развивающейся по собственным законам. С точки зрения тоталитарных правителей, общество «любителей шахмат ради самих шахмат» лишь степенью отличается, например, от класса сельского населения, стремившегося к самостоятельному хозяйствованию на земле. Известно вмешательство партийных функционеров в научную сферу советского общества. Гиммлер точно определил члена СС как новый тип человека, который никогда и ни при каких обстоятельствах не будет заниматься «делом ради самого дела».
Исследуя механизм действия тоталитарного общества, Ханна Арендт пристально рассматривала и отдельного человека, частицу массы, без участия которого не были бы возможными массовые преступления: «Ужас состоит в том, что в этой машине убийства каждый тем или иным образом вынужденно занимает какое-то место, даже если он не работает непосредственно в лагерях смерти». Из всего этого она делает малообнадеживающий вывод, что «каннибалами могут стать и обыкновенные люди», которые превращаются в соучастников тоталитарных властей.
Ханна Арендт не дожила до возрождения и подъема тоталитарных режимов в освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости азиатских и африканских странах. Она не предполагала взрыва массового исламского террора: ей казалось, что пережитых уроков нацизма человечеству вполне довольно. В годы войны германский фашизм имел активных приверженцев в арабских странах. Их привлекала прежде всего его антисемитская «составляющая». А роднит их обесценивание жизни: «Ты – ничто, движение – все!»
Сегодня арабо-израильский конфликт приобретает особый драматизм вследствие почти не скрываемого попустительства европейских стран арабскому террору. Оно имеет те же мотивы корысти, страха и ненависти к евреям, что и в прошлом столетии, хотя прикрывается фиговым листком пародии на защиту прав человека.
Тоталитаризм не только нарушает основные законы естественного развития человека, но часто даже лишает самого человека права на жизнь. В таких государствах появляются целые огромные группы одинаковых людей, живущих в страхе за свою жизнь. Все это в совокупности создает условия для формирования homo totalitaricus как весьма странной и парадоксальной амальгамы таких характеристик, как чуть ли не обожествление рекордов и средней производительности; революционной (понимаемой в самом широком смысле) героики, герое почитания; слепой веры и крайнего цинизма; вождизма, конформизма и человека-функции.
Это конечно удобно и даже, может быть полезно в определенных исторических ситуациях . Таких, как например Великая Отечественная война.
формирование коллективной цели общества в виде идеала «светлого будущего», который воплощал вековую мечту о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тогдашнего советского общества. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства. Таким образом, тоталитаризм был своеобразной реакцией отторжения патриархальным сознанием социальных маргиналов таких общечеловеческих ценностей, как рынок, конкуренция, частная собственность, свобода личности.
«Тоталитарный синдром» как реакция на индивидуализм сохраняет свою актуальность и сегодня в странах с неразвитым гражданским обществом, низкой политической культурой. Преодоление данного синдрома требует активного введения" в политическую жизнь принципа свободной конкуренции с обязательными условиями - уважением всеми участниками политической борьбы «правил игры», законопослушанием, с усвоением гражданами демократической системы ценностей.
1.Арендт Х. Истоки тоталитаризма
// http://www.mgimofp.narod.ru/
2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм
// http://www.sociograd.ru/kak_
3. Берлин И. Философия свободы. Европа. — М.: Новое литер. обозр., 2009.
4. Гаджиев К.С. Политология. М.: Юрайт-Издат, 2011. – 432 с.
5. Голомшток И. Тоталитарное искусство. — М.: Галарт, 2007.
6. Гьячче В. Тоталитаризм: Позорная
история дутой концепции [эл. док]/ В. Гьячче,
пер. Ю. Жилцова // Rebellion (электронный журнал).
- режим доступа: [http://left.ru/2006/11/
7. Лакёр У. Чёрная сотня. Истоки русского фашизма. — M.: Текст, 2008
8. Лефор К. Формы истории. Очерки политической антропологии. — СПб.: Наука, 2007.
9. Мухаев Р.Т. Политология. М.: Проспект, 2011. – 640 с.
10. Самойлов Э. В. Фюреры. Общая теория фашизма. В 3-х т. — Калуга: СЭЛС, 2009
1 Лакёр У. Чёрная сотня. Истоки русского фашизма. — M.: Текст, 2008
2 Мухаев Р.Т. Политология. М.: Проспект, 2011. – 640 с.
3 Гаджиев К.С. Политология. М.: Юрайт-Издат, 2011.
4 Гаджиев К.С. Политология. М.: Юрайт-Издат, 2011.
5 Самойлов Э. В. Фюреры. Общая теория фашизма. В 3-х т. — Калуга: СЭЛС, 2009
6 Берлин И. Философия свободы. Европа. — М.: Новое литер. обозр., 2009.