Что такое политика. Что – наука о политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:16, лекция

Описание работы

Политика как явление общественной жизни: происхождение, сущность и основные черты. Структура политики. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Политическая система и политика. Структура политической системы. Некоторые функции политической системы.

Файлы: 1 файл

лекция1.doc

— 489.50 Кб (Скачать файл)

Многое дает применение поведенческого подхода к исследованию политической жизни, который развивался, прежде всего, в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно, обладает и определенными преимуществами.

Во-первых, он ориентирует  на использование количественных методов  изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического  поведения людей сквозь призму их психологических установок.

         Говоря о практической функции политологии, следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение, прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в чутком реагировании на потребности политической практики.

Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью. Идут усиленные поиски такой модели сотрудничества между политологами-теоретиками и политологами-практиками, которая бы, полностью исключала какие-либо формы административного давления и в максимальной степени учитывала интересы как одних, так и других.

Прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества. Прогностическая функция политологии предполагает, во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта. В-третьих, моделирование политических процессов и отношений.

Познавательная функция политологии, как и всякой другой науки обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов.

Функция рационализации общественной жизни, дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д.

 Нормативно-ценностная функция политологии реализуется в рамках гуманистически ориентированной политической системы.

Научно-прикладная функция обеспечивает критический анализ текущих процессов, политических последствий осуществления социально-политических программ, проектов; идентификация проблем, разработка возможных вариантов их решения; политологическая экспертиза проектов политико-управленческих решений, законов, программ политических партий.

Прогностическая функция выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества и способна дать:

  1. долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе;
  2. представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия;
  3. рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты.

Политика существует в различных формах - в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет  сложное строение. Помимо составных частей (форма, содержание, и процесс) и элементов в  политике выделяют три уровня ее существования:

    • макроуровень, характеризует государство как целое;
    • микроуровень, отдельные организации;
    • мегауровень, относится  к деятельности  международных организации: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Первый из этих уровней занимает  центральное место и характеризует суть политики, с ним и связывают  основные функции политики в обществе:

  • поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного  порядка и организованности;
  • разработка целей всего общества  и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
  • авторитарное, обязательное  для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
  • предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
  • конституирование сложных социальных  субъектов (коммуникационная система);

Кроме этих, присущих  в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет  ряд специфических для определенных типов социальных систем функций:

  • поддержка классового  или  социального господства;
  • защита основополагающих прав человека;
  • привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;
  • обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Достаточно детально вопрос о функциях  политики разработан в системном анализе. Так, один из  основоположников теории  политических систем Г.Алмонд выделяет две основополагающие функций:

  • функции «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике, артикуляция интересов, агрегирование  интересов;
  • функции «вывода»  - влияние  политической системы на общество.

К функциям «вывода» относятся: разработка норм (законов), их применение, контроль за их соблюдением.

Для более детального анализа функции политолога имеет смыл перечислить еще одну градацию функции политологии, так как, политология - как самостоятельная отрасль знаний реализирует все присущие ответственной науке функции: теоретико -  познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Существуют и действуют  функции только  во взаимосвязи  и взаимодействии.

 

История политологии  как науки.

Политология занимает видное место среди наук об обществе, определяемое тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

Современная политология  начала формироваться с конца XIX - начала XX века. В политологии на протяжении ее существования, как и в большинстве других наук, вопрос о ее предмете трактовался неоднозначно. Среди современных политологов также распространены существенно различающиеся мнения на этот счет.

Одни ученые считают, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике, а ее предмет охватывает далеко не все области политической сферы общества.

Другие исследователи, по существу, отождествляют политологию политическую социологию как наиболее общие науки о политике.

Третья точка зрения заключается в том, что ее сторонники рассматривают политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях.

Все три точки зрения на подходы к определению предмета политологии имеют как достоинства, так и некоторые слабые места. Большинство политологов все же отдает предпочтение последней точке зрения.

Политология изучает  политическую действительность во всем ее многообразии, а именно: субъекты и объекты политики, политические процессы, идеи и концепции.

Политология оперирует  несколькими уровнями политического знания:

  • В политической философии (рассматриваются общие подходы к политике).
  • В политической теории (сводится к изучению политических институтов).
  • Империческая политология (изучает частные явления, например - мотивы поведения).

              При изучении политологии реализуются два альтернативных подхода:

  • Институциональный, (базируется на изучении политических институтов, таких как - государство, партия; приверженцы - историки, юристы).
  • Функциональный, (отличается меньшей логичностью; приверженцы - философы, психологи. ) Этот подход реализует функциональную сторону политики, но при этом его неизбежно отличает эклектика; функциональное понятие данного подхода - власть.

В российской политологии  существуют приверженцы и первого, и второго подхода, а государственный образовательный стандарт пытается их объединить. Виднейшими российскими политологами являются А.В. Дмитриев, А.В. Малько, А.И. Демидов, К.С. Гаджиев, А.А. Федосеев.

В современном мировом  обществоведении существует множество истолкований понятия «политика». Однако среди большого количества подходов преобладают определения политики через власть и отношения властвования.

Конкретно политика представляет собой совокупность определяемых коренными  интересами тех или иных социальных групп и государств установок и целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах, а также их практическую деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей.

Политику можно определить как сферу деятельности, связанную с отношениями между социальными группами, нациями, индивидами по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти.  Политика также включает деятельность в сфере отношений между государствами.

По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и  внешнюю. В зависимости от той  сферы общественных отношений, которые  являются объектом политического воздействия, в структуре политики выделяют экономическую  политику, социальную политику, политику в собственно политической сфере, культурную политику.

По критерию масштабности и долговременности, целей политику классифицируют на стратегическую и  тактическую. Политику можно классифицировать по ее субъектам на государственную, партийную, политику общественных организаций и движений.

Сложную теоретическую  проблему представляет вопрос о взаимодействии политики с экономикой. Думается, плодотворной является та точка зрения, что политика определяется, детерминируется экономикой, но в то же время обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику.

Будучи связанной, со всеми сферами жизни общества и воздействуя на них, политика выполняет  исключительно важные функции. Американский политолог Т.Парсонс подчеркнул следующие три функции:

  • определение коллективных целей общественного развития;
  • мобилизация и принятие решений;
  • сохранение стабильности социума и распределение ресурсов.
  • сохранение целостности и стабильности общества (Р.Дебре).

В отечественной политологии  отмечаются такие функции политики:

    1. выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества;
    2. разрешение общественных конфликтов, их рационализация;
    3. руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом;
    4. интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,
    5. политическая социализация;
    6. обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

В самые древние периоды  уже была проявлена  заинтересованность в анализе некоторых  явлениях, которые мы сейчас  оцениваем  как политические.

В общих чертах  историю  зарождения и развития  политической мысли  можно периодизировать в следующую схему:

  1. Интуитивный  период (сопоставимый  с периодом первобытных  отношений, не оставившим  какой – либо стабильной информации, но позволяющий по отдельным археологическим  памятникам  судить  о наличии  некоторых  очевидно интуитивных представлениях об общественных связях и власти).
  2. Религиозно – мифологический  период – соотносимый с ранними  стадиями формирования  государственности, когда недостаток собственно научного материала возмещалсямифологическими  концепциями (Гомеровская Греция).
  3. Период  философско-этических норм, когда философский анализ позволил компенсировать недостатки скудных научных данных  эмпирического характера (Античный мир классического  периода и периода Эллинизма).
  4. Период средневековой  философской мысли -  характерен господством  церкви и некоторым забвением  античного наследства.
  5. Эпоха Возрождения (или  примитивно -  научный период).
  6. Собственно научный период (новое время), когда  постепенный уход религиозных концепций совпал с достаточным научным уровнем.  В зависимости  от доминанты отдельных научных циклов можно  выделить:
    1. Религиозно – научный (первая пол. 19 в.);
    2. Естественно – научный (вторая пол. 19 в.);
    3. Экономический (нач.20 в.);
    4. Психолого-социальный (до сер. 20 в.);
    5. Комплексный этап.

Информация о работе Что такое политика. Что – наука о политике