Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:16, лекция
Политика как явление общественной жизни: происхождение, сущность и основные черты. Структура политики. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Политическая система и политика. Структура политической системы. Некоторые функции политической системы.
Попробуем более детально разобраться с наиболее интересными этапами, проецируя их на исторические этапы развития общества и сознания.
В политической науке глубина и совершенство анализа определяются не только ее «возрастом», но и тем, насколько систематическии успешно она обновляется. История политологии - процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического арсеналов. Знание о политическом собирательно по своей сути. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается.
Как и все знания об обществе, политическая мысль развивалась в прямой зависимости от многих факторов, в том числе:
Учения древнегреческих мыслителей.
В учениях Древнего мира
зарождаются и основы политической
философии, юриспруденции, складываются
политико-социологические
Особенности ландшафта Греции, ее многочисленные связи с границей создавали плодотворные коммуникации с другими государствами, многообразие культурных стилей заключало в себе богатство политической жизни с активным участием граждан в правлении. Здесь легитимность (признание) власти перестала быть теократической, в государствах и между государствами велась ожесточенная борьба за власть. Именно в Древней Греции сложился полис, который одновременно был и городом – государством, и городом – обществом, олицетворяя собой гражданскую жизнь.
В числе многих древнегреческих мыслителей особо следует выделить Демокрита, Платона и Аристотеля.
Согласно Демокриту, возникновение и становления человеческого рода, общества, политической жизни является составной частью естественного процесса движения атомов в пустоте. Этот процесс совершается без божественного вмешательства и имеет прогрессивную направленность. Ведущую роль здесь играет сам человек.
Платона считают «отцом» политической науки. Его воззрения существенно менялись на протяжении его долгой жизни. Если в ранних его работы «Апология Сократа», «Протагор», «Критон» доминируют взгляды и метод Сократа – рационализм, то в более поздних - «Государство», «Политика», «Парменид», «Законы» прослеживаются религиозно – мифологические мотивы. Главным в учении Платона является его воззрение о двух мирах – мире идей и мире явлений. Мир идей – это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира, мир явлений - это нечто мнимое, подвижное, искаженная копия мира идей.
Исходя из этого постулата, Платон моделирует идеальное государство (идеальное - в смысле соответствия идеям Платона). Раскрывая смысл этого государства, Платон выделяет следующие его черты:
Отклоняющимися от идеального государства Платон считает 4 типа государственного устройства: тимократию (власть честолюбивых, прежде всего воинов-стражей), олигархию (власть немногих), демократию (власть народа), тиранию (незаконную власть одного), появляющуюся в хаосе демократии и основанную на насилии.
В отличие от Платона его ученик Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своих произведениях "Политика", "Афинская политая", "Этика", "Риторика" явился основателем аналитического направления, опирающегося на наблюдение, а не на интуицию. К дедуктивному методу своего учителя Аристотель добавил анализ. Он усматривал в государстве созданное людьми учреждение и не был склонен идеализировать его, исходил из человеческой психологии, рассматривая человека как социальное, политическое существо, считал, что именно в полисе-государстве происходит формирование человека как существа политического. Он учил различать политическую форму и стоящие за ней социальные отношения. Правильными формами государственного устройства Аристотель считает те, при которых целью политики является общее благо (монархия, аристократия, политая), а неправильными те, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих (тирания, олигархия, демократия).
При этом Аристотель не против демократии как таковой, он против ее деформированной формы, когда народ или власть не подчиняются закону.
Учения древнеримских мыслителей.
В Риме культ цезарей был вновь связан с божественным началом. Двухтысячелетняя история Римского государства - это огромный опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания. Римские философы и юристы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) создал учение о государстве как публично-правовой общности, ввел понятие юридического лица. Особый интерес представляют его идеи о трех простых формах правления (царская власть, привлекающая своим благоволением; власть оптиматов (аристократии), привлекающая мудростью; народная власть, привлекающая свободой) и соединение их достоинств в смешанном государстве. Цицерон на протяжении всей своей практической деятельности (квестор, член сената, претор, консул) вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной диктатуры, чем также заслужил хорошую и долгую память у потомков.
В Римской империи многое сделали для развития политической мысли Сенека, Эпиктет, Марк, Аврелий. Светоний своей книгой "Жизнь двенадцати цезарей" положил начало традиции политических портретов. В Древнем Риме, благодаря творческим усилиям юристов (Гай, Павел, Юстиниан и др.), была создана новая наука - юриспруденция, в центре которой находился широкий спектр проблем теоретического и практического характера.
Средневековые философы о политике.
От Аристотеля, Цицерона до Н. Макиавелли практически длится пауза в развитии политической мысли Возникновение и развитие Христианства и идеал заключенного в нем гармонического миропорядка имели следствием то, что политическая наука уже не выступала в качестве реального диалога с действительностью. Другой причиной можно считать отсутствие заинтересованности основных социальных групп в самом объяснении политической реальности в условиях фактической частной собственности государя на государство. Однако, к XIV веку уже были известны основные принципы этой теории- народ имеет право на создание власти, независимой от церкви, право изменять форму правления. Христианству, преобразившему политические идеи в интеллектуальном и социальном смысле, все же не удалось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии.
Августин Аврелий - философ,
влиятельный проповедник и
Ход человеческой истории, по мысли Августина, предопределен Божественным проведением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. Божество есть лишь источник добра, зло проистекает из свободной воли стремящейся к самостоятельности и не признающей Божественных установлений. Августин отрицательно относился ко всякого рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим охарактеризованы как «большая шайка разбойников». Связав царство дьявола с государством, Августин положил начало многим средневековым ересям. Смысл истории - по Августину - в победе христианства во всемирном масштабе.
В средневековье в рамках христианства как государственной религии обосновывается происхождение политической власти от бога и необходимость повиновения не только из страха наказания, но и по совести. В ХП-ХШ вв. в учении Фомы Аквинского обосновывается законность государственной власти.
XIII в. - век наивысшего могущества Римской церкви. В это время происходит окончательное становление средневековой религиозной догматики. Этим церковь обязана Фоме Аквинскому, который помимо богословия и философии трактовал проблемы права, морали, государства, экономики. Его политические взгляды изложены в работе «О правлении государей», в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Одна из частей главного произведения «Сумма теологии» специально посвящена законам. В 1323 г. причислен к лику святых.
В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на земле - от Бога. «Государственное сообщество, - писал он, - является приготовлением к высшему сообществу - государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели». При этом следует различать сущность, форму и использование власти. Главная задача государственной власти - содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир подданным. Но использование власти может быть дурным. Поэтому в той мере, в какой светская власть нарушает законы Бога, Подданные вправе оказывать ей сопротивление.
В учении Фомы Аквинского признавался суверенитет власти народа. Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек как гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами законов: вечным, естественным, человеческим и Божественным. В силу причастности ума человека к Божественному разуму, ум человека управляет всеми его нравственными силами и является источником закона естественного (он повелевает делать добро и избегать зла). Из естественного закона вытекает закон человеческий, созданный по воле людей. Целью человеческого закона должно быть общее благо, которое Фома понимает так же, как и Аристотель: Оно имеет в виду интересы, которые касаются одинаково всех граждан. Законы человеческие имеют целью принудить людей делать то, что они должны делать. А достигается эта цель тремя способами: повелевая, допуская и запрещая. Помимо направленности к общему благу, закон должен быть издан компетентной властью и обнародован. Что касается Божественного закона - то это законы Ветхого и Нового Завета, те, что ведут человека к достижению блаженства в потусторонней жизни, для чего и требуется Божественное откровение по причине недостаточности одного естественного разума.
Как и в Европе, начальная стадия политической мысли России отличалась тем, что она не отделялась от религиозной, растворялась в синкретическом видении мира общины. В древних источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной. Так, в "Поучениях" (XII в.) В. Мономаха говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле. В. Мономах завещал быть милосердным и правосудным, не позволять "сильным погубить человека". В "Молении Даниила Заточника" (XII—ХП1 вв.) выделяется другая сторона княжения - каким должен видеться князь? Он должен быть заботливым отцом и в то же время грозным для врагов и подданных.
Источник власти идентифицируется с божественным началом, и в этом суть политической мысли Руси и средневековой Европы. Однако на Руси сильной оказалась тенденция идентификации основы власти с согласием властвующих и подданных. В "Повести временных лет" Нестора (XI—ХП вв.) есть легенда о том, как на Русь призвали варяжских князей. Легенда как бы выполняла реальную политическую роль, рассказывая об исторической независимости Киева от византийских императоров, которые претендовали на всевластие во всем православном мире. Уже со времен Древней Руси росло сознание, что в основе государства должно лежать согласие.
Активность незнатных граждан России в годы шведско-польской интервенции, подъем национального самосознания народа привели к идее избрания царя "всей землей". Мысль о народно-избранном царе противоречила старому убеждению о божественном происхождении власти, но одновременно положила начало русской традиции соборности, общинности. В новом принципе "глас народа - глас божий" объединялось теологическое и мирское видение власти. Если соборность и можно назвать демократией, то только в общинном смысле слова. Соборность исключала Я, предлагала только МЫ, исключала несогласие и тем более оппозицию, но предполагала авторитарность. Идеология русской государственности развивалась в обстановке независимости от внешних политических центров и растущих национальных интересов. В "Слове о законе и благодати" Иллариона (XI в.) говорилось о независимости Киева от Византии. Утверждалось, что время богоизбранности Царьграда, притязаний Византии на создание вселенской церкви и империи прошло, что Русь не нуждалась в чьей-либо опеке. По мере усиления роли государства, с переходом византийской ветви христианства на Руси в русское православие идея государственной и церковной независимости перерастает в осознание особой миссии России в отношении православия во всем мире. В XVI в. сформировалась теория "Москва - третий Рим". Сложилась важнейшая идеологическая основа согласия и определения границ государственных интересов.
Последствия союза царской власти и церкви сказались неоднозначно на политическом развитии России. Такой союз укреплял центральную власть, государственность, но одновременно лишал Русь важного источника развития - критики власти. Церковь находилась в основном под властью князей и царей. Это ограничивало ее возможности в критике власти.
Критика в адрес царской власти прозвучала только раз и то из-за рубежа. Критика изнутри была обречена и уже потому невозможна. Курбский (XVI в.), признавая полновластье царя, в то же время считал, что царь должен советоваться со своими вельможами, оставлять за боярином "право отъезда", если он был недоволен царем. Курбский увидел опасность в политике Ивана IV, который опирался на опричнину, состоящую из малоизвестных и малоимущих, жаждущих крови именитых бояр. Своей политикой Иван IV разрушал жизненно необходимый для государственности социальный слой.
Информация о работе Что такое политика. Что – наука о политике