Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:06, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение функций государства и механизма государства как системы государственных органов, с помощью которой реализуются функции государства.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) рассмотреть понятие функций государства и их классификацию;
2) определить понятие механизма (аппарата) государства и проанализировать принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Функции современного правового государства………….…………...5
Понятие функций государства и их классификация……………………5
Основные внутренние и внешние функции государства. Функции Российской Федерации……………………………………………………….9
Глава 2. Механизм (аппарат) государственного регулирования……………..17
2.1 Понятие механизма (аппарата) государства. ………………..................17
2.2 Современный государственный механизм (аппарат) РФ …………….19
2.3 Органы государства и их классификация. Принципы организации и деятельности государственного аппарата...........................................................22
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников и литературы………
КУРСОВАЯ РАБОТА
Функции и аппарат государства
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Функции современного правового государства………….…………...5
Глава 2. Механизм (аппарат) государственного регулирования……………..17
2.1 Понятие механизма (аппарата) государства. ………………..................17
2.2 Современный государственный механизм (аппарат) РФ …………….19
2.3 Органы государства и их классификация.
Принципы организации и деятельности
государственного аппарата......................
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………….…..32
Введение
Как институт организации общественной жизни государство возникло на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Около пяти тысяч лет появились первые государственные образования. Понятию государства в современной науке дано большое количество определений, но если вернуться в глубь веков, то становится очевидно, что государство – это, прежде всего форма обьединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя получения других благ. В процессе формирования человечества формировалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством. Современное государство является государством социальным соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных и в государствоведении.
Данная тема выбрана по той причине, что подробное изучение функций и механизма государства поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение. Без глубокого понимания указанных вопросов невозможно правильное и квалифицированное управление государством. Представляется, что вопрос о функциях и механизме государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но рассмотреть его с разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности, а механизм в свою очередь является структурным и предметным олицетворением государства.
Целью данной работы является рассмотрение функций государства и механизма государства как системы государственных органов, с помощью которой реализуются функции государства.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) рассмотреть понятие функций государства и их классификацию;
2) определить понятие механизма (аппарата) государства и проанализировать принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения, и cписка использованных источников и литературы.
Глава 1. Функции современного правового государства
Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период1. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.
Функции го сударства — это о сно вные фо рмы деятельно сти го сударства, выражающие его сущно сть.
Функции го сударства – это виды со циально й деятельно сти, присущие ему как о ргану по литическо й власти по управлению о бщество м, в ко то рых нахо дит сво е выражение его сущно сть и со циально е значение2
Функцио нальный по дхо д к го сударству, классификация и характеристика его функций и т.д. во схо дят к о рганическим представлениям о го сударстве как живо м о рганизме с присущими ему функциями, т.е. фо рмами его жизнедеятельно сти.
В сво ем юридически адаптиро ванно м виде по нятия «функция», «функцио ниро вание» и т.д. применительно к праву и го сударству о значают их действие, деятельно сть, фо рмы их регулятивно -упо рядо чивающего во здействия на людей и их о тно шения3.
Функции го сударства - это о сно вные направления его деятельно сти, выражающие сущно сть и со циально е назначение, цели и задачи го сударства по управлению о бщество м в присущих ему фо рмах и присущими ему мето дами4.
Выделяются наибо лее существенные признаки функций го сударства.
Функция го сударства - не любо е, а именно о сно вно е, главно е направление его деятельно сти, без ко то ро го го сударство на о пределенно м исто рическо м этапе либо на про тяжении всего сво его существо вания о бо йтись не мо жет, т.е. - это деятельно сть го сударства в то й или ино й сфере - в эко но мике, по литике, о хране приро ды и др.
Так как го сударство - это результат развития о бщества, фо рма его о рганизации, то , выпо лняя сво и функции, го сударство тем самым решает сто ящие перед ним задачи по управлению о бщество м, а его деятельно сть прио бретает практическую направленно сть.
В функциях выражается само е глубинно е и усто йчиво е в го сударстве - его сущно сть, По это му через функции мо жно по знать сущно сть го сударства, его мно го сто ро нние связи с о бщество м. Так, сущно сть фео дально го го сударства, где на первый план выступают интересы го спо дствующего со сло вий, но сит классо вый характер, что о бусло вливает и со о тветствующие функции тако го го сударства: эко но мическая и право вая защита со бственно сти на землю для ряда со циальных групп, право во е закрепление их привилегиро ванно сти, ужесто чение мер за непо вино вение и пр.
Реализуются функции в о пределенных (преимущественно право вых) фо рмах и о со быми, характерными для го сударственно й власти мето дами.
Функции го сударства различны, по рядо к их во зникно вения и изменения зависит о т тех задач, ко то рые сто ят перед о бщество м в хо де его развития, и целей, ко то рые о но преследует. Задача - это то , что требует разрешения, а функция - вид деятельно сти, направленно й на тако е разрешение. Другими сло вами, задачи и функции являются взаимо связанными, но не то ждественными по нятиями. В о тдельные исто рические перио ды прио ритетными стано вятся различные задачи и цели го сударства, а, следо вательно , и разные его функции. Выпо лнение каких-либо задач ведет к исчезно вению о дних функций, по явление но вых - к во зникно вению других.
Каждая функция го сударства имеет сво й о бъект во здействия и сво е со держание. Критерием разграничения функций го сударства служат о бъекты - о пределенная сфера о бщественных о тно шений (эко но мика, культура и др.), на ко то рую направлено го сударственно е во здействие5. Со держание функций по казывает, что делает го сударство , какие управленческие действия в данно й сфере о но со вершает, чем ко нкретно занимаются его со о тветствующие о рганы. Все функции ко нкретных го сударственных о ргано в по дчинены функциям го сударства, не мо гут им про тиво речить. По это му деятельно сть го сударственных о ргано в до лжна про текать в русле о сно вных функций го сударства. При это м функции го сударства нео бхо димо о тличать о т функций его о тдельно го о ргана6.
Про блема классификации функций го сударства о сло жняется тем, что у различных исто рических типо в го сударств функции существенно различаются. И все же их мо жно классифициро вать по неко то рым о бщим для них признакам. Для по нимания и разделения всех функций принята о бщая классификация.
Развитие цивилизации и демо кратии о ткрывает бо льшо й про сто р для о бщесо циально й деятельно сти го сударства. В наше время о бщесо циальные функции го сударства (эко но мическая, со циальная, по ддержания демо кратическо го право по рядка) стано вятся прио ритетными. Расширяется и активизируется деятельно сть го сударства в духо вно й сфере (о бразо вание, культура, наука).
Сего дня о со бо актуальны гло бальные про блемы, о стро затрагивающие о бщечело веческие интересы, - о храна приро ды и о кружающей среды на всей планете, бо рьба с междунаро дно й преступно стью, демо графические про блемы и др. Для их решения нео бхо димы со вместные усилия всех го сударств, а значит, и развитие со о тветствующих функций - о беспечения миро во го право по рядка, междунаро дно й эко ло гическо й и т.д.
Таким о бразо м, по причинам во зникно вения функции го сударства мо жно по дразделить на: а) функции, вытекающие из классо вых про тиво речий (по давление со про тивления эксплуатируемых классо в и др.); б) функции, вытекающие из по требно стей о бщества в цело м (о беспечение право по рядка, о храна приро ды и о кружающей среды и др.).
По про до лжительно сти все функции го сударства по дразделяют так же на: а) по сто янные, т.е. функции, направленные на разрешение задач, в то й или ино й степени, всегда сто ящих перед го сударство м - эко но мические, со циальные, о храна право по рядка и др.; б) временные - в о пределённые перио ды существо вания го сударства на первый план мо гут выдвигаться функции, имеющие максимально е значение. Такие функции прекращают сво е действие с решением о пределенно й задачи, как правило , имеющей чрезвычайный характер, например, о бо ро на нашей страны в перио д Велико й О течественно й Во йны, по слево енно е во сстано вление.
По направленно сти функции го сударства по дразделяются на внутренние и внешние7. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, по казывают степень активно сти во здействия го сударства на данно е о бщество , а внешние — на устано вление и по ддержание о пределенных о тно шений с другими го сударствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между со бо й, взаимно до по лняют друг друга8.
Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.
Среди внутреннихмо жно выделить бло к о хранительных функций — о храны существующих фо рм со бственно сти, о беспечения право по рядка, о храны приро ды и о кружающей среды, эко но мическую, со циально -культурную и другие функции. «В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею»9 и т.д.