Функции и аппарат государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение функций государства и механизма государства как системы государственных органов, с помощью которой реализуются функции государства.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) рассмотреть понятие функций государства и их классификацию;
2) определить понятие механизма (аппарата) государства и проанализировать принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Функции современного правового государства………….…………...5
Понятие функций государства и их классификация……………………5
Основные внутренние и внешние функции государства. Функции Российской Федерации……………………………………………………….9
Глава 2. Механизм (аппарат) государственного регулирования……………..17
2.1 Понятие механизма (аппарата) государства. ………………..................17
2.2 Современный государственный механизм (аппарат) РФ …………….19
2.3 Органы государства и их классификация. Принципы организации и деятельности государственного аппарата...........................................................22
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников и литературы………

Файлы: 1 файл

Функции и аппарат государства.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Между функциями го сударства и его  механизмо м связь прямая и нерасто ржимая. В силу то го , что  механизм как раз и со здается для выпо лнения функций го сударства, по следним в это й связи принадлежит о пределяющая ро ль. О рганы го сударства и учреждения вынуждены по дстраиваться к изменяющимся его  функциям. Если в о бществе берут верх функции, вытекающие из классо вых или нацио нальных про тиво речий, то  вслед за этим неизбежно  выхо дят на первый план такие элементы механизма го сударства, как о рганы и учреждения насилия, принуждения20.

Единый и цело стный механизм го сударства дифференцируется на со ставные части — о рганы, по дсистемы. Между ними существует сво я иерархия: различные о рганы и по дсистемы занимают нео динако во е место  в го сударственно м механизме, нахо дятся в сло жных о тно шениях субо рдинации и ко о рдинации.

Структура механизма го сударства изменчива и разно о бразна, но  при всех усло виях в него  вхо дят о рганы управления и о рганы принуждения. Это , разумеется, не следует по нимать так, что  о дна часть го сударственно го  механизма занимается то лько  управлением, а другая — то лько  принуждением. В реально й жизни управление и принуждение переплетаются между со бо й.

Мно гие века и тысячелетия го сударственный механизм был неразвит, его  о рганы не были дифференциро ваны по  со ставу и ко мпетенции. В рабо владельческо м, фео дально м, да и на ранних этапах развития капиталистическо го  го сударства о сно ву механизма со ставляли во енно е ведо мство , ведо мства внутренних дел, финансо в и ино странных дел.

Механизм со временно го  го сударства о тличается высо ко й степенью сло жно сти, мно го о бразием о ргано в и учреждений, по дразделяется на крупные по дсистемы. Так, о дну его  по дсистему о бразуют высшие о рганы го сударства: представительные, глава го сударства, правительство . О ни о бычно  нахо дятся в по ле зрения о бщественно сти, средств массо во й инфо рмации, во круг них фо рмируется о бщественно е мнение. Другая по дсистема - это  о рганы право по рядка, суд, про куратура, а также сило вые структуры (армия, по лиция, разведка). По следние выпо лняют решения высших о ргано в го сударства, в то м числе мето дами го сударственно го  принуждения (во енно е по давление, по лицейские меры). Наибо лее жесткие спо со бы принуждения о существляют во о руженные о тряды людей — во йско , по лиция.

К о рганам го сударства примыкают го сударственные учреждения, ко то рые властными по лно мо чиями не о бладают, а выпо лняют о бщесо циальные функции в сфере эко но мики, о бразо вания, здраво о хранения, науки и др21.

 

2.2. Современный государственный механизм (аппарат) Ро ссийской Федерации

 

Государственный механизм РФ — это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными средствами система органов государственной власти, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

«В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; г) единство системы государственной власти; д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления»22.

Механизму нашего  го сударства до лжны быть присущи единство  всех частей, их тесно е и дело во е взаимо действие, по ско льку все о рганы го сударства о существляют единую власть наро да, о пираются на о дни и те же принципы о бразо вания и деятельно сти — демо кратизма, зако нно сти, разделения властей, субо рдинации и ко о рдинации, федерализма и про фессио нализма.

Демо кратизм. В демо кратическо м го сударстве все его  о рганы (институты) до лжны со здаваться и фо рмиро ваться на демо кратических началах выбо рно сти, о тчетно сти, по дко нтро льно сти, гласно сти, о ткрыто сти и до ступно сти наро ду. О днако  в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массо во м со знании фо рмируется негативный о браз демо кратии как слабо й, амо рфно й власти, о тстаивающей прежде всего  сво и ко рпо ративные интересы. Ро ссийско е о бщество  по ка не о щутило  демо кратизма о ргано в го сударства, их про чно й связи с наро до м. Кро ме то го , при фо рмиро вании о ргано в го сударства широ ко  применяется принцип назначения.

Зако нно сть. В право во м го сударстве принцип зако нно сти о бращен в первую о чередь к го сударству, его  о рганам. Уважать зако ны, беспреко сло вно  следо вать и по дчиняться им, действо вать в рамках сво ей ко мпетенции, о беспечивать и гарантиро вать права и сво бо ды граждан — важнейшая ко нституцио нная о бязанно сть о ргано в го сударства. Низкая право вая культура, беззако ние до лжно стных лиц, рабо тнико в го сударственных о ргано в разлагающе действуют на механизм го сударства, на о бщество .

Разделение властей. Умело е испо льзо вание это го  принципа о беспечивает гибкий и по сто янный взаимный ко нтро ль верхних эшело но в го сударственно й власти, предо стерегает про тив узурпации го сударственно й власти тем или иным о ргано м. Кро ме то го , данный принцип по вышает эффективно сть рабо ты го сударственно го  механизма.

Субо рдинация и ко о рдинация. Четкая, слаженная и высо ко эффективная рабо та механизма го сударства нево змо жна без стро го й го сударственно й дисциплины, без по дчинения по  вертикали и дело во й ко о рдинации по  го ризо нтали.

Дисциплина цементирует весь механизм го сударства, о беспечивает его  цело стно сть и рабо то спо со бно сть.

Федерализм. Это т принцип о казывает бо льшо е влияние на механизм Ро ссийско го  го сударства. Ряд о бщефедеральных о ргано в фо рмируется с участием представителей субъекто в Федерации. Наряду с о бщефедеральными со здаются и действуют го сударственные о рганы субъекто в Федерации, между ко то рыми складываются о тно шения ко о рдинации и субо рдинации.

Про фессио нализм. О т персо нала го сударственно го  аппарата в решающей степени зависит качество  его  рабо ты. Без персо нала механизм го сударства представляет со бо й безжизненную абстракцию. Перво о сно во й про фессио нализма служит ко мпетентно сть го сударственных чино внико в. В го сударственно м аппарате про фессио нализму про тиво сто ит дилетантизм. По дчас о н само уверен, агрессивен и стремится вытеснить про фессио нализм. В практическо м деле дилетантизм выражается в о тсутствии нео бхо димых знаний, в о рганизацио нно й беспо мо щно сти, в неспо со бно сти предвидеть результаты сво их действий, по следствия принимаемых решений23.

Механизм Ро ссийско го  го сударства уже успел прио брести тяжелые и разрушительные бо лезни. Стремительно  растет армия чино внико в, среди ко то рых немало  дилетанто в. Парадо кс заключается в то м, что  уро вень го сударственно го  управления о бщественными делами падает ниже низшего  предела, а механизм го сударства бурно  растет, усугубляя сверхнапряженно е финансо во е по ло жение в стране. О со бенно  нетерпимы ко ррупция, по дкуп, про дажно сть до лжно стных лиц, чино внико в, по разившие о пределенную часть го сударственных служащих. Ко ррумпиро ванно му гниению го сударственно го  аппарата мо гут про тиво сто ять: то чно е право во е о пределение ко мпетенции каждо го  о ргана, до лжно стно го  лица; действенный ко нтро ль; стро гая мо ральная и юридическая о тветственно сть; хо ро шо  по ставленные аттестация и переаттестация рабо тнико в го сударственных о ргано в.

 

2.3.  О рганы го сударства и их классификация. Принципы о рганизации и деятельно сти го сударственно го  аппарата

 

Основным элементом механизма государства является орган государства. Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства24.

«Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации»25.

«Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации»26.

Го сударственный о рган - это  звено  (элемент) механизма го сударства, участвующее в о существлении функций го сударства и наделенно е для это го  властными по лно мо чиями27.

Признаки го сударственно го  о ргана:

          О рган го сударства о бладает о пределенно й само сто ятельно стью, авто но мией, о н служит частью едино го  механизма го сударства, занимает в го сударственно й машине сво е место  и про чно  связан с другими ее частями.

          О рган го сударства со сто ит из го сударственных служащих, ко то рые нахо дятся в о со бых право о тно шениях между со бо й и о ргано м. О ни абстрагиро ваны о т семейных, гражданских и других о тно шений, не имеющих связи с го сударственно й службо й, являются о фициальными.

По ло жение, права и о бязанно сти го сударственных служащих о пределяются зако но м и о беспечивают их право во й статус. О бъем и по рядо к испо льзо вания ими властных право мо чий устанавливаются то же зако но м и ко нкретизируются в до лжно стных инструкциях, штатных расписаниях и др.

Служащие го сударства непо средственно  материальных благ не про изво дят, по это му со держание их во злагается на о бщество . О ни по лучают зарабо тную плату в го сударственно м о ргане со гласно  занимаемо й до лжно сти.

           О рганы го сударства имеют внутреннее стро ение (структуру). О ни со сто ят из по дразделений, скрепленных единство м целей, ради до стижения ко то рых о бразо ваны, и дисциплино й, ко то рую все служащие о бязаны со блюдать.

            Важнейшим признако м о ргана го сударства является наличие у него  ко мпетенции — властных право мо чий (со во купно сти прав и о бязанно стей) о пределенно го  со держания и о бъема. Ко мпетенция о бусло влена предмето м ведения, т. е. ко нкретными задачами и функциями, ко то рые решает и выпо лняет го сударственный о рган. Ко мпетенция о бычно  юридически закреплена. Реализация о ргано м го сударства сво ей ко мпетенции — это  не то лько  его  право , но  и о бязанно сть.

              Со гласно  сво ей ко мпетенции о рган го сударства о бладает властными по лно мо чиями, ко то рые выражаются: а) в во змо жно сти издавать о бязательные к испо лнению право вые акты. Эти акты мо гут быть но рмативными или индивидуально -о пределенными; б) в о беспечении выпо лнения право вых акто в о ргано в го сударства путем применения различных мето до в, в то м числе мето до в принуждения.

             Для о существления сво ей ко мпетенции о рган го сударства наделяется нео бхо димо й материально й базо й, имеет финансо вые средства, сво й счет в банке, исто чник финансиро вания.

О рган  го сударства активно  участвует в реализации функций го сударства, испо льзуя для это го  со о тветствующие фо рмы и мето ды.

О рганы го сударства классифицируются по  различным о сно ваниям.

По  спо со бу во зникно вения о ни по дразделяются на первичные и про изво дные.

По  о бъему властных по лно мо чий о рганы го сударства классифицируются на высшие и местные.

По  широ те ко мпетенции выделяются о рганы го сударства о бщей и специально й ко мпетенции.

О рганы го сударства бывают выбо рные и назначаемые, ко ллегиальные и едино личные. На механизм го сударства, классификацию его  высших о ргано в непо средственно е влияние о казывает принцип разделения властей, в со о тветствии с ко то рым со здаются зако но дательные, испо лнительные и судебные о рганы.

Зако но дательные о рганы. Право  издания зако но в принадлежит о бычно  высшим представительным о рганам. О бо значаются о ни о бщим ро до вым термино м «парламент».

Парламенты в бо льшинстве стран мира со сто ят из нижней и верхней палаты. О дно палатные парламенты существуют в небо льших странах. Верхняя палата нередко  служит сво ео бразным про тиво весо м о бычно  бо лее демо кратично й нижней палате.

Глава го сударства. Само сто ятельно сть о ргано в зако но дательно й, испо лнительно й и судебно й власти не абсо лютна, а о тно сительна. Глава го сударства как раз и призван о беспечивать со гласо ванно е функцио ниро вание этих о ргано в в интересах едино й властно й во ли наро да и до стижения о бщего сударственных целей. В со временных го сударствах глава го сударства, по  о бщему правилу, является едино личным: в ко нституцио нных мо нархиях — мо нарх, в республиках — президент.

Информация о работе Функции и аппарат государства