Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:27, контрольная работа
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ форм государственного правления.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть монархическую форму государственного правления и ее виды;
- рассмотреть республиканскую форму государственного правления и ее виды.
Введение………………………………………………………………….
Монархия: сущность, разновидности и современное значение .….
Республика: сущность и разновидности ……………………………
а) парламентская республика…..…………………………………….
б) президентская республика ………………………………………..
в) смешанный тип правления………………………………………..
Заключение……………………………………………………….……….
Список литературы……………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Философии, истории и политологии»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Политология»
на тему
«Формы государственного правления»
Выполнила
Проверил
РуководительПавлечко И.В. Бессольнов А.Б. .
Шифр12-ЗБ-610
Гомель 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1 |
Монархия: сущность, разновидности и современное значение .…. |
4 |
2 |
Республика: сущность и разновидности …………………………… |
9 |
а) парламентская республика…..……………………………………. |
10 | |
б) президентская республика ……………………………………….. в) смешанный тип правления……………………………………….. |
11 12 | |
Заключение…………………………………………………… |
14 | |
Список литературы………………………………… |
15 | |
|
|
Введение
Форма правления — это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
Темой данной контрольной работы является "Формы государственного правления ". Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.
Целью представленной работы
выступает комплексный
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть монархическую форму государственного правления и ее виды;
- рассмотреть республиканскую форму государственного правления и ее виды.
Данная контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе мы рассматриваем понятие и виды монархии и приходим к выводу, что монархия — это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственность перед населением. Основными видами монархии является абсолютная и конституционная.
Во второй главе мы рассматриваем понятие и виды республиканской формы правления и приходим к выводу, что республика — это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Существуют три виды республиканской формы правления: парламентская, президентская и смешанная.
1 Монархия: сущность, разновидности и современное значение.
Монархия – форма
Престолонаследие - переход
власти монарха от одного представителя
царствующего дома (династии) к другому
в установленном законом
В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства.
Монархия (классическая) характеризуется
тем, что власть главы государства
— монарха передается по наследству
и не считается производной от
какой-либо другой власти, органа или
избирателей. Есть несколько разновидностей
монархической формы правления:
абсолютная монархия — характеризуется
всевластием главы государства
и отсутствием конституционного
строя; конституционная монархия —
предполагает ограничения полномочий
главы государства более или
менее развитыми чертами
Дуалистическая монархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска.
Монархии можно подразделить по принципам наследования власти и по ее формам.
Принципов передачи власти всего три: династический, (при которой действует строгий алгоритм перехода от одного члена династии к другому), родовой, (более широкий, но царь все равно должен быть родственен царскому роду) и выборный.
Монархия как государственная форма весьма неоднородна и на протяжении веков показала гибкость своей политической основы, поэтому история форм монархического правления, по существу, - история развития форм государственности. Это ярко видно при перечислении видов монархического устройства:
Монархии патриархальные - характерны для традиционных обществ и могут развиваться в монархии сакральные или в монархии деспотические. Патриархальная монархия, являясь следствием развития семейного принципа, имеет своим прообразом отцовскую власть, (отсюда, традиционный монарх воспринимается, как отец своих подданных).
Сакральные монархии – в которых первенствующая функция монарха - жреческая. Сакральная жреческая монархия нередко связана с традицией царской жертвы - добровольного принесения царем себя в жертву во имя спасения своего народа.
Деспотические («деспот» с греческого означает "владыка", "повелитель") - ничего общего с понятием тирании не имеет. Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах, хотя может сохраняться и после того, как они перестают быть таковыми. Классическими деспотическими монархиями были ассирийская - (военачальник, не жреческого, а светского происхождения), древняя и средневековая армянская, а также при ханах тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель).
Феодальные, к которым относятся раннефеодальные формы монархии, отличавшиеся большой степенью децентрализованности,
Абсолютная монархия характеризуется
юридическим и фактическим
Согласно государственно-
Многими политическими мыслителями (наиболее ярким из них был Монтескье), абсолютизм рассматривался как наиболее современная форма правления, из-за неделимости верховной власти, ее постоянства и применимости к большим по размеру странам.
В результате революционных процессов абсолютная монархия была заменена монархией буржуазного типа, в которой власть монарха ограничивается конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды.
Но необходимо отметить,
что конституционная форма
Остановимся подробнее на этих последних двух типах монархии.
Дуалистическая монархия - форма правления, при которой монарх сохраняет всю полноту контроля над исполнительной властью (в частности, назначает министров, ответственных перед ним);
Дуалистическая монархия явилась исторически переходной формой от абсолютной монархии к конституционной и предполагает наличие конституции. Законы принимает только парламент, а управлением ведает монарх: он назначает министров, которые несут ответственность только перед ним. Правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. При этом, несмотря на то, что власть монарха ограничена конституцией, монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически (в силу традиций), сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы государства.
При дуалистической монархии монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступает. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной.
Парламентская монархия – та, при которой монарх лишь номинально является главой исполнительной власти и ограничен в правах. В частности, назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента.
Парламентарная монархия — существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции. То есть в восьми из восемнадцати стран Западной Европы. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра. Таким образом, монархия сегодня — «слабое» политическое учреждение, однако она, по мнению М.Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, так как монарх — носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы. Кроме того, конституционная монархия «дает нейтрального руководителя государства и делает ненужным поиск приемлемого для всех кандидата на этот пост» (А.Лейпхарт).
Парламентарная монархия - следующий этап развития конституционной монархии. Даже если конституция наделяет монарха большими полномочиями, он в силу конституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться и выполняет свои функции чисто номинально.
Парламентская (парламентарная) конституционная монархия характеризуется тем, что монарх фактически лишен реальных властных полномочий и выполняет только представительские функции. В политической системе государств с такой формой правления действует принцип: «монарх царствует, но не правит». Реальные властные полномочия принадлежат высшему представительному и законодательному органу страны — парламенту, которому подчиняется правительство, руководимое лидером парламентского большинства. Наиболее яркий пример такой формы правления — Англия с конца XVII в. (после Славной революции 1688–1689 гг.). Естественно возникает вопрос, а зачем вообще нужен монарх в государствах с подобной формой правления? Ответ видится в следующем.