Федерация как форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Развитие современного федерализма свидетельствует о том, что преобладающей является тенденция к интеграции (при сохранении определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации). В то же время наблюдаются и весьма серьезные всплески сепаратизма. Причем они имеют место и в высокоразвитых странах (Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнем развития (Индии), и в экономически слаборазвитых государствах (Нигерии).

Содержание работы

Введение

Экономическая интеграция

Политическая интеграция

Интеграция права

5.Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах

6. Предметы ведения федерации и ее субъектов в отдельных зарубежных странах

7.Предметы совместного ведения федерации
и субъектов федерации

8.Предметы ведения субъектов федерации

9. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

политология.DOC

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Правильное разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами со всех точек зрения: экономической, политической, национальной и так далее — задача очень сложная.     Говоря о сложности этой задачи, необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Решение по существу всех вопросов, касающихся разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами, не под силу только специалистам в области права. Определить, какие вопросы, исходя из их существа, должны находиться в ведении федерации, а какие — в ведении ее субъектов, например, в области экономики, финансов, экологии и так далее, могут лишь  специалисты, занимающиеся  этими проблемами профессионально. Роль юристов в решении этих вопросов должна  заключаться главным образом в отыскании той удачной формулировки, которая исключала бы возможность для федеральных органов вторгаться в предметы ведения, предоставленные субъектам федерации, а также возможность для органов субъектов федерации вторгаться в предметы  ведения, предоставленные федерации.

6) Способы разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами

Анализ зарубежного  законодательства с целью раскрытия этих способов приводит к следующим выводам. В большинстве зарубежных стран разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами осуществляется в федеральной конституции. В некоторых странах, однако, конституция допускает по отдельным вопросам разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в текущем законодательстве. Например, согласно Конституционному закону о Чехословацкой федерации 1968 г., распределение предметов ведения между Чехословацкой Федеративной Республикой и обеими республиками — Чешской Республикой и Словацкой Республикой — в вопросах внутреннего порядка и безопасности, а также в вопросах печати и иных средств информации устанавливалось обычным  законом Федерального  Собрания (пункт 2 статьи 27; статья 28).     Основной закон Федеративной Республики Германии предусматривает возможность перераспределения предметов ведения, принадлежащих исключительно  федерации,  путем издания  обычного  федерального  закона (статья 71). Конституция США, наоборот, создает юридическую возможность путем издания обычного закона Конгресса США  расширять  конституционно установленный круг предметов, находящихся в исключительном ведении федерации  (раздел 8 статьи 1). И эта возможность на практике была использована не один раз.     Таким образом, ясно, что стабильность в решении такого важного вопроса, каким является вопрос о разграничении  предметов  ведения  между  федерацией  и  ее субъектами, может быть обеспечена лишь в случае, когда этот вопрос решается исчерпывающим образом в самой конституции.    

В законодательстве зарубежных стран можно обнаружить следующее разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами: во-первых, предметы ведения, которые находятся в исключительном ведении федерации; во-вторых, предметы ведения, которые находятся в исключительном ведении субъектов федерации; в-третьих, предметы ведения, находящиеся в совместном ведении федерации и ее субъектов.     Каковы  способы регламентации  этих трех видов предметов ведения?     Предметы  исключительного  ведения федерации в большинстве зарубежных стран устанавливаются исчерпывающим  образом в тексте самой конституции.    

Предметы же ведения  субъектов федерации в разных странах устанавливаются разными  способами. В одних государствах предметы исключительного ведения субъектов федерации специально не перечисляются. Ими считаются все вопросы, которые прямо не отнесены к ведению федерации. Так, например, этот вопрос решен в США и Австрии. Федеральный  Конституционный  Закон Австрийской Республики  гласит, что если какой-либо вопрос согласно Федеральной   Конституции  не отнесен определенно к ведению Федерации, то он относится к ведению земель (пункт 1 статьи 15).    

В Индии использован  другой способ. Наряду с перечнями, устанавливающими вопросы, находящиеся в исключительном ведении федерации, а  также в совместном ведении федерации и штатов, имеется перечень, в котором полностью перечислены  предметы ведения штатов. Он содержит 66 пунктов.    

Кроме того, существует еще  один способ регламентации данной категории предметов ведения, который использован в Политической  Конституции Мексиканских Соединенных Штатов. Он состоит в том, что, определяя предметы ведения штатов путем установления вопросов, входящих в исключительное ведение федерации, конституция  помимо этого очерчивает круг вопросов, которые никоим образом не могут быть предметом ведения штатов. Так, штаты не могут: заключать союзы, договоры или вступать в коалицию  с другими штатами или с иностранными державами; чеканить монету, выпускать бумажные  деньги, почтовые  марки и гербовую  бумагу; облагать пошлиной   лиц  или товары,  пересекающие транзитом территорию штатов; запрещать или облагать прямо или косвенно пошлиной ввоз на свою территорию или вывоз за ее пределы отечественных товаров или иностранных товаров; договариваться прямо либо косвенно с иностранными правительствами, иностранными корпорациями либо с отдельными иностранцами о принятии обязательств, предусматривающих выплату  в иностранной валюте, и так далее.      Какими же способами разграничиваются вопросы, находящиеся в совместном ведении федерации и ее субъектов? Анализ законодательства зарубежных стран позволяет сделать вывод, что таких способов три.      Первый из них, который в свое время был использован в Чехословакии, заключается в следующем. В конституции перечисляются все вопросы, подлежащие совместному ведению  федерации и ее субъектов. Затем по каждому из этих вопросов подробнейшим образом определяется круг проблем, находящихся в исключительном ведении федерации. В сущности данный способ делит совместные предметы ведения на две точно очерченные категории: первая категория — это предметы исключительного ведения федерации и вторая категория — это предметы ведения субъектов федерации.     

Второй из способов состоит  в перечислении вопросов, по которым федерация определяет общие принципы законодательства, а субъекты федерации издают законы, конкретизирующие  эти принципы. Он использован в Конституции Австрии.     

Третий способ заключается  в том, что по вопросам, находящимся  в совместном ведении федерации  и ее субъектов, законодательным органам субъектов федерации предоставлено право принимать законы лишь в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона.

7.ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ  И ЕЕ СУБЪЕКТОВ В ОТДЕЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАНАХ

а) Предметы ведения федерации

Согласно большинству  конституций  федеративных государств к исключительному ведению федерации относятся:     

  • внешние сношения (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
  • оборона и руководство вооруженными силами (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
  • установление границ и таможенное дело (Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
  • денежное и валютное обращение и монетная монополия (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
  • установление единой системы мер и весов (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
  • федеральные финансы  и налоги (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
  • деятельность почты, телеграфа, телефона (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
  • паспортное дело, эмиграция, иммиграция, въезд, выезд, поселение и пребывание иностранцев (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, Швейцария, ФРГ);
  • федеральный  железнодорожный, воздушный, водный транспорт и пути сообщения (Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, США, Швейцария, ФРГ);
  • гражданское, уголовное, процессуальное, исправительное, авторское, патентное, изобретательское право и охрана промышленной   собственности (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия,  Венесуэла, Индия, Канада, Швейцария, ФРГ);
  • учреждение федеральной системы правоохранительных  и судебных органов (Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, США, ФРГ);
  • поддержание общественного спокойствия и безопасности  федерации  (Австрия, Венесуэла, Индия,  США, Швейцария, ФРГ);
  • объявление войны и заключение  мира (Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
  • банковская деятельность (Австралия, Австрия, Аргентина, Венесуэла, Индия, Канада, Швейцария);
  • государственная статистика (Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Канада, ФРГ);
  • правовое положение лиц, находящихся на государственной службе  (Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика, ФРГ);
  • производство, приобретение, продажа, распространение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (Австрия, Бразилия, Индия, Швейцария);
  • страхование (Австралия, Австрия, Бразилия, Индия, Канада, Швейцария);
  • принятие законов, необходимых для осуществления вышеперечисленных  прав (Австралия, Аргентина, Мексика, США).     

Помимо указанных предметов  ведения, отдельные конституции передают в ведение федерации такие вопросы, как: разрешение и учреждение на национальной территории других религиозных орденов, кроме уже существующих (Аргентина);

  • осуществление классификации теле- и радиопрограмм;
  • установление директив для городского развития, включая жилищное, санитарное и транспортное;
  • установление принципов и директив для национальной системы путешествий (Бразилия);
  • паломничество в места, находящиеся вне пределов Индии;
  • суды по опеке над недвижимым имуществом правителей индийских княжеств;
  • разрешение демонстрации кинофильмов (Индия).

Предметы совместного  ведения федерации         и субъектов федерации

    Согласно конституциям  федеративных государств к совместному  ведению федерации  и ее  субъектов относятся:     гражданское право, уголовное право, судоустройство и судопроизводство (Индия, ФРГ);     социальное обеспечение (Австрия, Бразилия, Индия, ФРГ);     налоги (Австрия, Бразилия, Индия, Швейцария);     земельное право (Австрия, Бразилия, Индия, ФРГ);     трудовое право и защита прав рабочих и служащих (Австрия, Индия, Мексика, ФРГ);     электроэнергетика (Австрия, Индия, ФРГ);     промышленность,  ремесла, кустарная промышленность (Бразилия, Индия, ФРГ);     торговля (Бразилия, Индия, ФРГ);     банковское и  биржевое  дело  (Бразилия, Индия, ФРГ);     транспорт, за исключением федерального, и пути сообщения, кроме  федеральных путей  (Австрия, Индия, ФРГ);     защита  растений и животных (Австрия, Бразилия, Индия, ФРГ);     образование (Австрия, Бразилия, Индия, ФРГ);     культура, искусство, национальные памятники (Бразилия, Индия, ФРГ);     призрение бедных (Австрия, Бразилия, Индия);     демографическая политика (Австрия, Индия);     здравоохранение (Бразилия, Индия, ФРГ);     охрана окружающей среды (Бразилия, Индия, ФРГ).     Конституции зарубежных государств следующим образом определяют предметы совместного ведения федерации и ее субъектов.

8.Предметы ведения субъектов федерации

    К исключительному  ведению субъектов федерации,  как правило, относятся: местное управление; местные работы и предприятия; регистрация, регулирование деятельности и ликвидация местных предприятий; местные налоги; учреждение и замещение местных должностей; учреждение, содержание и управление местными тюрьмами и исправительными заведениями, а также вопросы: общественного порядка, культуры, санитарии, здравоохранения, местных коммуникаций, коммунального обслуживания, пособий престарелым и инвалидам, организация местной полиции, городского устройства и другие. Конституции зарубежных  государств следующим образом определяют  предметы исключительного  ведения субъектов федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федерация в зарубежных странах.-М.:Юрид.  лит.,1993.-112с. 
  2. Современные зарубежные конституции.  МЮИ,  М., 1992 г.                  

3 Модели современного  федерализма:  сравнительный анализ. В.Е.Чиркин.   (Государство и  право 1994, N8-9.)      

4 Налоговый федерализм  и местные налоги. В.Пансков, Д.Игнатьев                  

(Российский экономический журнал  N 4,    1995год)                               

5 О проблемах реализации  Федерального договора. Ю.М.Смирнова. 4с.   (Государство и право  N 12, 1993 год)  

6 О форме федерации  в России. В.Н.Синюков. (Государство  и право  N 5, 1993 год)   

7. Опыт федерализма  в третьем мире и   Россия. Э.Лебедева.      (Мировая  экономика и международные   отношения 1995, N2.)                   

8 Перспективы российского  федерализма. В. СЕменов и др.    (Российский экономический журнал  N 4,5,  6, 1994 год)                           

9 Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного  статуса    субъектов. Б.С.Эбзеев, Л.М.Карапетян     (Государство  и право  N 3, 1995 год)   

10 Становление российской  модели  федерализма. О.Богачева    (Вопросы экономики  N 8, 1995 год)     

11 Государственное (конституционное)  право Российской Федерации: Учебник.  В.Г.   Стрекозов, Ю.Д.Казанчев                

12 Федерализм: проблемы  формирования: Материалы постояннодействующего   семинара/Под науч. ред. Ю.Р.Хайруллиной,     А.Г.Большакова. - Казань: КГТУ, 1994.-    170с.                                  

14 Федеративное устройство: реализация  Конституции Российской  Федерации: Сб.    аналит. обзоров  и рекомендаций /Ин-т      законодательства и сравнит.     правоведения при Правительстве РФ. - М.,       1995.-294с.                           

15 Федеративный договор:  Документы.   Комментарий: Абдулатипов  Р.Г. и др. - М.    : Республика, 1994 год                 

16. Бюджетный федерализм. А.Д.Барский, Э.В.       б/н199   01.07.1995   Детнева      (ЭКО  N 7, 1995 год)


Информация о работе Федерация как форма государственного устройства