Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:37, реферат
Целью написания данного реферата является комплексная характеристика понятия «Форма правления».
Введение………………………………………………………………………..с. 3
1. Проблема классификации форм правления………………………………..с. 5
2. Классификация Аристотеля………………………………………………….с.5
3. Спарта как пример аристократии…………………………………………...с. 9
4. Афины, как пример полисной демократии……………………………….с. 17
5. Классификация Макиавелли……………………………………………….с. 18
6. Иные точки зрения по вопросу классификации форм правления……….с. 19
7. 7. Современное понятие формы правления. Виды форм правления…...с. 21
8. Заключение………………………………………………………………….с. 30
Список литературы……………………………………………………………с. 31
Законы Ликурга были установлены с целью создания военного государства, т.е. победа в войне стала смыслом жизни и способом получения средств к существованию для спартанцев. Дань с завоёванных и покорённых илотов стала единственным источником получения продуктов питания для спартанцев, таким образом, спартанцы вели паразитический образ жизни за счёт своих соплеменников – греков-илотов. Законы Ликурга не были записаны, т.к., по его мнению, важные нормы поведения должны войти в обычай с самого раннего детства. Форму правления в Спарте можно трактовать и как смешанную форму правления, где существовал не только совет старейшин, но и цари и народное собрание, но, всё-таки, совет старейшин в Спарте имел больше власти и поставил под свой контроль царей и народное собрание. Ликург, фактически, установил в Спарте кастовый строй из двух каст, где кастой правителей и воинов были спартанцы, а кастой государственных рабов – илоты. Спартанцы презирали всякий труд, это нежелание трудиться они называли «любовью к свободе». Единственным занятием спартанцев была война и спорт, как подготовка к войне. Войну спартанцы считали отдыхом от бесконечных физических упражнений мирного времени. У спартанцев было много свободного времени, т.к. заниматься любым полезным трудом им было строго настрого запрещено. Беседы друг с другом, танцы, игры, охота, песни и гимнастические упражнения поглощали весь досуг спартанцев, когда они не были заняты войной. Спартанцы могли жить беззаботно, потому что землю за них обрабатывали илоты. Это были потомки порабощённого спартанцами греческого населения окружающих Спарту земель. Илоты остались жить на своих участках земли. Они были обязаны отдавать спартанцам значительную часть урожая. Илоты и обрабатываемые ими участки были поровну распределены между спартанскими семьями. Так как илотов было значительно больше, чем спартанцев, то спартанцы постоянно опасались восстаний. Чтобы предупредить восстания, спартанцы регулярно объявляли илотам войну. Военная подготовка спартанских юношей включала внезапное нападение больших отрядов юношей на деревни илотов с целью уничтожения самых сильных и смелых илотов, а также спартанские юноши ночью в одиночку выходили на большую дорогу, вооружённые кинжалами, и убивали случайных прохожих-илотов. Однажды спартанцы освободили от рабства 2 тысячи илотов, те стали радоваться такому внезапному счастливому событию, но затем спартанцы их тайно казнили. Спартанцы издевались над илотами, заставляли их пить неразбавленное вино, чтобы, доведя их до состояния опьянения, показать спартанским юношам то, как ужасен порок пьянства. По сравнению с другими греческими государствами раб в Спарте находился в наиболее рабском состоянии. Это была политика государственного террора, вопиющего произвола и беззакония с целью запугивания илотов, это дало основания обвинять Ликурга в жестокости и несправедливости. Именно поэтому спартанское общество было построено на пороховой бочке7.
По законам Ликурга, важнейшим государственным органом стала герусия - совет старейшин (по гречески - геронтов). Герусия решала споры и давала указания даже царям. Во главе Спарты издревле стояли два царя из двух постоянно враждовавших между собой родов. Эта вражда между двумя царями позволяла избежать тирании и сохранить верховенство верховной власти аристократии над царями. По законам Ликурга, цари сохраняли свою власть и значение только на войне. В мирное время цари являлись рядовыми членами герусии, в которую входило 30 человек. Остальные 28 членов выбирались спартанским народом пожизненно из числа стариков не моложе 60 лет из аристократических семей. Выборы назначались тогда, когда один из геронтов умирал. Спартанский народ имел право собраться на собрание у реки Эврота, чтобы принять или отклонить предложенные герусией решения, т. е. народное собрание имело право «вето». Аристократы остались недовольны этим законом и после смерти Ликурга приняли добавление к закону: «Если народ примет неправильное решение, геронты и цари могут отвергнуть его и распустить народное собрание». На открытой, не защищённой от ветра и жаркого солнца площади, где негде было даже присесть, собрание шло быстро без долгих обсуждений. Выслушав краткую речь геронта или царя, народ криком одобрял или отвергал внесённое предложение. Никому, кроме геронтов и царей, не разрешалось высказывать своё мнение. Такими способами аристократы боролись с властью народного собрания и ограничивали демократию. Народ не желал терпеть несправедливость, и через 130 лет после правления Ликурга была учреждена должность эфоров, которых выбирали по одному человеку от пяти областей страны. Они вершили суд и расправу над гражданами в отсутствии царей и следили за выполнением законов, в случае их нарушения карали даже царей.
До правления Ликурга земля скопилась в руках аристократов. По совету Ликурга был сделан передел земли: аристократы отказались от владения землёй в пользу государства, земля была поровну разделена между спартанскими семьями, никто больше не мог продавать или покупать землю, таким образом, частная собственность на землю была заменена государственной собственностью. Каждый участок обеспечивал семью только ячменной мукой и растительным маслом, чего, по мнению Ликурга, было вполне достаточно для счастливой жизни, но, по мнению большинства людей, такой рацион является слишком бедным и аскетичным. В те древние времена производительность труда была слишком низкой, чтобы обеспечить разнообразное питание для спартанцев. Ликург хотел уничтожить вражду и разделение спартанцев на бедных и богатых. Это позволяло сплотить спартанцев против внешнего врага во время войны. Ликург запретил пользоваться золотой и серебряной монетой и приказал принимать только железные деньги. Эти железные деньги были настолько малоценными и громоздкими, что для их хранения нужно было в каждом доме строить отдельную кладовую и возить их на телеге, таким образом, железные деньги почти лишились трёх важнейших функций – как средство обращения, средство платежа и средство накопления. В результате торговля, как товарообмен деньги-товар-деньги, почти исчезла, и спартанцы стали жить натуральным хозяйством – изымали продукты у илотов. В Спарте исчезли преступления, ибо большое количество железных денег в качестве добычи осложняло возможность скрыть факт воровства, взятки или грабежа. Ликург запретил спартанцам заниматься ремеслом. Железные деньги не принимались к обмену в других государствах, как советский «деревянный» рубль, который был неконвертируемой валютой, т.е. валютой, не подлежащей обмену на другие валюты мира. Приезжие ремесленники только смеялись тогда, когда спартанцы пытались расплатиться с ними железными деньгами. Равенство спартанцев было равенством в бедности.
Чтобы создать видимость братства и товарищества, Ликург приказал спартанцам ежедневно участвовать в совместных обедах на 15-20 человек, служивших в одном военном отряде. Ликург хотел, чтобы они были связаны крепкой дружбой и готовы были умереть друг за друга. Решение о принятии новичка в члены обеденного братства должно было быть принято единогласно. Рацион на обеде был очень скудным - чечевичная похлёбка с бычьей кровью, блюда из ячменя, немного сыра, мяса и фруктов, разбавленное водой вино, которое греки пили вместо чая, а пить неразбавленное вино они считали позором. Было запрещено приходить на обед сытым и оставлять свою порцию несъеденной, иначе другие сотрапезники могли подумать, что виновный считает общий стол недостаточно хорошим для себя, и могли подвергнуть виновного сначала штрафу, а затем – исключению из членов обеденного братства. Ликург лишил богачей возможности вкусно покушать, поэтому они были настолько злы на Ликурга, что однажды побили его палками и выбили ему глаз, но народ заступился за реформатора и наказал богачей.
Ликург узаконил в Спарте отбор здорового потомства и уничтожение больных детей с целью получения максимального количества здоровых и сильных воинов. С целью получения здорового потомства девушки должны были заниматься спортом и участвовать в соревнованиях наравне с мужчинами – бегать, бороться, бросать диск, метать копьё, присутствовать на праздниках, участвовать в плясках и петь в хоре. Иностранцы упрекали спартанских женщин в том, что они руководят мужьями. Оставаться холостым считалось в Спарте позорным. После рождения сына отец приносил его на совет старейшин. Они осматривали его и решали его судьбу. Если они находили его здоровым и крепким, то ему дарили возможность жить и отводили ему надел земли. Если ребёнок оказывался слабым и больным, то они приказывали бросить его в пропасть, т.к. спартанскому государству были не нужны слабые и больные воины. Той же цели служило спартанское воспитание детей. В младенчестве их не пеленали с целью закалки организма холодом. Их отучали от капризов и нытья, приучали к скудному рациону. В 7 лет всех мальчиков отбирали от родителей и объединяли в небольшие отряды. Во главе отряда стоял человек, с которого дети брали пример, и который имел право сурово наказывать детей. Старики специально ссорили мальчиков, провоцировали на драки между собой с целью выяснить, кто из детей храбрее. Грамоте мальчиков учили только в пределах необходимости прочитать текст приказа или подписать своё имя. Спартанские мальчики должны были безоговорочно повиноваться начальникам, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах любой ценой. Условия жизни мальчиков были самыми суровыми: они должны были спать все вместе на связках тростника, их заставляли ходить босыми и играть без одежды в любую погоду. В 12 лет им выдавали плащ. Мальчики в отряде выбирали своего вожака, который позднее становился командиром этого отряда. Детям выдавали очень скудное пропитание с целью заставить их добывать себе дрова и продукты с помощью воровства в садах, у обеденных братств и с помощью нападений на сторожей. Если сторожа сумели поймать вора, то его без пощады били плетьми как неумелого вора. Мальчики старались любой ценой скрывать свои преступления и могли даже умереть во время бичевания, но не издать при этом ни звука и не признавать своей вины. С помощью всего этого спартанских детей приучали собственными силами бороться с лишениями и воспитывали из них людей ловких и хитрых. Когда юноша становился воином, ему разрешали заботиться о красоте своего платья, волос и оружия. Перед боем воины старались особенно тщательно украсить себя, т.к. они шли в бой с песнями и музыкой, как на праздник. Привилегией олимпийского чемпиона было идти в бой рядом с царём. Эту привилегию чемпион не хотел променять ни на какие деньги. Обратив неприятеля в бегство, спартанцы его не преследовали, т.к. они считали недостойным добивать поверженного врага. Враги знали, что спартанцы убивают только тех, кто сопротивляется. Практическая польза от этого обычая была в том, что враги часто предпочитали убегать от спартанцев, а не сражаться.
Много внимания в Спарте уделялось воспитанию и пропаганде. Эта пропаганда в условиях отсутствия средств массовой информации была представлена в примитивной форме – в форме хорового пения и публичных выступлений ораторов. Спартанские песни были мужественны, просты и поучительны. Они прославляли павших за Спарту, порицали трусов и призывали к подвигу. Это напоминает советскую пропаганду и советскую песню. В бой спартанцы шли под звуки флейты. И в мирной жизни Спарта была похожа на военный лагерь, где спартанцы соблюдали строгую дисциплину и жили так, как предписывал обычай. Надежды не обманули Ликурга, Пока Спарта придерживалась его законов, в течение нескольких столетий она оставалась одним из самых сильных государств в Греции. Только в конце 5 в до н.э., когда в Спарту вместе с золотом и серебром проникли корысть и имущественное неравенство, законам Ликурга был нанесён смертельный удар8.
4. Афины, как пример полисной демократии.
По свидетельству Плутарха, полисную демократию и законы в Афинах установил Солон. Он считался одним из семи самых великих древних мудрецов. Он умел сочинять стихи. Отец Солона был человеком небогатым и не оставил в наследство Солону никаких средств к существованию. Поэтому Солон решил по примеру немногих смельчаков заняться торговлей и отправиться на корабле за море с грузом афинских товаров, Одна такая удачная поездка могла сделать человека богатым. Он отправился в плавание не только ради наживы, но и для того, чтобы получить знания. Разбогатев, он вернулся домой и обнаружил в родном городе ожесточённую борьбу богатых против бедных. Богатые издали закон, который запрещал призывать к войне за остров Саламин. Этим островом владело соседнее государство Мегары, которое сумело победить Афины в войне за этот остров. Этот остров закрывал путь кораблям в Афины, и мегарцы могли легко помешать привозу хлеба и других товаров в Афины. Чтобы обойти этот закон, Солон выдал себя за сумасшедшего и призвал к походу на Саламин. Он возглавил этот поход. Он пошёл на военную хитрость. Он приказал воинам переодеться в женскую одежду и выйти на берег, а затее послал шпиона к мегарцам с заданием убедить их напасть на этих, якобы, беззащитных женщин. Мегарцы поддались на обман и были разгромлены. После этого афиняне захватили Саламин. Земля в Греции была каменистой и малопригодной для земледелия, поэтому бедные земледельцы теряли землю и попадали в долговое рабство к богатым. Единственный выход состоял в развития ремесла и морской торговли. Солона избрали архонтом (выборное должностное лицо) с тем, чтобы он прекратил внутренние распри. Таким образом, он получил право вводить новые законы. После установления своих законов, Солон уехал странствовать на 10 лет, а с граждан взял клятву не менять законы до его возвращения. В Афинах в отсутствие Солона начались волнения. Дальний родственник Солона – Писистрат – стал готовить государственный переворот с целью установления тирании вместо полисной демократии. Писистрат пошёл на провокацию – прибежал на площадь народного собрания, обливаясь кровью, хотя многие утверждали, что эти раны он нанёс себе сам, потребовал для своей защиты предоставить ему отряд из бедняков, затем захватил афинскую крепость и стал править подобно древним царям (560 г. до н.э.). Солон в народном собрании призывал граждан к борьбе против тирании, но его никто не слушал из-за страха перед тираном. Друзья советовали ему бежать из Афин с тем, чтобы избежать мести тирана, но Солон считал, что он уже слишком стар для этого. Писистрат оставил в силе большинство законов Солона и на словах показывал своё уважение к нему. Солон умер глубоким стариком. В Афинах законы Солона были сохранены в почти неизменном виде.
Солон провёл умеренные реформы, которые удовлетворили и бедных, и богатых. Он отменил все долги бедных и запретил долговое рабство. Солон отменил суровые законы Драконта, которые предписывали даже за мелкие преступления только одно наказание – смертную казнь. Солон отменил аристократию и ввёл полисную демократию. До этих реформ власть в Афинах принадлежала совету знати (ареопагу), а народное собрание не имело почти никакого значения. Суд также находился в руках аристократов. Ареопаг назначал 9 архонтов, т.е. членов исполнительной власти. Всех граждан он разделил на четыре разряда в зависимости от их дохода. Граждане первых трёх разрядов могли занимать государственные должности и нести службу в сухопутном войске. Граждане четвёртого разряда, т.е. бедняки, имели право только участвовать в народном собрании и в народных судах. Они не имели денег на приобретение оружия, поэтому в войске они составляли вспомогательные отряды и служили гребцами на флоте. Народное собрание в Афинах получило высшую законодательную власть. В нём могли участвовать все полноправные граждане, кроме рабов, женщин, детей и метеков (иногородних по происхождению). Солон сохранил ареопаг, но поручил этому органу только одну функцию – наблюдение за выполнением законов. Солон поощрял развитие ремесла, По закону Солона сын мог не кормить престарелого отца в том случае, если отец не выучил сына какому-нибудь ремеслу9.
5. Классификация Макиавелли.
Никколо Макиавелли по типу личности был теоретиком, поэтому он был неудачливым политиком, но стал великим учёным-политологом. Он жил в Италии в эпоху Возрождения. Годы его жизни: 1469-1527 гг. Он родился во Флоренции.
В классификации Макиавелли существует только две формы правления:
- республика;
- монархия.
Монархии бывают либо наследственными, либо новыми, государственная власть приобретается либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью. Представительная демократия и принцип разделения властей описаны в книге Монтескье «О духе законов»10. В 20 в. в ряде стран произошёл регресс к древним формам правления – к олигархии или тирании – в форме фашистского режима, советской власти, фундаменталистско-исламского государства11.
6. Иные точки зрения по вопросу классификации форм правления.
В литературе встречается классификация из пяти форм правления:
- тирания или царство;
- аристократия или олигархия;
- непосредственная демократия;
- Наследственная монархия;
- Представительная демократия.