Федерация как форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Развитие современного федерализма свидетельствует о том, что преобладающей является тенденция к интеграции (при сохранении определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации). В то же время наблюдаются и весьма серьезные всплески сепаратизма. Причем они имеют место и в высокоразвитых странах (Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнем развития (Индии), и в экономически слаборазвитых государствах (Нигерии).

Содержание работы

Введение

Экономическая интеграция

Политическая интеграция

Интеграция права

5.Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах

6. Предметы ведения федерации и ее субъектов в отдельных зарубежных странах

7.Предметы совместного ведения федерации
и субъектов федерации

8.Предметы ведения субъектов федерации

9. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

политология.DOC

— 131.50 Кб (Скачать файл)


 Лига развития науки и образования (Россия)

Ханты-Мансийский филиал

«ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ»

(г. Ханты-Мансийска) 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплины

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

«ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА

ГОСУДАРСТВЕННОГО  УСТРОЙСТВА»

 

 

                  Студентка: Аверина К.С.

                  Курс: 3

                              Группа: 31ФЗС

                                        Специальность:060400

                                                  Руководитель: Черкашин Г.В.

 

 

 

 

г. Ханты-Мансийск2006г.

ПЛАН

 

  1. Введение 

 

  1. Экономическая интеграция

 

  1. Политическая интеграция

 

  1. Интеграция права

 

5.Разграничение предметов   ведения      между  федерацией  и ее    субъектами  в зарубежных странах

 

6. Предметы ведения  федерации  и ее субъектов  в отдельных зарубежных  странах

 

7.Предметы совместного ведения федерации

   и субъектов федерации

 

8.Предметы ведения субъектов федерации

 

9. Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ                ФЕДЕРАЦИЙ

Федерализм как форма  решения вопроса о территориально-политической организации общества и разграничения предметов ведения между союзом и входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным государствам в современном мире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США,  Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития капитализма (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова).    

Прежде  чем перейти  к детальному анализу черт и особенностей федерализма, рассмотрим  вопрос о  конфедерациях и конфедеративной  форме государственного устройства.     Конфедерация  как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., Соединенные Штаты Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария в период с 1815 по 1848 г. Попытки создания конфедераций предпринимались в различных регионах мира и в XX столетии. Одной из них была Сенегамбия, объединившая в 1982 г. два государства — Гамбию и Сенегал — в конфедеративный союз. Но через несколько лет она распалась. Такая же судьба постигла в 1961 г. Объединенную Арабскую Республику — конфедерацию, созданную Египтом и Сирией в 1958 г.    

Опыт  истории  конфедераций  свидетельствует  о том, что эта  форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Совмещая   в  себе черты  как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Характерно то, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом населения (США, Швейцария, Германия), а многонациональные конфедерации (Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия и ряд других) распались. При переходе к федеративной форме государственного устройства огромное значение приобретают экономические факторы. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое.     Для конфедеративной формы  государственного устройства характерны следующие черты.    

1. Конфедерация образуется на основе соответствующих договоров. Договорной была и первая общенациональная конституция США — Статьи о конфедерации 1781 г., для ратификации которой требовалось согласие всех американских штатов.    

2. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода. В отличие от федераций, где попытка сецессии рассматривается как мятеж, выход из состава конфедерации означает только расторжение договорной связи с союзом.    

3. Суверенитет в конфедерации  принадлежит государствам, входящим  в ее состав. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации. Фактически  суверенитет конфедераций не признается и международным правом, поскольку конфедерации лишены  суверенной власти над своей территорией  и населением.  Международные   договоры   с конфедерациями  носили  ограниченный характер и заключались, главным  образом, для решения   вопросов войны и мира.    

4. В предметы ведения конфедерации входит  небольшой круг вопросов. Он включает вопросы войны  и мира, внешней политики, формирования единой  армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации.    

5. В конфедерациях образуются  только те государственные  органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, нет судебных органов. Ограничен круг органов исполнительной власти.    

6. Парламент конфедерации формируется представительными органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям.    

7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации  лишены  властных полномочий. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия: они адресованы не гражданам, а органам власти субъектов конфедерации.    

8. Субъектам конфедерации  принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти.    

9. Бюджет  конфедерации  формируется   за счет добровольных  взносов ее субъектов. Правом  непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного  взыскания  взносов, конфедерация не обладает.   

10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению  лиц, товаров, услуг и капиталов.    

II. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.    

12. Воинские формирования набираются субъектами конфедерации, причем нередко сохраняется двойное их подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектов.    

3. В конфедерациях нет союзного гражданства.     Федерация —  это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач.     В состав современных федераций входит различное число субъектов: в США — 50, Австралии — 6, Канаде — 10, Австрии — 9, ФРГ — 16, Бельгии — 3, Индии — 25, Югославии — 2 и т.д.     В большей части государств федеративное устройство не служит формой решения национального вопроса. В Индии, Бельгии, Канаде и Нигерии территориально-политическая организация государства в той или иной мере отражает многонациональный состав населения.

Субъекты  федераций имеют  собственные  территорию, конституции и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости.    

Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации  важнейшие  вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение  конфликтов  между   субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном  вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе — организация местных органов власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно необходимые работы и службы.    

Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов. Различным образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в Швейцарии и Мексике они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что более 30% всей территории США принадлежит федерации на правах собственности.     Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют. Об этом свидетельствует, в частности, решение  вопроса охраны окружающей  среды, ставшей  в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний объектом скоординированной политики федерации и ее субъектов во многих государствах мира.     В целом взаимоотношения между федерациями  и их субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит усиление центральной власти, в ряде других — ее ослабление. Эти процессы затрудняют объективную оценку федеративных отношений — задачу, решение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики, национальных отношений и права.

Развитие современного федерализма  свидетельствует о том, что преобладающей является тенденция к интеграции (при сохранении определенных  гарантий прав и интересов субъектов федерации). В то же время наблюдаются и весьма серьезные всплески сепаратизма. Причем они имеют место и в высокоразвитых странах (Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнем развития (Индии), и в экономически слаборазвитых государствах (Нигерии).

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

    Мы  не ставим  задачу дать подробный анализ  экономико-правовых отношений в федеративных государствах. Достаточно взять один аспект этой проблемы — функционирование единого внутреннего рынка, который отражает все многообразие экономических явлений, их основные тенденции, закономерности и механизмы, взламывающие традиционную структуру федеративных отношений.    

Единый  экономический  рынок сложился в развитых федеративных государствах к концу XIX —  началу XX столетия. В настоящее время его развитие не сдерживается фактором федеративного  устройства. Конституционной основой процессов экономической интеграции служат статьи конституций, закрепившие право федеральных органов устанавливать единую систему денежного оборота, вводить налоги на всей территории федерации и регулировать торговлю между субъектами федерации.     Особое значение в создании единого экономического рынка имела широкая дискреционная власть центральных органов по регулированию торговли. В США право регулировать торговлю между штатами передано Конгрессу (согласно разделу 8 статьи 1 Конституции). В процессе конституционного  толкования это право  было наполнено следующим  содержанием. Еще в 1824 г. Верховный суд США  подчеркнул: "Торговля... — это нечто большее, чем просто торговля. Это — движение товаров и отношения". А в 1851 г. в решении по делу Кули понятие междуштатной  торговли получило более широкое толкование. Оно, по мнению суда, должно было охватывать все вопросы, требующие "единого правового регулирования". Аналогичные   формулы   о  регулировании торговли между  субъектами федераций  содержатся в конституциях Австралии и Канады. В этих государствах имеют близкое сходство и формы конституционного толкования.     Несколько иные конструкции применены в ряде других конституций. Например, Политическая Конституция. Мексиканских  Соединенных   Штатов  предусматривает право конгресса "предотвращать установление ограничений в торговле между штатами" (пункт IX статьи 73).     В Конституции Швейцарского Союза провозглашается принцип свободы торговли и промышленности на всей территории Союза (статья 31).    

В развитии единого экономического рынка немалую роль сыграло создание единой системы денежного оборота. Финансовая система находится под полным контролем федеральных правительств. Они осуществляют выпуск денег и изъятие ценных бумаг, определяют условия кредитования  и  основы функционирования  банковской системы. Субъекты федерации лишены какой-либо реальной финансовой власти. Подтверждением этому служат следующие статьи Конституции Швейцарского Союза: "Союз пользуется всеми правами, предоставляемыми монетной монополией. Союз один имеет право чеканить монету. Он устанавливает денежную систему и издает в случае необходимости предписания о курсе иностранных монет" (статья 38). "Право эмиссии банковых билетов и других такого же рода денежных знаков принадлежит исключительно Союзу... Банк, которому доверена монополия эмиссии банковых билетов, имеет главной целью регулировать денежный рынок страны, облегчать платежные операции и проводить в рамках союзного законодательства кредитную и валютную политику, которая служит общим интересам страны" (статья 39).     Весомы  полномочия федеральных  органов по введению единых  налогов на всей территории федерации. Например, XVI поправка  к Конституции США закрепляет верховенство федерации в этой области: "Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, получаемых из любого источника, без распределения этих налогов между штатами и безотносительно к каким-либо переписям или оценкам числа их населения".    

Единый  экономический рынок  характеризуется следующими   тремя параметрами: динамизмом, эффективностью и гармонией связующих его отношений. Динамизм единого экономического рынка обеспечивается свободой передвижения лиц, товаров, капиталов и услуг. Эффективность — соответствием форм управления экономическим требованиям. Гармония — обоснованными пропорциями в отраслевом и региональном развитии экономики.    

В современных федерациях  сняты практически все ограничения  на передвижение лиц, товаров, капиталов  и услуг. А протекционистские, дискриминационные  акции со стороны субъектов федерации  сдерживаются соответствующими конституционными нормами. Так, Конституция США   устанавливает: "Ни один  штат не  должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан США...  лишать свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры... отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите со стороны законов" (XIV поправка).    

Нормы, аналогичные вышеприведенным, содержатся и в Конституции Канады, но дополнены они следующим положением: "Каждый гражданин Канады и каждое лицо, имеющее постоянное местожительство в Канаде, наделены: а) правом передвижения и выбора местожительства в любой из провинций и  б) правом заниматься трудовой деятельностью в любой из провинций". Изъятие из этого принципа допускается только в том случае, если уровень безработицы в какой-либо провинции выше, чем в целом по стране (разд. 6 Хартии прав и свобод 1982 г.).    

Наиболее последователен в этом вопросе Федеральный Конституционный  Закон Австрийской Республики: "Территория Федерации  едина в области валютных, хозяйственных и таможенных отношений. Внутри федерации не  могут устанавливаться таможенные или  иные транспортные ограничения" (статья 4). "Каждый гражданин Федерации имеет в каждой из земель те же права и обязанности, что и граждане этой земли" (пункт 3 статьи 6).    

Впрочем, федеральные  конституции  допускают отдельные ограничительные  меры. Субъекты  федераций вправе предусматривать ограничения на занятие определенными профессиями, вводить местные налоги, предъявлять  соответствующие   требования к  деятельности физических и юридических лиц на своих территориях. Но при этом не допускается дискриминация жителей других штатов, провинций, земель или кантонов. Не могут быть применены и "обременяющие" торговлю ограничения, за исключением  тех из них, которые оправданы законной целью (охрана окружающей   среды, карантин, безопасность дорожного движения и т.п.).

Механизмы  регулирования  экономики в федерациях имеют  достаточно централизованные формы. Во многих сферах экономической жизни  центральные органы утверждают за собой исключительные права, оттесняя субъекты федерации на второй план. В ведении последних остаются регулирование мелкого бизнеса, сельского хозяйства, разработка природных ресурсов для внутреннего рынка и т.п. Есть, правда, определенные вариации в разграничении предметов ведения, но в целом они малосущественны.     В  регулировании экономических отношений федеральные органы опираются в основном на формы и методы  финансовой политики (налоги, дотации и т.п.), не пренебрегая — при необходимости —  и средствами директивного руководства (регулирование цен, введение запретов и т.п.).    

Информация о работе Федерация как форма государственного устройства