Досрочное прекращение полномочий президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. В Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введен Законами от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», оформившими результаты первого референдума, проведенного в России 17 марта 1991г. Этот институт вызывает к себе пристальный интерес. С принятием Конституции РФ в 1993 г. многие нормы, определяющие правовой статус Президента РФ, закреплены в ней.

Файлы: 1 файл

курсовая по кп.docx

— 52.11 Кб (Скачать файл)

 

Анализ правовых актов  и действий, совершенных Президентом 31 декабря 1999 г. в связи с отставкой, лишний раз убеждает в необходимости  законодательного регулирования соответствующих  процедур. Скажем, в, казалось бы, имеющем ключевое значение для досрочного прекращения полномочий Президента по рассматриваемому основанию Указе № 1761 содержится лишь общая ссылка на ч. 2 ст. 92 Конституции, в которой, как уже упоминалось выше, предусмотрены все три основания досрочного прекращения полномочий Президента, а сам термин «отставка» не упоминается ни в названии Указа, ни в его тексте. Таким образом, из содержания Указа Президента Российской Федерации № 1761 от 31 декабря 1999 г. даже не вполне понятно, по какому основанию досрочно прекращены полномочия главы государства.

 

Следует также заметить, что Указ об отставке Президента и  другие соответствующие указы были опубликованы официально только 5 января 2000г. (в связи с праздниками  «Российская газета» не выходила). Думается, что такого рода акты, как  акт об отставке Президента и вступлении в должность временно исполняющего обязанности Президента, не могут  вступать в силу без их незамедлительного  опубликования. Обнародование их через телерадиоканалы не достаточно8.

 

Возникает и такой вопрос: должен ли какой-либо орган государственной  власти юридически констатировать факт состоявшейся отставки Президента Российской Федерации, ибо Конституция связывает  с этим фактом очень серьезные  правовые последствия – переход  исполнения полномочий Президента к  Председателю Правительства Российской Федерации и назначение досрочных выборов главы государства9.

 

Как считает С.Г. Колбая: «При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. Думается, что вполне уместным было бы закрепление аналогичных положений и в отношении ухода главы государства с поста»10.

 

По мнению О.В. Брежнева «соответствующее полномочие мог бы осуществлять Совет  Федерации, ибо Конституция относит  назначение выборов Президента, в  том числе досрочных, к его ведению»11.

 

Сказанное выше показывает необходимость нормативно-правового  урегулирования процедуры отставки Президента в федеральном законе. Уход Президента в отставку не может  оформляться единолично принятым актом, не должен объявляться в указе  самого Президента. Отставка всенародно избранного Президента должна быть заявлена органу, который устанавливается  законом. Она должна оформляться  письменным заявлением, собственноручно  написанным и подписанным Президентом12.

 

На мой взгляд, представляется, что Президент РФ заявление об отставке должен сделать в Конституционном  Суде РФ, как органе сугубо юрисдикционном. Отставка главы государства является, прежде всего, конституционным действием, правомерность которого с позиций добровольности отставки требует юридического удостоверения Конституционным Судом как органом, решающим исключительно вопросы права. Аргументом в пользу этого предложения может служить тот факт, что именно Председатель Конституционного Суда приводит Президента РФ к присяге13, то есть стоит у истоков его вступления в должность. Очевидно, что принятие отставки Президента Российской Федерации Конституционный Суд РФ должен осуществлять в порядке специального судебного производства путем принятия Постановления в пленарном заседании с незамедлительным опубликованием решения в официальных изданиях. Отставка Президента РФ, будучи конституционным основанием досрочного прекращения его полномочий, не должна служить целям политической конъюнктуры и манипулирования президентской должностью.

 

В Законе о выборах Президента РФ установлено, что Президент, подавший в отставку, не может быть выдвинут кандидатом в Президенты на выборах  Президента, назначенных в связи  с отставкой (ч. 3 ст. 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

 

В качестве второго основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации ч. 2 ст. 92 Конституции является «стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». Как и в случае с отставкой, порядок досрочного прекращения президентских полномочий по этому основанию не урегулирован федеральным законодательством14.

 

Конституционный Суд в  постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П68 по делу о толковании ст. 91 и 92 (ч. 2) Конституции  отметил, что решение этого вопроса  может проходить при наличии  урегулированной особой процедуры, что не входит в полномочия Конституционного Суда. Однако Суд определил те конституционные  начала, которые должны обусловливать  основы порядка (процедуру) его решения. Они заключаются в следующем:

 

-для досрочного освобождения главы государства от должности по состоянию здоровья необходимо выработать особый порядок (процедуру) такого решения;

 

-положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ст. 92 (ч. 2) Конституции;

 

-для установления стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия требуется особая процедура с целью объективного подхода к определению фактической невозможности для Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер;

 

-для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;

 

-приведение в действие досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом своих полномочий или добровольной его отставкой.

 

Порядок установления стойкой неспособности Президента осуществлять свои полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента, а тем более – в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента15.

 

Конституционный Суд РФ постановил, что досрочное освобождение Президента от должности при отсутствии его  волеизъявления не нарушает установленную  ст. 91 Конституции неприкосновенность Президента.

 

Реализация данного основания досрочного прекращения исполнения полномочий главы государства является необратимой и вызывает президентскую вакансию.

 

Это основание следует  отличать от временного по состоянию  здоровья неисполнения Президентом  своих полномочий, которое имело  место, например, 5-6 ноября 1996 г. Так, 19 сентября 1996 г. был издан Указ № 1378 «О временном  исполнении обязанностей Президента Российской Федерации»69 Президентом РФ Б.Н. Ельциным в связи с предстоящей ему  хирургической операцией и действовал до подписания Президентом Указа  о прекращении временного исполнения Председателем Правительства обязанностей Президента РФ. Президентские обязанности передавались главе Правительства в полном объеме, включая полномочия по контролю за оружием, для чего были переданы соответствующие технические средства («ядерная кнопка»). Моменты временной передачи полномочий и их прекращения были определены отдельными указами70 Президента РФ (непосредственно перед началом хирургической операции – с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. и сразу же после окончания действия наркоза – в 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г.).

 

Установление юридического факта невозможности Президентом  по состоянию здоровья исполнять  свои полномочия, как и в случае его отставки, требует решение  юрисдикционного органа, которое принимается, как правило, на основании заключения государственной медицинской комиссии.

При реализации данного полномочия органы конституционного контроля, не подвергая сомнению медицинский  диагноз, сформулированный специальной  комиссией, основываясь на нем, констатируют необходимые юридические факты, с наличием которых Конституция соответствующего государства связывает возможность досрочного прекращения полномочий Президента16.

 

В Российской Федерации оптимальное  решение видится в том, что  стойкая неспособность главы  государства по состоянию здоровья исполнять полномочия должна быть установлена  заключением Государственной медицинской  комиссией, образуемой обеими палатами Федерального Собрания, члены которой  назначаются Государственной Думой  Федерального Собрания из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями  в Государственной Думе, а также  Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа  кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К требованиям, предъявляемым к членам медицинской комиссии, следует отнести: высшее медицинское образование либо ученую степень в области медицины, а также стаж работы по специальности, например, не менее 10 лет.

 

Инициатором проведения медицинского обследования главы государства  может быть Государственная Дума либо Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Основанием к этому  может являться факт длительной болезни, неисполнение полномочий Президента полностью  или частично в течение длительного  периода времени.

Таким образом, порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему  полномочия пока не определен, и, по-видимому, возможны различные законодательные  модели его регламентации. При этом нельзя исключить возможность участия  в данной процедуре и Конституционного Суда Российской Федерации в случае, если этот орган будет наделен соответствующим полномочием.

Представляется, что заключение Государственной медицинской комиссии должно направляется в Конституционный  Суд Российской Федерации, который  выносит окончательное решение  по вопросу досрочного прекращения  полномочий Президента Российской Федерации  в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, с  учетом соблюдения всех конституционных  требований, установленных законом  для данного основания досрочной  президентской вакансии. Участие Конституционного Суда в рассматриваемой процедуре будет обеспечивать соблюдение установленного порядка признания Президента РФ недееспособным, гарантировать объективность и законность процесса.

 

В 1996-1998 гг. депутатами Государственной  думы было разработано несколько  проектов федеральных законов о  порядке досрочного прекращения  полномочий Президента в случае стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Некоторые из них предлагали, что устанавливать «стойкую неспособность» должен Верховный Суд Российской Федерации, предусматривалось в том числе право этого органа назначать медицинскую экспертизу по рассматриваемому вопросу.

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности

Третьим конституционным  основанием досрочного прекращения  полномочий Президента Российской Федерации  является отрешение его от должности, т.е. применение к нему специфической конституционной санкции на основании обвинения в совершении уголовно наказуемых деяний-государственной измены или иного тяжкого преступления17.

 Порядок отрешения  от должности Президента регламентирован  ст. 93 Конституции Российской Федерации,  главой XV (ст. 107 – 110) Федерального  конституционного закона «О Конституционном  Суде Российской Федерации», положениями  регламентов палат Федерального Собрания18.

 

Отрешение Президента от должности  – высшая форма ответственности  Президента. Правовой институт отрешения Президента РФ от должности в конституционном праве России имеет важное значение, т.к. он призван синтезировать содержащиеся в нем два противостоящих друг другу начала: с одной стороны, большие властные полномочия, которыми по Конституции наделен Президент РФ, обладающий к тому же правом на неприкосновенность, с другой стороны, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип «все равны перед законом и судом». Решить эту задачу очень важно потому, что закрепление в Конституции РФ правил, регулирующих ответственность Президента РФ за допущение им нарушения, – залог соблюдения законности во всех других эшелонах государственной власти19.

 

Согласно Конституции  РФ (ст. 93) Президент РФ может быть отрешен от должности Советом  Федерации только на основании выдвинутого  Государственной Думой обвинения  в государственной измене или  в совершении иного тяжкого преступления. Решение Государственной Думы о  выдвижении такого обвинения должно быть принято двумя третями голосов  от их общего числа в палате при  наличии заключения образованной Государственной  Думой Специальной комиссии. В  соответствии со ст. 176 Регламента Государственной  Думы такое предложение может  быть внесено по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной думы и содержать конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного ст. 93 Конституции РФ, которое вменяется  в вину Президенту РФ. Выдвижение обвинения  затем должно быть подтверждено заключением  Верховного Суда о наличии в действиях  Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее  двух третей от общего числа членов Совета Федерации. При этом оно должно быть принято не позднее чем в  трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения  против Президента.

Информация о работе Досрочное прекращение полномочий президента РФ