Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства.
Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы государства позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.

Содержание работы

Введение
Формы государственного устройства:
Унитарное государство.
Федеративное государство.
Конфедерация.
Заключение.
Список использованых источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 48.33 Кб (Скачать файл)

Относительно  децентрализованными унитарными государствами  являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят  исключительно или главным образом  административный характер, а самоуправляются  лишь низовые единицы.

Например, Конституция Республики Болгарии 1991 года устанавливает: «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования». Нетрудно видеть, что последняя норма направлена против возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную автономию), Конституция характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня — областей, то это административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным управляющим с помощью областной администрации. Областной управляющий назначается Советом министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов (о согласовании с местными уже речи нет), законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль.

Наконец, централизованные унитарные государства — это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встреть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.

Унитарное государство можно рассмотреть  на примере Франции:

Франция - унитарное государство, и  проблема  сосуществования государственных  и местных интересов решается на основе принципов деконцентрации и децентрализации. Особенность построения власти и самоуправления Франции заключается в том, что одна и та же территория (департамент, регион или коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) является и государственным административным округом, возглавляемым префектом, и территориальным самоуправляющимся коллективом, наделенным собственной компетенцией и возглавляемым собственными выборными органами.

Децентрализация основана на соблюдении двух условий. Во-первых, на признании  и законодательном закреплении  факта существования интересов, отличающихся от государственных. Это касается региона, департамента и коммуны. Во-вторых, на законодательном закреплении независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти.

Местные органы власти и управления не входят в государственную вертикаль  и в рамках установленной законом  компетенции самостоятельны в решении  местных вопросов. За каждым территориальным  самоуправляющимся коллективом  закреплен "представитель государства". Он осуществляет контроль в отношении  актов местных властей, который  называют контролем законности.

Территориально- самоуправляющие коллективы:

а) регионы:         Регион одновременно осуществляет функции  государственного уровня управления - административного округа. Как таковой  он возглавляется префектом региона. Префект региона - высшее должностное  лицо региона, подчиненное правительству  и президенту Франции, представляющее на территории региона государственную  власть и являющееся прямым представителем премьер-министра и министров Франции. Префекты обязаны быть лояльными  к государству, поскольку являются политическими служащими.

в) коммуна:   Коммуна - естественное объединение граждан (собственников), образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями, уполномоченными  осуществлять компетенцию, доверенную законом Франции. Коммуна - юридическое  лицо. В настоящее время насчитывается  более 36 700 коммун.

Важнейшими атрибутами коммуны  являются название, территория и население. Изменение названия происходит по установленной  процедуре и вступает в силу после  издания правительством специального декрета. Территориальные границы  коммун, численность населения устанавливаются  декретом и имеют большое значение для коммуны: в соответствии с  численностью государство фиксирует  размеры дотаций, нормы для выборов  муниципальных советников и другие моменты.

Вопросы, входящие в компетенцию  коммуны, перечислить довольно сложно, поскольку отсутствует четкое определение  понятия "местные дела" и государство  само решает, что относится к этой категории.

Функции, выполняемые государством:

а) Источники финансирования. Финансовые источники деятельности местных  властей имеют разное значение в  зависимости от уровня системы разделения властей во Франции.

б) Контрольные функции. Контроль со стороны государственной администрации  является важнейшим элементом децентрализации  власти: передача территориальным коллективам  функций, исполняемых ранее централизованно, переподчинение органов исполнительной власти местным выборным органам, плохо подготовленным к реализации управленческих задач, - все это вызвало необходимость активного присутствия государства на всех уровнях системы разделения властей.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное государство  – это единое государственное  образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные  части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной  власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм  вызывался потребностями единого  рынка, удобствами осуществления государственной  администрации и не ставился в  связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных  унитарных государств – государства  мононациональные.

Однако  существуют и исключения из этого  правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые  могут продолжаться на протяжении множества  веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью  местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

                 2.2   Федеративное государство

Федерация как форма государственного устройства является более сложной и более  многогранной формой, нежели унитарное  государство.

Федеративное  государство (федерация) (от латинского foedus - «союз») - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований.

Субъекты федерации -территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования -субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.

Федеративное государственное  устройство не однородно. В различных  странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования  конкретной федерации и, прежде всего  национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции  которых следует рассматривать  и оценивать любую федерацию:

Добровольное объединение государства  или государственных образований  в федерацию;

Равноправие субъектов федераций  независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала;

Плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой  и с гражданами;

Широкие возможности граждан активно  и беспрепятственно участвовать  в федеральных и региональных политических процессах;

Соблюдение законности и конституционных  прав, означает строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми  остальными органами и организациями  обычных и конституционных законов  как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными  общественно-политическими органами и организациями.

Понятие «федерация» шире, чем просто форма государственного устройства. Характеризует этот феномен всю  политическую систему общества.

Любая федеративная система может  быть эффективной лишь тогда, когда  ее деятельность осуществляется в строгих  рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы  деятельности и компетенция центральных  и местных государственных органов, когда строго соблюдены права  и свободы граждан. В этом смысле можно лишь приветствовать характеристику федерализма как "договорного  отказа от централизма", как "структурно оформленную дисперсию полномочий" между различными государственными организациями – своего рода властными  центрами, "законные полномочия которых  гарантируются конституцией". Важно  исходить также из того, что федерализм – это не одномерное, а многомерное  явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда  речь идет о многомерности федерализма, имеется в виду существование  различных, более или менее одинаково  значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических и др. федерализм, как  представляется, это даже не столько  статика, сколько динамика, процесс, причем не простой, а циклический. Это  подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами.

Федерализм преследует, по крайней  мере, пять основных целей.

Среди них:

- "примирение единства и разнообразия";

- защита от тирании центральное  правительство;

- создание условий для участия  населения в политических процессах  на нескольких уровнях власти;

- создание условий для повышения  "эффективности производства  через региональную конкуренцию"  и выступление в качестве формы  пути к "стимулированию новаторских  идей в региональных правительствах".

- главная же из целей –  всестороннее обеспечение процесса  свободного развития различных  национальностей и народностей,  принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан. 

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства  федеративных государств. 

1. Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных  субъектов: штатов, кантов, земель, республик  и т.д. 

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.  

3. Субъекты федерации имеют право  принятия собственной конституции,  имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует  союзное гражданство и гражданство  федеральных единиц.

5. При федеральном государственном  устройстве в парламенте имеется  палата, представляющая интересы  членов федерации.

6.Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Так, в  отличие от унитарного государства  федеративное в политико-административном отношении не представляет собой  единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно - союзное государство. Государственные  образования, входящие в состав федеративного  государства, могут не являться государствами  в собственном смысле слова, поскольку  они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней  политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут  быть решены без участи центральной  власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной  и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных  образований унитарного государства.

Информация о работе Формы государственного устройства