Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:27, контрольная работа
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ форм государственного правления.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть монархическую форму государственного правления и ее виды;
- рассмотреть республиканскую форму государственного правления и ее виды.
Введение………………………………………………………………….
Монархия: сущность, разновидности и современное значение .….
Республика: сущность и разновидности ……………………………
а) парламентская республика…..…………………………………….
б) президентская республика ………………………………………..
в) смешанный тип правления………………………………………..
Заключение……………………………………………………….……….
Список литературы……………………………………………………….
Во-первых, монарх воспринимается
как символ государства, залог стабильности
и преемственности исторических
традиций. Во-вторых, в таких государствах
фигура монарха играет роль третейского
арбитра в возможных
Монарх назначает
Достоинства и недостатки монархической формы правления
Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:
- Монархия считается иногда
«богоугодной» формой
- Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
- Монарх в силу своего
положения выше любой
- При монархии больше
возможности осуществить какие-
- При монархии больше
возможности осуществить
- Монарх гораздо больше,
чем избранный руководитель
- Монарх, как правило,
с детства воспитывается с
учётом того, что в будущем
он станет верховным
- Замещение власти проходит
не по способностям кандидата,
а по случайности рождения, что
снижает возможность
Недостатками монархии называют:
- Замещение власти проходит
не по способностям кандидата,
а по случайности рождения, вследствие
чего верховную
- Монарх не несет юридической
ответственности перед кем-
- При монархии больше теоретической возможности для возникновения диктатуры;
- При монархии плюрализм мнений обеспечивается хуже, чем при других формах правления;
- Прав у родственников
монарха намного больше с
Монархическая форма правления до сих пор широко распространена в мире, приблизительно пятая часть государства является монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет.
В современном мире имеется ряд государств, которые относятся к разряду «конституционных» монархий. Современные европейские монархии считаются цивилизованными, в отличие от прежних, нецивилизованных», абсолютистских. Основным недостатком последних называют их неограниченность, возможность управлять без согласований с кем бы то ни было. Отсюда как следствие «фаворитизм» - выдвижение случайных, порой невежественных людей к рычагам общегосударственного управления.
Европейская мысль нашла
выход: власть монарха должна быть ограничена.
Закон должен быть для всех, который
даже монарх нарушить не может - конституция.
Установление монархом ограничивающей
его Верховную власть конституции
считается переходом к
Но, так как условия жизни постоянно меняются, буква закона не совершенна, необходимо её корректировать. Так вот, корректирует уже не монарх, а некий демократический орган, чаще всего парламент.
Реальной Верховной властью обладает не тот, кто устанавливал основной закон государства (конституцию), а тот, кто его может изменить или отменить. При этом монарха могут наделить весьма обширными полномочиями, что чаще всего и вводит в заблуждение - у монарха действительно очень много власти. Вся проблема в том, что этой власти недостаточно, чтобы провести коренные преобразования без согласования с демократическими органами, а фактически - с теми силами, которые их контролируют.
Республика - это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
В настоящее время из 190
государств мира более 140 являются республиками.
Республиканская форма
Республиканские, точно так же, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, но и историческими традициями, национальной психологией, экономическими и географическими факторами, различными контактами с окружающими их государствами (фактор заимствования, подражания).
Общими признаками
республиканской формы
- существование единоличного
и коллегиального главы
- выборность на определенный
срок главы государства и
других верховных органов
- осуществление
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений
верховной государственной
власти для всех других
- преимущественная защита
интересов граждан государства,
В теории большинство республик,
за немногими исключениями (Сан-Марино,
африканские, отчасти Андорра) являются
демократическими, то есть верховная
власть принадлежит в них всему
народу без предоставления каких-нибудь
привилегий тем или иным классам.
На практике, однако, народ при выборах
является орудием общественных групп,
сосредоточивающих в своих
Республика не является синонимом
демократии. Во многих государствах-монархиях
демократические институты
По характеру взаимоотношений
между законодательной и
а) Парламентская республика.
Парламентская республика -
разновидность современной
В такой республике правительство
формируется парламентским путем
из числа депутатов, принадлежащих
к тем партиям, которые располагают
большинством голосов в парламенте.
Правительство несет коллективную
ответственность перед
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламентов в избрании главы государства также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает довольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
б) Президентская республика.
Президентская республика -
одна из разновидностей современной
формы государственного правления,
которая, наряду с парламентаризмом,
соединяет в руках президента
полномочия главы государства и
главы правительства. Перечислим
наиболее характерные черты
- внепарламентский метод
избрания президента и
- ответственность
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
В большинстве республик
мира принята форма президентской
республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины,
Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.).
Подавляющее большинство стран
Латинской Америки —
В различных видах президентской
республики прямые и обратные связи
органов государства с
Суперпрезидентская республика—
Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет правительство, будучи при этом лидером правящей партии. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.
В традиционной президентской
республике центром связей, с
одной стороны, является