Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:16, лекция
Политика как явление общественной жизни: происхождение, сущность и основные черты. Структура политики. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Политическая система и политика. Структура политической системы. Некоторые функции политической системы.
Методы политологических исследований.
Методика сбора данных (первичного материала) предполагает комплексное использование следующих методов:
I.Прикладные (социологические) методы.
1. Опрос.
Посредством опроса собирается в некоторых случаях до 100 % первичной информации. В зависимости от масштабов, целей, задач исследования рекомендуется остановить свой выбор на одной из предложенных форм опроса.
Анкетирование (поcтроено на последовательном письменном ответе респондента на блок вопросов, является наиболее популярной формой письменного опроса, имеет ряд преимуществ, связанных прежде всего с широким крутом респондентов, относительно небольшими затратами времени и средств, дает возможность сравнительно легкого анализа полученных результатов, демонстрации субъективной оценки заданной проблематики, в качестве недостатков же следует отметить тот же субъективизм оценок и ответов, и относительную схематичность оценок респондента).
Анкета, рассылаемая по почте, может быть средством вступления в контакт с лицами, которые либо не согласятся на личное интервью, либо на ответах которых может сказаться влияние интервьюера. Почтовая анкета требует простых, чётких вопросов. Процент возврата таких анкет обычно мал.
Особой формой анкетирования являются панельные обследования. Лица и семьи, включенные в панель, регулярно ведут записи и заполняют соответствующие планки по определенной программе. Панельное обследование проводится при изучении доходов и расходов семей, видов покупок и цен на них. Самостоятельным видом анкетирования являются экспертные оценки - опросу подвергаются квалифицированные специалисты, которые не только не дают какие-либо сведения, но и высказывают свои оценки, мнения, характеристики по изучаемым явлениям. Как выбрать опрашиваемого?
Тестирование, как разновидность анкетирования, сохраняет те же положительные черты, более того, поскольку варианты ответов предопределены заранее, легче предварительно прогнозировать результаты, ответы проще моделировать их математически. Недостатки же усугубляются фактором возможного полного отсутствия подходящего для отвечающего ответа, в связи с чем вытекает необходимость более четкого списка вопросов, что приводит иногда к необходимости предварительного тестирования и редакции опросной базы.
Обе вариации письменного опроса (анкетирование и тестирование) предполагают предварительное определение этапов проведения и построение выборки, в случае использования дополнительного персонала - его подробный инструктаж, обязательный мониторинг в ходе опроса, отслеживание промежуточных результатов, возможно контрольное тестирование по итогам для проверки, первичный (либо вторичный) анализ результатов.
Отдельным, но обязательным,
блоком факторов является подготовка инструментария и решение
технических и административно-
Интервью, то есть подготовка блока вопросов, как в случаях письменных форм и последующая устная постановка перед респондентом. Имеет, как метод, большое количество технических недостатков, среди которых непременно следует отметить крайний субъективизм респондента, сравнительно незначительное количество респондентов, массу трудностей чисто технического характера. С другой стороны именно личное участие респондента делает интервью одной из наиболее интересных форм опроса. Следует отметить и возможность достаточно подробных, распространенных ответов, а так же возможность коррекции форм вопросов и их последовательности в ходе самого интервью, это иногда дает неожиданные результаты, но требует своеобразной подготовки исследователя.
Достоинство этого метода состоит, прежде всего, в практически неограниченной области его возможного применения. Опросы практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда нужна информация о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности, об имидже государства, как в целом, так и отдельных его единицах.
К недостаткам этого
метода относится относительно
большая трудоемкость и
Изначально интервьюирование должно носить направленный или специализированный характер. Основное различие между выборочным и направленным интервьюированием лежит в степени стандартизации процедуры опроса. Второе различие заключается в том, что выборочное интервьюирование обычно плановое, заранее определенное, при направленном же плана обычно нет, его заменяет ментальность того типа микросоциума, на который направлен опрос, но именно возможность получения необычной, незапланированной информации и делает этот тип интервью наиболее привлекательным.
Содержание следующей процедуры зависит от выбранного исследователями метода сбора данных и орудия исследования.
Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач:
Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы разделяются:
При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению.
При устном опросе участники отвечают на вопросы в устной форме.
Способы связи с аудиторией.
По телефону, по почте
или посредством личного
Личные интервью бывают двух видов: индивидуальные и групповые. Индивидуальные предполагают посещение людей на дому, по месту работы или встречу с ними на улице. Интервьюер должен добиться сотрудничества, беседа может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В ряде случаев в качестве компенсации за потраченное время опрашиваемым людям вручают денежные суммы или небольшие подарки.
При групповом интервью приглашают не более 10 человек для беседы со специально подготовленным интервьюером о товаре, услуге, организации или проблеме. К достоинствам этого способа относятся:
Основным недостатком личного опроса является относительно большие организационные усилия и материальные затраты на его проведение, а также возможность оказания интервьюером вольного или невольного влияния на мнение опрашиваемых при наличии у него определенных пристрастий.
Достоинствами опроса (интервью) по телефону является относительно высокая оперативность и дешевизна проведения опроса, а также возможность, а отличие от опроса по почте, разъяснить задаваемый вопрос.
К недостаткам этого метода относятся:
Достоинство опроса по почте, т.е. производимого с помощью рассылаемых по почте анкет, состоит в устранении всякого влияния интервьюера, в обеспечении наилучших предпосылок для ответов на вопросы личного характера, а также в относительной дешевизне охвата географически рассредоточенной аудитории.
Информация о работе Что такое политика. Что – наука о политике