Формы государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ форм государственного правления.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть монархическую форму государственного правления и ее виды;
- рассмотреть республиканскую форму государственного правления и ее виды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
Монархия: сущность, разновидности и современное значение .….
Республика: сущность и разновидности ……………………………
а) парламентская республика…..…………………………………….
б) президентская республика ………………………………………..
в) смешанный тип правления………………………………………..
Заключение……………………………………………………….……….
Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

политология к сдаче переработанная.docx

— 54.85 Кб (Скачать файл)

Во-первых, монарх воспринимается как символ государства, залог стабильности и преемственности исторических традиций. Во-вторых, в таких государствах фигура монарха играет роль третейского  арбитра в возможных столкновениях  ветвей государственной власти и  различных общественно-политических сил. Главная его задача — сохранить  баланс и равновесие внутри политической системы государства.

Монарх назначает правительство, однако не он не выбирает себе министров, а это делает парламент. Все исходящие  от монарха акты нуждаются в официальном  одобрении министров, а те непосредственно  подотчетны парламенту, которому в  соответствии с конституцией принадлежит  формальное верховенство среди других органов власти.

Достоинства и недостатки монархической формы правления

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

- Монархия считается иногда  «богоугодной» формой государственного  устройства, в то время как  республика - «выдумкой дьявола»;

- Монархия обеспечивает  единство и, как следствие,  прочность системы власти;

- Монарх в силу своего  положения выше любой политической  партии и поэтому является  непредвзятой политической фигурой;

- При монархии больше  возможности осуществить какие-либо  долговременные преобразования  в жизни государства;

- При монархии больше  возможности осуществить кардинальные  преобразования, необходимые в долгосрочной  перспективе, но непопулярные  в ближнесрочной;

- Монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства,  осознает свою ответственность  за управляемое им государство;

- Монарх, как правило,  с детства воспитывается с  учётом того, что в будущем  он станет верховным правителем  государства. Это позволяет ему  развивать качества, необходимые  для такой должности и гарантирует,  что власть в ходе псевдодемократических  махинаций не получит человек  некомпетентный или злонамеренный;

- Замещение власти проходит  не по способностям кандидата,  а по случайности рождения, что  снижает возможность проникновения  во власть людей, для которых  власть является самоцелью.

Недостатками монархии называют:

- Замещение власти проходит  не по способностям кандидата,  а по случайности рождения, вследствие  чего верховную государственную  власть может получить человек,  совершенно не готовый к исполнению  подобных обязанностей;

- Монарх не несет юридической  ответственности перед кем-либо  за своё правление, что может  привести к принятию решений,  объективно не отвечающих интересам  государства;

- При монархии больше  теоретической возможности для  возникновения диктатуры;

- При монархии плюрализм  мнений обеспечивается хуже, чем  при других формах правления;

- Прав у родственников  монарха намного больше с рождения, что противоречит принципу «все  люди рождаются свободными и  равными» (впрочем, сами монархисты  никогда и не признавали этого  принципа). Часто также существует  сословное неравенство, т.е. разные  люди с рождения обладают разными  правами.

Монархическая форма правления  до сих пор широко распространена в мире, приблизительно пятая часть  государства является монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем  большинстве стран он такой власти реально не имеет.

В современном мире имеется  ряд государств, которые относятся  к разряду «конституционных»  монархий. Современные европейские  монархии считаются цивилизованными, в отличие от прежних, нецивилизованных», абсолютистских. Основным недостатком последних называют их неограниченность, возможность управлять без согласований с кем бы то ни было. Отсюда как следствие «фаворитизм» - выдвижение случайных, порой невежественных людей к рычагам общегосударственного управления.

Европейская мысль нашла  выход: власть монарха должна быть ограничена. Закон должен быть для всех, который  даже монарх нарушить не может - конституция. Установление монархом ограничивающей его Верховную власть конституции  считается переходом к конституционной  монархии.

Но, так как условия  жизни постоянно меняются, буква  закона не совершенна, необходимо её корректировать. Так вот, корректирует уже не монарх, а некий демократический орган, чаще всего парламент.

Реальной Верховной властью  обладает не тот, кто устанавливал основной закон государства (конституцию), а  тот, кто его может изменить или  отменить. При этом монарха могут  наделить весьма обширными полномочиями, что чаще всего и вводит в заблуждение - у монарха действительно очень  много власти. Вся проблема в том, что этой власти недостаточно, чтобы  провести коренные преобразования без  согласования с демократическими органами, а фактически - с теми силами, которые  их контролируют.

 

  1. Республика: сущность и разновидности:

 

Республика - это  форма  правления, в которой высшая, государственная  власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и  несущим ответственность перед  избирателями.

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма правления  является такой же древней формой правления, как и монархия.

Республиканские, точно так  же, как и монархические, формы  правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех  или иных социальных сил господствовать, но и историческими традициями, национальной психологией, экономическими и географическими  факторами, различными контактами с  окружающими их государствами (фактор заимствования, подражания).

 Общими  признаками  республиканской формы правления  являются:

- существование единоличного  и коллегиального главы государства;

- выборность  на  определенный  срок  главы  государства и  других верховных органов государственной  власти;

- осуществление  государственной  власти не по собственному  праву, а по поручению народа;

- юридическая  ответственность  главы государства в случаях,  предусмотренных законом;

- обязательность  решений   верховной  государственной   власти для всех других государственных  органов;

-  преимущественная защита  интересов граждан государства,  взаимная ответственность личности  и государства. 

В теории большинство республик, за немногими исключениями (Сан-Марино, африканские, отчасти Андорра) являются демократическими, то есть верховная  власть принадлежит в них всему  народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам. На практике, однако, народ при выборах  является орудием общественных групп, сосредоточивающих в своих руках  богатство, а вместе с ним и  власть.

Республика не является синонимом  демократии. Во многих государствах-монархиях  демократические институты также  широко распространены. Однако в республиках  больше возможностей для развития демократии.

По характеру взаимоотношений  между законодательной и исполнительной властями различают президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики.

 

 

 

 

 

 

 

а) Парламентская  республика.

 

Парламентская республика - разновидность современной формы  государственного правления, при которой  верховная роль в организации  государственной жизни принадлежит  парламенту.

В такой республике правительство  формируется парламентским  путем  из числа депутатов,  принадлежащих  к тем партиям,  которые располагают  большинством голосов в парламенте.  Правительство  несет  коллективную ответственность перед парламентом  за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор,  пока располагает  поддержкой  парламентского  большинства. В  случае, утраты доверия большинства  членов парламента правительство либо уходит в отставку,  либо через  главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных  выборов.

Как правило,  глава государства  в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства  является главным видом  парламентского контроля  над  исполнительной властью.  Процедура избрания главы государства  в современных парламентарных  республиках  неодинакова.  В Италии, например,  президент республики избирается членами обеих палат  на их совместном заседании,  но при  этом в выборах участвует также  по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламентов в избрании  главы  государства также разделяется  с представителями членов федерации.  Так,  в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным  собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства.  Выборы главы  государства  в  парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права,  что  характерно,  например, для  Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике  обладает  довольно обширными  полномочиями.  Он обнародует законы,  издает декреты,  имеет  право  роспуска парламента,  назначает  главу  правительства,  является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную исполнительную власть  и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.  Парламент обладает важными финансовыми полномочиями,  поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет,  определяет  перспективы социально-экономического развития страны,  решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

 

б)  Президентская  республика.

 

Президентская республика -  одна  из  разновидностей  современной  формы государственного правления,  которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства. Перечислим  наиболее  характерные черты президентской  республики:

- внепарламентский  метод  избрания президента и формирования  правительства;

- ответственность  правительства   перед  президентом,  а не  перед парламентом;

- более широкие, чем  в парламентарной республике, полномочия  главы государства.

В большинстве республик  мира принята форма президентской  республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран  Латинской Америки — президентские  республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В  условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной  и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент  через подчиненных ему министров.

В различных видах президентской  республики прямые и обратные связи  органов государства с заселением имеют свои особенности. В милитарно- президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики.

Суперпрезидентская республика—  форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

Зачастую президент в  суперпрезидентской республике возглавляет  правительство, будучи при этом лидером  правящей партии. Установление в стране суперпрезидентской республики может  приводить к замене периодического избрания нового главы государства  установлением режима «пожизненного  президентства» и/или фактическим  назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.

  В традиционной президентской  республике центром связей, с  одной стороны, является президент,  деятельность которого более  открыта для населения, с другой  — парламент. На местах нередко  в качестве представителей государства,  назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм  для установления и прямых, и  обратных связей.

Информация о работе Формы государственного контроля