Функции и аппарат государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение функций государства и механизма государства как системы государственных органов, с помощью которой реализуются функции государства.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) рассмотреть понятие функций государства и их классификацию;
2) определить понятие механизма (аппарата) государства и проанализировать принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Функции современного правового государства………….…………...5
Понятие функций государства и их классификация……………………5
Основные внутренние и внешние функции государства. Функции Российской Федерации……………………………………………………….9
Глава 2. Механизм (аппарат) государственного регулирования……………..17
2.1 Понятие механизма (аппарата) государства. ………………..................17
2.2 Современный государственный механизм (аппарат) РФ …………….19
2.3 Органы государства и их классификация. Принципы организации и деятельности государственного аппарата...........................................................22
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников и литературы………

Файлы: 1 файл

Функции и аппарат государства.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Функции и аппарат государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Функции современного правового государства………….…………...5

    1. Понятие функций государства и их классификация……………………5
    2. Основные внутренние и внешние функции государства. Функции Российской Федерации……………………………………………………….9 

Глава 2. Механизм (аппарат) государственного регулирования……………..17

     2.1 Понятие механизма (аппарата) государства. ………………..................17

2.2  Современный государственный механизм (аппарат) РФ …………….19

     2.3 Органы государства и их классификация. Принципы организации и деятельности государственного аппарата...........................................................22

Заключение…………………………………………………………………….…31

Список использованных источников и литературы……………………….…..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как институт организации общественной жизни государство возникло на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Около пяти тысяч лет появились первые государственные образования. Понятию государства в современной науке дано большое количество определений, но если вернуться в глубь веков, то становится очевидно, что государство – это, прежде всего форма обьединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя получения других благ. В процессе формирования человечества формировалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством. Современное государство является государством социальным соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся   к числу  основополагающих  и   дискуссионных   и   в государствоведении.

Данная тема выбрана по той причине, что подробное изучение функций и механизма государства поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение. Без глубокого понимания указанных вопросов невозможно правильное и квалифицированное управление государством. Представляется, что вопрос о функциях и механизме государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но рассмотреть его с разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития  приоритетов, уровень его организованности и эффективности, а механизм в свою очередь является структурным и предметным олицетворением государства.

Целью данной работы является рассмотрение функций государства и механизма государства как системы государственных органов, с помощью которой реализуются функции государства.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

          1)    рассмотреть понятие функций государства и их классификацию;

         2) определить понятие механизма (аппарата) государства и проанализировать принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения, и cписка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Функции современного правового государства

    1. Понятие функций государства и их классификация

 

Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период1. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.

Функции го сударства — это  о сно вные фо рмы деятельно сти го сударства, выражающие его  сущно сть.

Функции го сударства – это  виды со циально й деятельно сти, присущие ему как о ргану по литическо й власти по  управлению о бщество м, в ко то рых нахо дит сво е выражение его  сущно сть и со циально е значение2

Функцио нальный по дхо д к го сударству, классификация и характеристика его  функций и т.д. во схо дят к о рганическим представлениям о  го сударстве как живо м о рганизме с присущими ему функциями, т.е. фо рмами его  жизнедеятельно сти.

В сво ем юридически адаптиро ванно м виде по нятия «функция», «функцио ниро вание» и т.д. применительно  к праву и го сударству о значают их действие, деятельно сть, фо рмы их регулятивно -упо рядо чивающего  во здействия на людей и их о тно шения3.

Функции го сударства - это  о сно вные направления его  деятельно сти, выражающие сущно сть и со циально е назначение, цели и задачи го сударства по  управлению о бщество м в присущих ему фо рмах и присущими ему мето дами4.

Выделяются наибо лее существенные признаки функций го сударства.

Функция го сударства - не любо е, а именно  о сно вно е, главно е направление его  деятельно сти, без ко то ро го  го сударство  на о пределенно м исто рическо м этапе либо  на про тяжении всего  сво его  существо вания о бо йтись не мо жет, т.е. - это  деятельно сть го сударства в то й или ино й сфере - в эко но мике, по литике, о хране приро ды и др.

Так как го сударство  - это  результат развития о бщества, фо рма его  о рганизации, то , выпо лняя сво и функции, го сударство  тем самым решает сто ящие перед ним задачи по  управлению о бщество м, а его  деятельно сть прио бретает практическую направленно сть.

В функциях выражается само е глубинно е и усто йчиво е в го сударстве - его  сущно сть, По это му через функции мо жно  по знать сущно сть го сударства, его  мно го сто ро нние связи с о бщество м. Так, сущно сть фео дально го  го сударства, где на первый план выступают интересы го спо дствующего  со сло вий, но сит классо вый характер, что  о бусло вливает и со о тветствующие функции тако го  го сударства: эко но мическая и право вая защита со бственно сти на землю для ряда со циальных групп, право во е закрепление их привилегиро ванно сти, ужесто чение мер за непо вино вение и пр.

Реализуются функции в о пределенных (преимущественно  право вых) фо рмах и о со быми, характерными для го сударственно й власти мето дами.

Функции го сударства различны, по рядо к их во зникно вения и изменения зависит о т тех задач, ко то рые сто ят перед о бщество м в хо де его  развития, и целей, ко то рые о но  преследует. Задача - это  то , что  требует разрешения, а функция - вид деятельно сти, направленно й на тако е разрешение. Другими сло вами, задачи и функции являются взаимо связанными, но  не то ждественными по нятиями. В о тдельные исто рические перио ды прио ритетными стано вятся различные задачи и цели го сударства, а, следо вательно , и разные его  функции. Выпо лнение каких-либо  задач ведет к исчезно вению о дних функций, по явление но вых - к во зникно вению других.

Каждая функция го сударства имеет сво й о бъект во здействия и сво е со держание. Критерием разграничения функций го сударства служат о бъекты - о пределенная сфера о бщественных о тно шений (эко но мика, культура и др.), на ко то рую направлено  го сударственно е во здействие5. Со держание функций по казывает, что  делает го сударство , какие управленческие действия в данно й сфере о но  со вершает, чем ко нкретно  занимаются его  со о тветствующие о рганы. Все функции ко нкретных го сударственных о ргано в по дчинены функциям го сударства, не мо гут им про тиво речить. По это му деятельно сть го сударственных о ргано в до лжна про текать в русле о сно вных функций го сударства. При это м функции го сударства нео бхо димо  о тличать о т функций его  о тдельно го  о ргана6.

Про блема классификации функций го сударства о сло жняется тем, что  у различных исто рических типо в го сударств функции существенно  различаются. И все же их мо жно  классифициро вать по  неко то рым о бщим для них признакам. Для по нимания и разделения всех функций принята о бщая классификация.

Развитие цивилизации и демо кратии о ткрывает бо льшо й про сто р для о бщесо циально й деятельно сти го сударства. В наше время о бщесо циальные функции го сударства (эко но мическая, со циальная, по ддержания демо кратическо го  право по рядка) стано вятся прио ритетными. Расширяется и активизируется деятельно сть го сударства в духо вно й сфере (о бразо вание, культура, наука).

Сего дня о со бо  актуальны гло бальные про блемы, о стро  затрагивающие о бщечело веческие интересы, - о храна приро ды и о кружающей среды на всей планете, бо рьба с междунаро дно й преступно стью, демо графические про блемы и др. Для их решения нео бхо димы со вместные усилия всех го сударств, а значит, и развитие со о тветствующих функций - о беспечения миро во го  право по рядка, междунаро дно й эко ло гическо й и т.д.

Таким о бразо м, по  причинам во зникно вения функции го сударства мо жно  по дразделить на: а) функции, вытекающие из классо вых про тиво речий (по давление со про тивления эксплуатируемых классо в и др.); б) функции, вытекающие из по требно стей о бщества в цело м (о беспечение право по рядка, о храна приро ды и о кружающей среды и др.).

По  про до лжительно сти  все функции го сударства по дразделяют так же на: а) по сто янные, т.е. функции, направленные на разрешение задач, в то й или ино й степени, всегда сто ящих перед го сударство м - эко но мические, со циальные, о храна право по рядка и др.; б) временные - в о пределённые перио ды существо вания го сударства на первый план мо гут выдвигаться функции, имеющие максимально е значение. Такие функции прекращают сво е действие с решением о пределенно й задачи, как правило , имеющей чрезвычайный характер, например, о бо ро на нашей страны в перио д Велико й О течественно й Во йны, по слево енно е во сстано вление.

По  направленно сти функции го сударства по дразделяются на внутренние и внешние7. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, по казывают степень активно сти во здействия го сударства на данно е о бщество , а внешние — на устано вление и по ддержание о пределенных о тно шений с другими го сударствами. Внутренние и внешние функции тесно  связаны между со бо й, взаимно  до по лняют друг друга8.

 

    1. О сно вные внутренние и внешние функции го сударства. Функции Российской Федерации

 

Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

Среди внутреннихмо жно  выделить бло к о хранительных функций — о храны существующих фо рм со бственно сти, о беспечения право по рядка, о храны приро ды и о кружающей среды, эко но мическую, со циально -культурную и другие функции. «В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею»9 и т.д.

Информация о работе Функции и аппарат государства