Досрочное прекращение полномочий президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. В Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введен Законами от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», оформившими результаты первого референдума, проведенного в России 17 марта 1991г. Этот институт вызывает к себе пристальный интерес. С принятием Конституции РФ в 1993 г. многие нормы, определяющие правовой статус Президента РФ, закреплены в ней.

Файлы: 1 файл

курсовая по кп.docx

— 52.11 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. В Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введен Законами от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», оформившими результаты первого  референдума, проведенного в России 17 марта 1991г.

Этот институт вызывает к  себе пристальный интерес. С принятием  Конституции РФ в 1993 г. многие нормы, определяющие правовой статус Президента РФ, закреплены в ней.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном  Конституцией РФ порядке он принимает  меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с  Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внешней  и внутренней политики государства. Президент РФ, как глава государства  представляет Россию внутри страны и  в международных отношениях. Указы  и распоряжения обязательны для  исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам.

 

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Избранный всенародно и обладающим высоким положением в обществе и  государстве, он должен не только иметь  большие права, но и иметь перед  государством и обществом, перед  народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента Российской Федерации.

 

Незыблемость Президентской  власти основывается на доверии народа. В силу этого Президент РФ должен нести особую ответственность перед народом и перед Конституцией Российской Федерации

 

Действующая Конституция  РФ излишне усложнила процедуру досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента РФ представляет собой отдельный и особый институт конституционного права, характеризующий  природу президентуры в России.

 

Основания прекращения исполнения полномочий главы государства до истечения конституционного срока вызываются обстоятельствами, требующими отлаженного и надежного механизма обеспечения непрерывности президентского властвования.

Целью представленной работы является исследование основных элементов  названного института. Для достижения вышеуказанной цели было необходимо решение нескольких задач:

Даная курсовая работа содержит анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ, основанный на использовании современной практики президентского властвования в России. На примере проводится изучение института отрешения, рассматриваются основания и процедура отрешения от должности главы государства в России. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.

 

 

 

Глава 1. Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации

Президент Российской Федерации  прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, предусмотренным  в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ:

1) в случае его отставки;

2)в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) в случае отрешения от должности.

 

В соответствии с Конституцией РФ Президент наделен чрезвычайно  широкими полномочиями. Влияние Президента на процессы, происходящие как в  государственной, так и в общественной жизни страны очень велико. В то же время прямым основанием для отрешения  Президента от должности согласно ныне действующей Конституции РФ выступает  лишь обвинение в государственной  измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

Понятие государственной  измены Президента нельзя отождествлять  с тем понятием государственной  измены, которое содержится в Уголовном  Кодексе Российской Федерации24. Согласно ст. 275 Кодекса государственная измена представляет собой совершение гражданином  РФ действий по оказанию помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям, направленных в ущерб внешней безопасности государства. Президент – не рядовой гражданин, а глава государства, наделенный широкими полномочиями; круг деяний, образующих состав преступления «государственная измена Президента» - может и должен быть специально оговорен в уголовном законе и не может сводиться к указанным в ст. 275 УК формам (шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России). В данном контексте существенную роль в субъектной персонификации государственной измены Президента могла бы иметь присяга главы государства.

 

 

Что же касается обвинения  в совершении иного тяжкого преступления – их виды определяются УК и не подлежат расширительному толкованию. При  этом, однако, необходимо учитывать, что  УК впервые законодательно классифицировал  преступления в зависимости от характера  и степени общественной опасности  деяния, выделив тяжкие преступления и особо тяжкие преступления1.

 

 

Привлечь Президента к  уголовной ответственности невозможно даже после отрешения его от должности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях  Президенту Российской Федерации, прекратившему  исполнения своих полномочий, и членам его семьи» бывший Президент тоже обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента. На основании ч. 2 ст. 92 Конституции РФ Президент может в любое время прекратить свои полномочия, подав в отставку, сделав себя тем самым неподсудным. Получается, что здесь налицо явный пробел в законодательстве2.

 

Совершенно очевидно, что  Президент, совершивший любое уголовное  преступление должен подлежать процедуре  отрешения от должности. Иными словами, основанием отрешения Президента РФ от должности я считаю нужно указать «совершение им уголовного преступления».

 

Недостаточность предусмотренных  ст. 93 Конституции РФ оснований отрешения  Президента РФ от должности получила глубокую разработку в трудах многих ученых. Так, С.А. Авакьян отмечает отсутствие ответственности Президента за нарушение Конституции, законов, присяги. О.В. Брежнев предлагает предусмотреть в качестве основания отрешения Президента от должности «нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, повлекшее тяжкие последствия». Н.С. Зыкова считает необходимым введение полноценного института конституционной ответственности Президента в форме отрешения от должности за действия и решения, противоречащие Конституции РФ.

 

При этом едва ли возможно указанные  основания для отрешения Президента от должности считать исчерпывающими, поскольку Конституция имеет ввиду прекращение исполнения полномочий не «абстрактным» Президентом, а лицом, состоящим в должности. Следовательно, к указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции основаниям следует отнести смерть Президента, утрату им гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.е. утрату права на избрание, как оно определено в ч. 2 ст. 81 Конституции.

 

Кроме того, в Федеральном  законе "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему  исполнение своих полномочий, и членам его семьи" прямо оговаривается, что закон устанавливает гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с  истечением срока его пребывания в должности, либо досрочно: в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ст. 1).

 

Из этого следует, что  юридически не урегулирована и процедура  о социальных гарантиях членам семьи  умершего Президента и их материальном обеспечении. Такая норма в указанном  Законе есть, но ведь она адресована семье того Президента, который умер после предоставления ему и членам его семьи гарантий (ст. 2 ч. 3)3.

 

Так же, считаю, что в Конституции  РФ не до конца решен вопрос на кого возлагается временное исполнение полномочий Президента РФ. Председатель Правительства РФ является единственным должностным лицом, полномочным замещать главу государства (4 ч. 3 ст. 92 Конституция РФ), что с позиций надежности института исполняющего обязанности главы государства представляется явно недостаточным.

В Конституции РФ указано  только одно лицо, уполномоченное замещать главу государства, что создает  тем самым реальную опасность  безвластия, если на момент президентской  вакансии Председатель Правительства  РФ будет отсутствовать.

Хочется отметить коллизии замещения Президента Председателем  Правительства, при котором не срабатывает  ряд весьма важных конституционных  механизмов. Заблокированной оказывается  возможность реализации Правительства  РФ предоставленного статьей 134 Конституции  РФ права внесения предложений о  поправках и пересмотре положений  Конституции, поскольку сам Председатель Правительства, как исполняющий обязанности Президента, этого права Конституцией лишен4. Правительство не может пользоваться своими полномочиями отдельно от своего главы. Проблематичным в этой ситуации становится право думского запроса Председателю Правительства, поскольку он одновременно исполняет обязанности главы государства, которому запрос не может быть адресован.

 

Трудно представить и  политическую ответственность Правительства, возглавляемого исполняющим обязанности  главы государства: естественно, что  замещающий Президента не может отправить  в отставку федеральное правительство, которое он же и возглавляет5. В этих условиях думский вотум недоверия, как и запрос этого доверия самим Правительством, лишается смысла. Заблокированным при рассматриваемой модели исполнения обязанностей главы государства оказывается и право Президента отменять акты Правительства, поскольку он это Правительство одновременно возглавляет6.

 

Таким образом, вероятно, что  при невозможности в силу разных причин осуществления Президентом  РФ своих обязанностей они, помимо Председателя Правительства, должны осуществляться Председателем Совета Федерации  Федерального Собрания РФ. Причем в  первую очередь Председателем Совета Федерации (учитывается выборное происхождение  председателя верхней палаты российского  парламента44) и во вторую – главой федерального Правительства.

 

 

 

 

Глава 2. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации

Отставка Президента Российской Федерации-это досрочное прекращение полномочий главы государства в соответствии с его добровольным волеизъявлением. Решение об уходе в отставку, по смыслу данного правового института, должно носить бесповоротный характер  и может быть реализовано только непосредственно после официального объявления о нем7.

 

В основе отставки могут  лежать различные причины: состояние  здоровья, усталость, осознание своей  неспособности справляться с  грузом проблем, лежащих на плечах Президента, конфликтные ситуации с парламентом, семейные и иные личные обстоятельства.

 

Отставка считается добровольной, если решение о прекращении исполнения своих полномочий глава государства  принимает вполне самостоятельно, обладая  свободой юридической воли, и независимо от других.

Отставка может рассматриваться  как почетная, но для этого необходимо обозначить ее причины.

Конституция РФ не предусматривает  процедуры «принятия» или «непринятия» отставки Президента и не регулирует процедуру отставки – перед кем  Президент должен заявить о своей  отставке, получает ли эта акция  какое-либо правовое оформление, с какого момента вступает в силу отставка, каким образом оформляется исполнение обязанностей Президента Председателем  Правительства, как быть, если и последний  по каким-либо причинам не сможет взять  на себя исполнение полномочий Президента.

Я считаю, что Президент должен сделать заявление об отставке органу, достаточно властному и авторитетному, который бы констатировал добровольность отставки. Только в этом смысле Конституция может устанавливать принятие отставки главы государства. Но принятие отставки логически допускает ее отклонение. В отношении главы государства отказ в принятии отставки может последовать лишь в случае убеждения в недобровольности его отставки.

Поскольку в Российской Федерации  ни в Конституции, ни в федеральном  законодательстве не урегулированы  вопросы такого рода, рассмотрим, как  на практике была оформлена отставка Президента Б.Н. Ельцина.

 

Президент обратился по телевидению  и радио с обращением к жителям  России 31 декабря 1999 г., в котором  сообщил о своём уходе в  отставку. В тот же день он подписал Указ № 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации»59. В  этом Указе он объявил, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ прекращает с 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. исполнение полномочий Президента РФ. Одновременно этим же Указом Президентом было определено, что в соответствии с пп. 2, 3 ст. 92 Конституции полномочия Президента временно исполняет Председатель Правительства РФ с 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. В этот же день был издан Указ Президента РФ № 1762 «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации»60, подписанный исполняющим обязанности Президента В. Путиным, в котором указывалось, что последний приступил к временному исполнению обязанностей Президента в 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г.

Информация о работе Досрочное прекращение полномочий президента РФ