Формирование гражданского общества в России как политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Понятие "гражданское общество" является одним из самых ключевых понятий современной политологии и социологии. Широкое распространение оно получило ввиду того, что роль рядового гражданина во всех сферах жизнедеятельности (политической, социальной, экономической и духовной) неимоверно возрастает. Усиливающаяся значимость человека как личности, как индивидуальности и заставляет нас задуматься о таком явлении, как гражданское общество.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….3
Гражданское общество и его основные характеристики………………5
Проблемы формирования гражданского общества в России………..11
Перспективы становления гражданского общества в России………18
Гражданское образование как способ формирования гражданственности россиян………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованных источников……………………………………...25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 100.96 Кб (Скачать файл)

-      гражданское общество относительно независимо и противостоит контролю со стороны государства, а в некоторых случаях способно контролировать государство;

-      гражданскому обществу свойственна гражданская ответственность, цивилизованное поведение и активная гражданская позиция, отсутствует какое – либо закрепощение человека в его правах;

-      Террористические акты не являются признаком гражданского общества.

Отличительные признаки гражданского общества:

-      правовая защита общества

-      сильная  социальная политика государства

-      рыночная  экономика 

То есть гражданское общество – это тот самый каркас, на котором зиждется общество. Мы все  время выводим гражданское общество из-под контроля государства, но при всём этом говорим о том, что гражданское общество – это все же часть государства.

Функции гражданского общества:

-    защита частной сферы от необоснованной жесткой регламентации со стороны государства

-    осуществление прав и свобод граждан

-    через гражданское общество граждане допускаются к общественным и политическим делам

Гражданское общество начинает формироваться только с появлением  самостоятельного индивида, который  имеет и знает права и свободы, но в то же время несёт  юридическую, моральную и другие виды ответственности  перед обществом за своё поведение. Одной из главных предпосылок  является уничтожение сословного строя. Именно с этого момента индивид  прекращает быть подданным, когда каждое его движение направлено  «сверху»;  он перестаёт быть игрушкой в руках  вышестоящего сословия, а превращается в гражданина со своими правами и  самостоятельно управляющего своей  жизнью.

Только при гражданском  обществе  каждому человеку отводится  высокая роль. Ведь гражданское общество рассматривает его не как фундамент, на котором будет построено светлое  будущее, а как самоцель. В человеке начинают видеть именно субъект управления, а не объект.

Ключевыми составляющими  гражданского общества являются люди и различные их объединения (политические, экономические, профессиональные, культурные, религиозные и другие).

           В  составленном  О.Г.Румянцевым проекте Конституции РФ  существовал специальный раздел, который рассматривал проблемы, связанные с гражданским обществом[4]. Но в варианте Конституционного совещания как такового раздела уже не было, несмотря на то,  что современные модели конституций в мире совсем не ограничиваются регулированием свобод граждан и устройства государства.  Статьи о гражданском обществе имеются в Конституциях  Португалии, Бразилии, Испании, Мексики, Греции. Такой раздел специально включён и в Конституцию Крыма 1992 года. Такой раздел имеется и в Конституциях некоторых субъектов РФ. Тем не менее, в принятом тексте основного закона есть обязанности социального государства по отношению к обществу (ст. 7) [22]: гарантии невмешательства государства в законную частную и ассоциативную жизнь общества (ст. 8, 22, 30 и др.); установлены препятствия излишнему вмешательству государства в развитие демографических начал самоуправления (ст. 12).  Конституция по своей сути является  общественным договором, поэтому в её содержании не может ни упоминаться о взаимоотношениях между государством и обществом.   В Конституции РФ строго распределены  обязанности между государством и гражданским обществом: государство обеспечивает общие интересы, в то время как частными интересами, которые регулируются гражданским правом, занимается гражданское общество. Но всё же прослеживается их тесная связь:   государство создает поле, в котором индивиды могли бы саморазвиваться, воплощать свои идеи и мысли в реальность, имели бы в нем свободу действий,  а гражданское общество в это время осуществляет контроль над государством, в трудные минуты подставляет ему плечо,  оказывает поддержку демократическим институтам общества.  Это свидетельствует как раз о взаимном понимании ответственность за общество и отдельных граждан.   Права человека и гражданина в подобной ситуации  являются ориентирами в создании бесконфликтного сосуществования этих двух систем.

Противоположные отношения  государства и общества могут  сложиться, когда человек ( да и всё  общество в целом) оказываются поглощёнными государством, они словно растворены в нём. Сильное государство буквально  « вытаптывает» относительно слабое общество. Государство по отношению к обществу вторично,  ведь оно и было создано самим обществом для удовлетворения определённых потребностей, но всё же оптимальным видится вариант, когда государство является  совмещением  организационно – властных и политико-территориальных установок, которые способствуют сохранению и дальнейшему развитию общественной системы, обеспечению достойной жизни.

Общество создаёт государственные  институты (такие как референдум, отзыв, выборы и другие),  проводят активное участие в их функционировании, через использование обращений  в суды пытается корректировать публичную  власть. Но в то же время государство  может  разрушать цивилизованные отношения, оно может сделать  человека марионеткой в своих  руках, послушным оружием, с помощью  которого будет иметь возможность манипулировать общественным мнением или свёртывать свободы граждан и горизонтальные связи. Россия  на протяжении почти всего 20-го века демонстрировала другим странам  жёсткое отношение государства по отношению к своем народу, происходила некая война с обществом, демократические институты были полностью подвластны государству, что в свою очередь нашло отношение во всех сферах – от экономической до духовной. Это объяснялось отсутствием сильного гражданского общества, его крайней неразвитости, оно было « вытоптано»  мощью и влиянием  государства в лице КПСС.  Перед современной Россией стоит новая задача по формированию упорядочиванию отношений между государством и обществом, превратить гражданские институты в независимое от государства, самодостаточное единое целое, которое будет способно эффективно функционировать в новой социальной среде.

Касаемо гражданского общества в современной России существует несколько мнений:

-гражданского общества  в России нет (так как нет  правового государства, среднего  класса и сырая рыночная экономика)

- гражданское общество  в России есть (динамично развивающийся  процесс в России).

Гражданское общество способно исключить возможность  возникновения  новых форм тирании, что означает для человека полную свободу действиям, возможность менять место своего пребывания, свободу слова и мысли. Но не стоит забывать, что свобода  даётся всем нам при условии, что  каждый наш шаг будет взвешенным и обдуманным, ведь ответственность  мы несём не только перед собой, но и перед всем обществом в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации.

Большинство учёных и исследователей согласны с тем, что формирование гражданского общества,  как странах СНГ, так и в России, имеет длительный и довольно сложный характер.  История нашего государства говорит нам о сложности перехода от авторитарных установок управления государством, всех сфер жизнедеятельности и об особенностях нашего менталитета по отношению к демократии. Наш народ на всех исторических этапах находился в подчинении «свыше»: феодальные отношения, царская эпоха, сталинский тоталитаризм. Процесс становления гражданского общества носит зигзагообразный характер и связан он, прежде всего, с формированием демократической культуры у общества и созданием правового государства.

21 ноября 2001 года  В.В.Путин,  выступая в Кремлёвском Дворце  на открытии  форума,  на котором  рассматривались как раз вопросы   гражданского общества, заявил, что  о государстве «судят не только по политическим успехам и развитию экономики, но прежде всего, по людям, по уровню их личной свободы. По тому, насколько влиятельно там гражданское общество».  Особое внимание он обратил на отсутствие окончательно сформированного гражданского общества в России, при этом уточнив, что  не видит  этого и Зарубежных государствах. По мнению Президента, процесс становления  для России только начинается,  и сформироваться оно должно самостоятельно, питаясь идеей и духом свободы, так как создать по чьей-то «указке сверху» есть бессмысленное занятие. Только при самостоятельном  становлении общем может   стать целиком и полностью гражданским.

В целом, формирование гражданского общества в России и его структур имеют довольно-таки положительные  перспективы своего дальнейшего  развития относительно прошлых лет, когда жизнь граждан  протекала  в  контролируемых и  полностью  подчинённых государству организациях. В Конституции Российской федерациях, несмотря на отсутствие  как такового термина «гражданское общество», всё  же основные права и свободы граждан  закреплены. Сейчас Российская Федерация  представляет собой сложную, многопартийную систему,  сформированы различные  гражданские организации и профсоюзы. За последние годы более 100 ассоциаций и профсоюзов, позволяющих помимо приятия в расчёт интересов и  потребностей населения, но и их лоббирование через органы власти различных уровней. В развитии интернета также не маловажную роль сыграли негосударственные  организации. Его появление дало неоспоримое повышение качества экспертизы, увеличение доступа к информации  и другие многоуровневые возможности.

 В последнее время   очень актуальна тема различных  видов движений и акций как  мер выражений своих взглядов  на ту или иную ситуацию. Чаще  всего, конечно,  мы встречаем  протестные движения. Крупнейшим  за последнее 10-летие протестным  движением можно назвать митинг  на Болотной площади  4-го ноября -  142 тыс. человек. Помимо этого   запоминающимся был митинг 5 декабря  2011года, когда толпы недовольных  результатами выборов в Государственную  Думу сограждан вышли на Красную  площадь.  26 февраля 2012 прошла  акция под названием «Большой  белый круг» в которой приняло  участие по оценке исследователей примерно 34 тыс. человек [20]. Собравшиеся, на руках которых были привязаны белые ленточки и белые шары,  вязли друг друга за руки, образовав круг длинной в несколько километров. На сегодняшний день протестные мероприятия происходят только на локальном уровне, виной этому может служить современная российская политика. Конечно, на некоторые протесты власть совсем не реагирует, порой вообще не замечает, но всё же многие из движений добиваются своих целей.

В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 года В.В.Путин  упомянул о том, что  развитие демократии в стране невозможно без создания негосударственных объединений,  их мнения и позиции нельзя не учитывать [21].   На данном этапе происходит вложение средств в такие организации. К примеру, в прошлом году поддержка развития общественных организаций составила 650 000 млн. рублей, а в этом году планируется повысить планку почти в 2,5 раза. В стране  сейчас растёт число активных негосударственных организаций, вместе с ними растёт и число членов – добровольцев, которые выполняют различные общественно значимые работы. Их число в России уже превышает отметку в 9 млн. человек. Это всё является реальным показателем формирования гражданского общества на территории Российской Федерации.

Ниже приведена таблица  по официальным данным министерства юстиции  о числе общественных организаций и объединений за 1 января 2012 года:

Рис. 1.Таблица числа общественных организаций и объединений.1

 

 Окончательно же сформироваться  гражданскому обществу мешают  следующие факторы:

Отстранённость общества от власти. Во многом причина этому видится в российском менталитете. Большинство людей всё-таки  до сих пор советской закалки, со своими понятиями  и очень часто, даже до сих пор,  мы встречаем такую позицию, что было бы проще пройти проторенными дорожками, не по закону,  а так, как было принято раньше. Всё это говорит о низком уровне политической культуры. Данный фактор приводит ко взаимному недоверию государства и общества.

Следующий фактор вытекает из предыдущего. Результатом размытого  социального доверия  является отсутствие  какого – либо социального единства. На данном этапе российское общество разобщено. Каждый ставит перед собой  собственные задачи, не учитывая при  этом интересы всего общества. Мы перестали  думать о других, теперь наша цель одна – удовлетворить свои потребности  на биологическом уровне  да денег  побольше. В России отсутствует национальная идея, которая есть в тех же Соединённых  Штатах. А она бы сейчас как раз  смогла бы сплотить общество, сделать  его единым целым.

Третий фактор это то, что в России были и есть очень непродуктивные попытки создания чего-либо «сверху». Россия должна научиться на чужих ошибках, да и впрочем,  на своих тоже, делать выводы при строительстве своего будущего.

В России нет и не было СМИ, независимых от официальной власти. Нам постоянно говорят только то, что мы должны услышать. И зачастую  информация, которую мы получаем из телевидения,  выдаётся не в полном объёме, из – за чего вся её сущность переворачивается с ног на голову.

Внедрение западных моделей управления, которые являются неадаптированными к нашему обществу (причина всё в том же менталитете), неотредактированными. Россия постоянно смотрит на Запад и многое перенимает у неё.  По этому поводу наиболее точно сказал известный русский публицист Николай Яковлевич Данилевский: «Политические формы, выработанные одним народом, собственно, только для одного этого народа и годятся»[7]. Строительство гражданского общества в России должно вестись на традиционной специфике российского общества, его особенностях.

 В России  достаточно  низкий уровень гражданского  образования и гражданской культуры.  На данный момент в России слишком низкое число организаций, которые могли бы дать качественный уровень гражданского просвещения. Число людей, желающих участвовать в общественно - политической жизни страны крайне мало  низок, при этом качество участия также оставляет желать лучшего. Подъём наблюдается только в судьбоносные моменты для страны, республики, района.  Колоссальное число граждан на данном этапе отчуждено от общественной жизни и имеет крайне незначительное представление роли гражданского общества в социуме,  и какие перспективы в будущем может стать его формирование.

Одна из ключевых проблем  – это то, что в гражданском обществе практически не заинтересовано государство. У нас, в отличие от тех же стран Западной Европы,  где существуют целевые программы по данному вопросу и где выделяются на это средства,  таких программ на государственном уровне, которые обхватывали все регионы,  увы,  нет.  По сути, в нашей стране  прошло сокращение  общественных инициатив, но взамен ничего не было предложено.  Основная причина этому видится в том,  что у нас до сих пор на государственном уровне  не возникло понимания, что же такое гражданское общество. Гораздо проще управлять «быдлом», ничего не знающим о своих правах и который в случае недовольства не начнёт проводить протестные движения, а просто пойдёт и напьётся с горя. Становится ясно, что элита проводят реформы, которые  в свою очередь приведёт к отупению нации.

Информация о работе Формирование гражданского общества в России как политический процесс