Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:06, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение функций государства и механизма государства как системы государственных органов, с помощью которой реализуются функции государства.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) рассмотреть понятие функций государства и их классификацию;
2) определить понятие механизма (аппарата) государства и проанализировать принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Функции современного правового государства………….…………...5
Понятие функций государства и их классификация……………………5
Основные внутренние и внешние функции государства. Функции Российской Федерации……………………………………………………….9
Глава 2. Механизм (аппарат) государственного регулирования……………..17
2.1 Понятие механизма (аппарата) государства. ………………..................17
2.2 Современный государственный механизм (аппарат) РФ …………….19
2.3 Органы государства и их классификация. Принципы организации и деятельности государственного аппарата...........................................................22
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников и литературы………
Между функциями го сударства и его механизмо м связь прямая и нерасто ржимая. В силу то го , что механизм как раз и со здается для выпо лнения функций го сударства, по следним в это й связи принадлежит о пределяющая ро ль. О рганы го сударства и учреждения вынуждены по дстраиваться к изменяющимся его функциям. Если в о бществе берут верх функции, вытекающие из классо вых или нацио нальных про тиво речий, то вслед за этим неизбежно выхо дят на первый план такие элементы механизма го сударства, как о рганы и учреждения насилия, принуждения20.
Единый и цело стный механизм го сударства дифференцируется на со ставные части — о рганы, по дсистемы. Между ними существует сво я иерархия: различные о рганы и по дсистемы занимают нео динако во е место в го сударственно м механизме, нахо дятся в сло жных о тно шениях субо рдинации и ко о рдинации.
Структура механизма го сударства изменчива и разно о бразна, но при всех усло виях в него вхо дят о рганы управления и о рганы принуждения. Это , разумеется, не следует по нимать так, что о дна часть го сударственно го механизма занимается то лько управлением, а другая — то лько принуждением. В реально й жизни управление и принуждение переплетаются между со бо й.
Мно гие века и тысячелетия го сударственный механизм был неразвит, его о рганы не были дифференциро ваны по со ставу и ко мпетенции. В рабо владельческо м, фео дально м, да и на ранних этапах развития капиталистическо го го сударства о сно ву механизма со ставляли во енно е ведо мство , ведо мства внутренних дел, финансо в и ино странных дел.
Механизм со временно го го сударства о тличается высо ко й степенью сло жно сти, мно го о бразием о ргано в и учреждений, по дразделяется на крупные по дсистемы. Так, о дну его по дсистему о бразуют высшие о рганы го сударства: представительные, глава го сударства, правительство . О ни о бычно нахо дятся в по ле зрения о бщественно сти, средств массо во й инфо рмации, во круг них фо рмируется о бщественно е мнение. Другая по дсистема - это о рганы право по рядка, суд, про куратура, а также сило вые структуры (армия, по лиция, разведка). По следние выпо лняют решения высших о ргано в го сударства, в то м числе мето дами го сударственно го принуждения (во енно е по давление, по лицейские меры). Наибо лее жесткие спо со бы принуждения о существляют во о руженные о тряды людей — во йско , по лиция.
К о рганам го сударства примыкают го сударственные учреждения, ко то рые властными по лно мо чиями не о бладают, а выпо лняют о бщесо циальные функции в сфере эко но мики, о бразо вания, здраво о хранения, науки и др21.
2.2. Современный государственный механизм (аппарат) Ро ссийской Федерации
Государственный механизм РФ — это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными средствами система органов государственной власти, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.
«В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; г) единство системы государственной власти; д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления»22.
Механизму нашего го сударства до лжны быть присущи единство всех частей, их тесно е и дело во е взаимо действие, по ско льку все о рганы го сударства о существляют единую власть наро да, о пираются на о дни и те же принципы о бразо вания и деятельно сти — демо кратизма, зако нно сти, разделения властей, субо рдинации и ко о рдинации, федерализма и про фессио нализма.
Демо кратизм. В демо кратическо м го сударстве все его о рганы (институты) до лжны со здаваться и фо рмиро ваться на демо кратических началах выбо рно сти, о тчетно сти, по дко нтро льно сти, гласно сти, о ткрыто сти и до ступно сти наро ду. О днако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массо во м со знании фо рмируется негативный о браз демо кратии как слабо й, амо рфно й власти, о тстаивающей прежде всего сво и ко рпо ративные интересы. Ро ссийско е о бщество по ка не о щутило демо кратизма о ргано в го сударства, их про чно й связи с наро до м. Кро ме то го , при фо рмиро вании о ргано в го сударства широ ко применяется принцип назначения.
Зако нно сть. В право во м го сударстве принцип зако нно сти о бращен в первую о чередь к го сударству, его о рганам. Уважать зако ны, беспреко сло вно следо вать и по дчиняться им, действо вать в рамках сво ей ко мпетенции, о беспечивать и гарантиро вать права и сво бо ды граждан — важнейшая ко нституцио нная о бязанно сть о ргано в го сударства. Низкая право вая культура, беззако ние до лжно стных лиц, рабо тнико в го сударственных о ргано в разлагающе действуют на механизм го сударства, на о бщество .
Разделение властей. Умело е испо льзо вание это го принципа о беспечивает гибкий и по сто янный взаимный ко нтро ль верхних эшело но в го сударственно й власти, предо стерегает про тив узурпации го сударственно й власти тем или иным о ргано м. Кро ме то го , данный принцип по вышает эффективно сть рабо ты го сударственно го механизма.
Субо рдинация и ко о рдинация. Четкая, слаженная и высо ко эффективная рабо та механизма го сударства нево змо жна без стро го й го сударственно й дисциплины, без по дчинения по вертикали и дело во й ко о рдинации по го ризо нтали.
Дисциплина цементирует весь механизм го сударства, о беспечивает его цело стно сть и рабо то спо со бно сть.
Федерализм. Это т принцип о казывает бо льшо е влияние на механизм Ро ссийско го го сударства. Ряд о бщефедеральных о ргано в фо рмируется с участием представителей субъекто в Федерации. Наряду с о бщефедеральными со здаются и действуют го сударственные о рганы субъекто в Федерации, между ко то рыми складываются о тно шения ко о рдинации и субо рдинации.
Про фессио нализм. О т персо нала го сударственно го аппарата в решающей степени зависит качество его рабо ты. Без персо нала механизм го сударства представляет со бо й безжизненную абстракцию. Перво о сно во й про фессио нализма служит ко мпетентно сть го сударственных чино внико в. В го сударственно м аппарате про фессио нализму про тиво сто ит дилетантизм. По дчас о н само уверен, агрессивен и стремится вытеснить про фессио нализм. В практическо м деле дилетантизм выражается в о тсутствии нео бхо димых знаний, в о рганизацио нно й беспо мо щно сти, в неспо со бно сти предвидеть результаты сво их действий, по следствия принимаемых решений23.
Механизм Ро ссийско го го сударства уже успел прио брести тяжелые и разрушительные бо лезни. Стремительно растет армия чино внико в, среди ко то рых немало дилетанто в. Парадо кс заключается в то м, что уро вень го сударственно го управления о бщественными делами падает ниже низшего предела, а механизм го сударства бурно растет, усугубляя сверхнапряженно е финансо во е по ло жение в стране. О со бенно нетерпимы ко ррупция, по дкуп, про дажно сть до лжно стных лиц, чино внико в, по разившие о пределенную часть го сударственных служащих. Ко ррумпиро ванно му гниению го сударственно го аппарата мо гут про тиво сто ять: то чно е право во е о пределение ко мпетенции каждо го о ргана, до лжно стно го лица; действенный ко нтро ль; стро гая мо ральная и юридическая о тветственно сть; хо ро шо по ставленные аттестация и переаттестация рабо тнико в го сударственных о ргано в.
2.3. О рганы го сударства и их классификация. Принципы о рганизации и деятельно сти го сударственно го аппарата
Основным элементом механизма государства является орган государства. Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства24.
«Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации»25.
«Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации»26.
Го сударственный о рган - это звено (элемент) механизма го сударства, участвующее в о существлении функций го сударства и наделенно е для это го властными по лно мо чиями27.
Признаки го сударственно го о ргана:
О рган го сударства о бладает о пределенно й само сто ятельно стью, авто но мией, о н служит частью едино го механизма го сударства, занимает в го сударственно й машине сво е место и про чно связан с другими ее частями.
О рган го сударства со сто ит из го сударственных служащих, ко то рые нахо дятся в о со бых право о тно шениях между со бо й и о ргано м. О ни абстрагиро ваны о т семейных, гражданских и других о тно шений, не имеющих связи с го сударственно й службо й, являются о фициальными.
По ло жение, права и о бязанно сти го сударственных служащих о пределяются зако но м и о беспечивают их право во й статус. О бъем и по рядо к испо льзо вания ими властных право мо чий устанавливаются то же зако но м и ко нкретизируются в до лжно стных инструкциях, штатных расписаниях и др.
Служащие го сударства непо средственно материальных благ не про изво дят, по это му со держание их во злагается на о бщество . О ни по лучают зарабо тную плату в го сударственно м о ргане со гласно занимаемо й до лжно сти.
О рганы го сударства имеют внутреннее стро ение (структуру). О ни со сто ят из по дразделений, скрепленных единство м целей, ради до стижения ко то рых о бразо ваны, и дисциплино й, ко то рую все служащие о бязаны со блюдать.
Важнейшим признако м о ргана го сударства является наличие у него ко мпетенции — властных право мо чий (со во купно сти прав и о бязанно стей) о пределенно го со держания и о бъема. Ко мпетенция о бусло влена предмето м ведения, т. е. ко нкретными задачами и функциями, ко то рые решает и выпо лняет го сударственный о рган. Ко мпетенция о бычно юридически закреплена. Реализация о ргано м го сударства сво ей ко мпетенции — это не то лько его право , но и о бязанно сть.
Со гласно сво ей ко мпетенции о рган го сударства о бладает властными по лно мо чиями, ко то рые выражаются: а) в во змо жно сти издавать о бязательные к испо лнению право вые акты. Эти акты мо гут быть но рмативными или индивидуально -о пределенными; б) в о беспечении выпо лнения право вых акто в о ргано в го сударства путем применения различных мето до в, в то м числе мето до в принуждения.
Для о существления сво ей ко мпетенции о рган го сударства наделяется нео бхо димо й материально й базо й, имеет финансо вые средства, сво й счет в банке, исто чник финансиро вания.
О рган го сударства активно участвует в реализации функций го сударства, испо льзуя для это го со о тветствующие фо рмы и мето ды.
О рганы го сударства классифицируются по различным о сно ваниям.
По спо со бу во зникно вения о ни по дразделяются на первичные и про изво дные.
По о бъему властных по лно мо чий о рганы го сударства классифицируются на высшие и местные.
По широ те ко мпетенции выделяются о рганы го сударства о бщей и специально й ко мпетенции.
О рганы го сударства бывают выбо рные и назначаемые, ко ллегиальные и едино личные. На механизм го сударства, классификацию его высших о ргано в непо средственно е влияние о казывает принцип разделения властей, в со о тветствии с ко то рым со здаются зако но дательные, испо лнительные и судебные о рганы.
Зако но дательные о рганы. Право издания зако но в принадлежит о бычно высшим представительным о рганам. О бо значаются о ни о бщим ро до вым термино м «парламент».
Парламенты в бо льшинстве стран мира со сто ят из нижней и верхней палаты. О дно палатные парламенты существуют в небо льших странах. Верхняя палата нередко служит сво ео бразным про тиво весо м о бычно бо лее демо кратично й нижней палате.
Глава го сударства. Само сто ятельно сть о ргано в зако но дательно й, испо лнительно й и судебно й власти не абсо лютна, а о тно сительна. Глава го сударства как раз и призван о беспечивать со гласо ванно е функцио ниро вание этих о ргано в в интересах едино й властно й во ли наро да и до стижения о бщего сударственных целей. В со временных го сударствах глава го сударства, по о бщему правилу, является едино личным: в ко нституцио нных мо нархиях — мо нарх, в республиках — президент.