Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:37, курсовая работа
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства.
Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы государства позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.
Введение
Формы государственного устройства:
Унитарное государство.
Федеративное государство.
Конфедерация.
Заключение.
Список использованых источников.
Относительно
децентрализованными унитарными государствами
являются такие, в которых высшие
территориальные единицы носят
исключительно или главным
Например,
Конституция Республики Болгарии 1991
года устанавливает: «Республика Болгария
является единым государством с местным
самоуправлением. В ней не допускаются
автономные территориальные образования».
Нетрудно видеть, что последняя норма
направлена против возможных намерений
компактно проживающего и растущего турецкого
меньшинства. Но независимо от этого не
слишком точного конституционного положения
(местное самоуправление по определению
предполагает территориальную автономию),
Конституция характеризует общину как
основную административно-
Наконец, централизованные унитарные государства — это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встреть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.
Унитарное государство можно рассмотреть на примере Франции:
Франция - унитарное государство, и
проблема сосуществования
Децентрализация основана на соблюдении двух условий. Во-первых, на признании и законодательном закреплении факта существования интересов, отличающихся от государственных. Это касается региона, департамента и коммуны. Во-вторых, на законодательном закреплении независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти.
Местные органы власти и управления не входят в государственную вертикаль и в рамках установленной законом компетенции самостоятельны в решении местных вопросов. За каждым территориальным самоуправляющимся коллективом закреплен "представитель государства". Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности.
Территориально- самоуправляющие коллективы:
а) регионы:
Регион одновременно осуществляет функции
государственного уровня управления -
административного округа. Как таковой
он возглавляется префектом
в) коммуна: Коммуна - естественное
объединение граждан (собственников),
образующих на определенной территории
сообщество, возглавляемое собственными
избранными властями, уполномоченными
осуществлять компетенцию, доверенную
законом Франции. Коммуна - юридическое
лицо. В настоящее время
Важнейшими атрибутами коммуны
являются название, территория и население.
Изменение названия происходит по установленной
процедуре и вступает в силу после
издания правительством специального
декрета. Территориальные границы
коммун, численность населения
Вопросы, входящие в компетенцию коммуны, перечислить довольно сложно, поскольку отсутствует четкое определение понятия "местные дела" и государство само решает, что относится к этой категории.
Функции, выполняемые государством:
а) Источники финансирования. Финансовые источники деятельности местных властей имеют разное значение в зависимости от уровня системы разделения властей во Франции.
б) Контрольные функции. Контроль со
стороны государственной
Подводя
итог вышесказанному, можно заключить,
что « … унитарное государство
– это единое государственное
образование. Государство при этом
делится лишь на административно-
Однако существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.
2.2 Федеративное государство
Федерация как форма государственного устройства является более сложной и более многогранной формой, нежели унитарное государство.
Федеративное государство (федерация) (от латинского foedus - «союз») - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований.
Субъекты федерации -
Федеративное государственное
устройство не однородно. В различных
странах оно имеет свои уникальные
особенности, которые определяются
историческими условиями
Следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую федерацию:
Добровольное объединение
Равноправие субъектов федераций независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала;
Плюрализм и демократизм во взаимоотношениях
субъектов федерации между
Широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;
Соблюдение законности и конституционных
прав, означает строгое и неуклонное
соблюдение федерацией и субъектами
федерации, федеративными и всеми
остальными органами и организациями
обычных и конституционных
Понятие «федерация» шире, чем просто форма государственного устройства. Характеризует этот феномен всю политическую систему общества.
Любая федеративная система может
быть эффективной лишь тогда, когда
ее деятельность осуществляется в строгих
рамках конституции и текущего законодательства,
когда четко разграничены сферы
деятельности и компетенция центральных
и местных государственных
Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей.
Среди них:
- "примирение единства и
- защита от тирании центральное правительство;
- создание условий для участия
населения в политических
- создание условий для
- главная же из целей –
всестороннее обеспечение
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Субъекты федерации имеют
4. В большинстве федерации
5. При федеральном
6.Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
Так, в
отличие от унитарного государства
федеративное в политико-административном
отношении не представляет собой
единого целого. Оно состоит из
территорий субъектов федерации. Оно
- союзное государство. Государственные
образования, входящие в состав федеративного
государства, могут не являться государствами
в собственном смысле слова, поскольку
они не обладают полным суверенитетом,
т.е. самостоятельностью и независимостью
по всем вопросам внутренней и внешней
политической жизни. Степень суверенности
может быть разной. Однако выделяется
круг вопросов, которые не могут
быть решены без участи центральной
власти. Но, во всяком случае, субъекты
федерации наряду с хозяйственной
и социально-культурной самостоятельностью
приобретают и определенную политическую
самостоятельность, и это их отличает
от административно-