Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства.
Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы государства позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.

Содержание работы

Введение
Формы государственного устройства:
Унитарное государство.
Федеративное государство.
Конфедерация.
Заключение.
Список использованых источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 48.33 Кб (Скачать файл)

 

 

                                     

                                           План

  1. Введение
  2. Формы государственного устройства:
    1. Унитарное государство.
    2. Федеративное государство.
    3. Конфедерация.
  3. Заключение.
  4. Список использованых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                1.Введение

 

Тема  данной работы является чрезвычайно  интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями  государства.

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. как не существует двух совершенно одинаковых людей, так  не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое  понятие как форма государства. Понятие формы государства позволяет  узнать, как устроено управление, кто  правит, какова взаимосвязь между  частями государства и целым  государством, какие методы используются для осуществления власти. Более  полное представление о форме  конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы  правления, государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд, наиболее важным являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим  в стране или нет. Особенно это  трудно сделать по отношению к  другому государству, т.е. к тому, в котором мы не проживаем, т. к. не знаем исторических, культурных, религиозных  и других особенностей народов, проживающих  в этом государстве.

Изучая  формы государственного устройства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия “ устройство государства” в теории государства  и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной  организации. И это не случайно. Действительно  во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Цель  моей курсовой работы  раскрыть характерные  черты форм государственного устройства и проанализировать  значимость этих форм.

 

 

 

 

 

 

     

           2. Формы государственного устройства

 

Форма государственного устройства –  национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями, между центральными и местными органами государственной  власти. Организация государства  рассматривается с точки зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит  внутренняя структура государства;

- каково правовое положение  этих частей, и каковы взаимоотношения  их органов;

- как строятся отношения между  центральными и местными государственными  органами;

- в какой государственной форме  выражаются интересы каждой нации,  проживающей на территории данного  государства.

Проблема  территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного  общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как  это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а  опосредствованно - через организацию  государством социально-производственного  процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку  они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная  власть и государственное управление строятся, но территориальному принципу.

На форму  государства влияют разнообразные  факторы: тип государства, экономический  строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные  размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и  сложным.

Простым является унитарное государственное  устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства  других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной  власти применительно к территории, внутреннее деление государства  на части и взаимоотношения между  этими частями. Она дает возможность  рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между  местными и высшими органами государственной  власти.

Итак, выделим  три формы государственного устройства:

    1. Унитарная
    2. Федеративная
    3. Конфедеративная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          2.1 Унитарное государство

 

Унитарное государство (от латинского unitas - «единство») - это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом.

В унитарном государстве - единое законодательство, единое гражданство для всей страны, единая денежная система, административно-территориальное  управление осуществляется единым центром. Административно-территориальные единицы  не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в  которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Например, это такие государства, как Китай (имеет в своем составе ряд  автономий - Тибет, Гонконг и др.), Испания (Область басков), Украина (Крымская автономная республика) и др. Унитарное  государство представляет собой  наиболее простую форму территориального устройства. Оно воплощает классические представления о политическом объединении  нации под единой властью. В данной форме только один субъект обладает государственностью — само государство. Оно является единым политическим центром  общества. Только ему присущ государственный  суверенитет.

Единый государственный суверенитет  подтвержден основным законом, конституцией. Основной закон закрепляет исключительную и нераздельную государственность  на всей территории страны. Территории, входящие в состав унитарного государства, политической самостоятельности не имеют, не являются суверенными.

Естественно, право сецессии (отделения) за территориями не признается. Речь идет о запрете на сецессию именно территорий, а не проживающих там общностей. Если местное сообщество приобретает  свойства народа, нации, претендует на международное признание, то вступают в действие международно-правовые нормы  о праве народов на самоопределение, на собственную национальную государственность. В этом случае, конечно, может состояться обособление и даже полное отделение фактически возникшего, учрежденного народом государства.

Например, арабы, проживающие на западном берегу реки Иордан, настояли на своем  праве самоопределения. Вполне возможно, что их самостоятельность приобретет форму государства и повлечет обособление от Израиля. Но до тех  пор, пока территориальное сообщество людей силой оружия или политической борьбой не докажет того, что оно  является народом, считается, что унитарное  государство остается формой организации  единого, хотя бы и многонационального народа. И статус территорий не является формой, выражающей суверенитет. До этих пор право отделения территории от государства юридически не существует.

Унитарная форма ограничивает права  территорий и их органов преимущественно  решением местных дел. Обычно территории не имеют права участвовать в  государственной политике. «Если  местные учреждения должны получить политический характер, то это поведет  к раздроблению государства. Даже в  свободных государствах им запрещается  выражать мнения по политическим вопросам, ибо это искажает истинное их значение...».

Политически единое государство не всегда становится централизованным в  административном отношении. В этой форме устройства за гражданами, общественными  ассоциациями и другими субъектами могут быть признаны различные права  и свободы. Не являются исключением  и территории. Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (поданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. – государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т.д. но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определенного порога численности  граждан и размеров территории возникает  необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и  т.д., а также создать на этих территориальных  образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Кроме того, население того или  иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства  и этот многонациональный аспект населения.

Права территорий в унитарном государстве  являются более или менее обширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти полномочия, местные свободы  и привилегии принадлежат территориям  не по собственному праву, а приобретаются  в силу закона, изданного государством. Наиболее свободным правовым положением территорий может быть статус юридического лица, а в большинстве случаев  местные органы административно  подчинены правительству.

Учреждается одна система высших государственных  органов. Ими являются только центральные  политические учреждения — глава  государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государственных  органов.

В унитарном государстве действует  единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона — акта высшей юридической силы. Это не исключает  права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной  государством, и не могут противоречить  законам.

Системы налогообложения, применяемые  в унитарных государствах, различаются. Однако первичным монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территории. Взимание местных  налогов, как правило, допускается  с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать  и взимать налоги.

В унитарном государстве установлено  единое гражданство (подданство). Лица, пребывающие на территориях, являются для них не гражданами, а жителями. Такие понятия, как гражданин  области, провинции, города, не употребляются, если не считать символического, почетного гражданства. Обычно в унитарном государстве устанавливается единая судебная система.

Унитарная форма государственности  широко распространена. Ее использует большинство стран Западной, Центральной  и Восточной Европы и Африки.

С точки зрения организации публичной  власти унитарные государства можно  разделить на децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение  полномочий между центральной властью  и территориальными единицами высшего  уровня. Это сближает их федеративными  государствами.

Различие же с централизованными  государствами заключается в  том, что они (централизованные) –  это те государства, в которых  нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженным авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

Информация о работе Формы государственного устройства