Формы государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ форм государственного правления.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть монархическую форму государственного правления и ее виды;
- рассмотреть республиканскую форму государственного правления и ее виды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
Монархия: сущность, разновидности и современное значение .….
Республика: сущность и разновидности ……………………………
а) парламентская республика…..…………………………………….
б) президентская республика ………………………………………..
в) смешанный тип правления………………………………………..
Заключение……………………………………………………….……….
Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

политология к сдаче переработанная.docx

— 54.85 Кб (Скачать файл)

в) Смешанный тип  правления.

 

Впервые полу президентская  республика  была введена во Франции  в 1958 г. по инициативе де Голля, который  стремился к сильной президентской  власти, но должен был учитывать  длительные традиции парламентаризма  в стране. Название «полу президентская» не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в  отличие от парламентарной республики, но эта власть действительно слабее, чем это имеет место в президентской  республике. В этом смысл названия «полу президентская», хотя точнее ее было бы называть полу президентской-полу парламентарной или президентско-парламентарной республикой. Она соединяет определенные достоинства той и другой, стремясь устранить их некоторые недостатки.

Как  в президентской, так и  в полу президентской  республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей, но оно  все же смягчено. Президент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит  правительству, которое несет основную ответственность перед президентом  и ограниченную — перед парламентом. Двойная ответственность правительства  — специфическая черта в модели разделения властей при данной форме  правления.

С одной стороны, парламент  смешанной республики имеет право  вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С  другой стороны, президент имеет  право распустить парламент и  назначить внеочередные выборы (в  некоторых странах парламент  не может быть распущен в течение  конституционно определённого срока).

Если в новом составе  парламента партия президента получит  большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в  парламентарных странах, в смешанной  республике правительство может  работать, только когда оно опирается  на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах  президент или монарх (номинальный  глава государства) лишь формально  назначает правительство, реально  сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной  республике избранный народом президент  вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Так мы рассмотрели республиканские  формы государственного правления. Отметили, что при президентской  республике президент непосредственно, при определенном парламентском  контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность  за свою деятельность. При парламентской  республике президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это  означает, что правительство формируется  партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен  возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). И при  смешанной республике парламент  и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к  правительству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сопоставление различных  моделей, институтов, форм, процедур свидетельствует  об исключительном богатстве и разнообразии форм государственности в современном  мире. Государства существуют и функционируют  в различных условиях. Есть неодинаковые по содержанию и форме капиталистические  государства, свои особенности имеют  государства в различных развивающихся  странах, сохранилось несколько  государств тоталитарного социализма, хотя и в них происходят существенные изменения, правда, связанные, прежде всего  с регулированием экономических  отношений. Особый, переходный характер имеет многочисленная группа постсоциалистических государств. Все это отражает богатство  форм управления обществом в современном  мире.

На основании изученных  материалов можно сформулировать следующие  выводы:

-  форма правления раскрывает  способ организации верховной  государственной власти, порядок  образования ее органов, их  взаимодействия между собой и  с населением, степень участия  населения в их формировании.

- монархия – это  форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти.

- республика - это  форма  правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бондарь, П. И. Политология : учеб.-метод. комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. –  Мн. : «Аверсэв», 2003.
  2. Василевич, Г. Конституционное развитие и белорусское государство / Г. Васи-левич // Беларуская думка. – 2003. – № 2.
  3. Конституционное право зарубежных стран / под ред. М. Баглая. – М. : Норма, 2000.
  4. Конституционное право зарубежных стран : курс лекций / сост. А. В. Якушев. – М., 2003.
  5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. реф. 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) : офиц. текст. – Мн. : Амалфея, 2006.
  6. Керимов, А. Д. О своеобразии государственной системы современной Франции  / А. Д. Керимов // Государство и право. – 2001. – № 1.
  7. Политология : учеб. для вузов / под ред. В. А. Бобкова. – Мн. : Экоперспектива, 2003.

 

 


Информация о работе Формы государственного контроля