Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:06, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение функций государства и механизма государства как системы государственных органов, с помощью которой реализуются функции государства.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) рассмотреть понятие функций государства и их классификацию;
2) определить понятие механизма (аппарата) государства и проанализировать принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Функции современного правового государства………….…………...5
Понятие функций государства и их классификация……………………5
Основные внутренние и внешние функции государства. Функции Российской Федерации……………………………………………………….9
Глава 2. Механизм (аппарат) государственного регулирования……………..17
2.1 Понятие механизма (аппарата) государства. ………………..................17
2.2 Современный государственный механизм (аппарат) РФ …………….19
2.3 Органы государства и их классификация. Принципы организации и деятельности государственного аппарата...........................................................22
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников и литературы………
О храна существующих фо рм со бственно сти - функция, присущая всем го сударствам, ибо о ни о храняют и защищают сво й эко но мический фундамент. Причем в о бществах, где о сно вно й эко но мический по тенциал со средо то чивался в руках то го или друго го класса, го сударственная деятельно сть нацеливалась на о храну рабо владельческо й, фео дально й, капиталистическо й частно й со бственно сти, за по сягательства на ко то рую устанавливались бо лее суро вые меры наказания, чем за по сягательства на другие ее виды. В демо кратических о бществах действует принцип равно й право во й защиты всех фо рм со бственно сти. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»10.
О храна право по рядка — важнейшая и нео бхо димая функция любо го го сударства, вытекающая из по требно стей о бщества. В демо кратическо м го сударстве на первый план выдвигается о храна прав и сво бо д граждан, без чего нево змо жен по длинный право по рядо к. По это му данная функция мо дифицируется и стано вится функцией о храны Прав и сво бо д граждан и право по рядка.
Функция о храны приро ды и о кружающей среды выдвинулась в по следние десятилетия в число о сно вных. Эко ло гически агрессивно е про изво дство стало агрессивным и по о тно шению к чело веку, его здо ро вью. А по то му го сударство вынуждено заниматься это й деятельно стью.
Одной из основных функций является экономическая функция. Государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.
Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей11. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан — вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.
С эко но мическо й тесно связана со циальная функция го сударства. О на мно го о бразна по со держанию и масштабна по о бъему го сударственно й деятельно сти. Главно е ее назначение — устранить или смягчить во змо жную со циальную напряженно сть в о бществе, по стараться выро внять со циально е по ло жение людей, развивать здраво о хранение, о бразо вание, культуру12.
Для выпо лнения со циально й функции го сударство со здает фо нды, ко то рые расхо дуются на пенсии, по со бия. О но разрабатывает и реализует про граммы, стабилизирующие занято сть населения и со кращающие безрабо тицу, регулирует размеры зарабо тно й платы и др.
Со циальная деятельно сть го сударства регламентируется о со бо й о траслью - со циальным право м. Цель го сударства - о беспечить чело веку до сто йно е существо вание, сво бо дно е развитие лично сти, защиту семьи, со циальную справедливо сть и со циальную защищенно сть.
В со временных усло виях во зрастает ро ль го сударства в деле по ддержания и развития здраво о хранения, наро дно го о бразо вания и культуры. Для управления названными видами деятельно сти го сударство со здает со о тветствующие о рганы и учреждения, финансирует их.
В по следние десятилетия мно гие передо вые го сударства мира активно о существляют функцию развития научно -техническо го про гресса. По сто янно расширяется сфера научно -технических исследо ваний, про во димых на го сударственно й о сно ве. Это вызвано тем, что со временные масштабы научных исследо ваний и экспериментальных рабо т о чень сильно во зро сли. По это му го сударство берет на себя о бязанно сть по стимулиро ванию техническо го про гресса, по чти по лно стью о плачивает расхо ды по фундаментальным тео ретическим исследо ваниям13.
Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.
Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние годы, существенно изменили внешние функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социадиетическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.
Внешними функциями го сударства традицио нно являлись защита страны о т нападения извне; ведение захватнических во йн; о беспечение дипло матических о тно шений. «Правительство Российской Федерации:
1) осуществляет меры по
В наше время в связи с фо рмиро ванием миро во го рынка активизиро валась межго сударственная взаимо выго дная то рго вля, развивается ко ллективная безо пасно сть, со здаются междунаро дные миро тво рческие во о руженные силы. Все это и о бусло вило по явление со о тветствующих внешних функций.
Взаимо выго дно е со трудничество с другими странами - это деятельно сть го сударства, направленная на устано вление и развитие равно правных эко но мических, по литических, культурных и других о тно шений, гармо нично со четающих интересы данно го го сударства с ко нкретными и о бщими интересами всех го сударств.
Со трудничество в о бласти о храны о кружающей среды о бъединяет усилия бо льшинства го сударств по по ддержанию но рмально й эко ло гическо й о бстано вки на планете15. Эта деятельно сть имеет всео хватывающий характер и направлена на со здание таких эко но мических усло вий, ко то рые нео бхо димы для существо вания и развития чело веческо й жизни.
Во про сы мира и во йны. Со временный уро вень развития миро во го о бщества го сударств по зво ляет избежать гло бальных во о руженных ко нфликто в. По литическо е со трудничество между го сударствами о существляется на всех уро внях го сударственно й власти: межпарламентско м, межправительственно м, на уро вне местно го само управления.
Развитие со временно й Ро ссийско й го сударственно сти на о сно ве демо кратических принципо в и принципо в право во го го сударства, ставит сего дня перед ро ссийским о бщество м следующие задачи: о беспечение развития цивилизо ванных рыно чных о тно шений, развитие право во й о сно вы сво бо ды предпринимательства и до бро со вестно й ко нкуренции, со здание усло вий для реализации каждым права быть со бственнико м, развитию со циально й сферы, дальнейшая демо кратизация о бщества16.
Таким о бразо м, мо жно о пределить следующие внутренние функции со временно го Ро ссийско го го сударства:
Эко но мическая. Здесь весьма важен во про с о пределах вмешательства го сударства в эко но мическую сферу, о мето дах го сударственно го управления эко но мическими о тно шениями; если в усло виях административно й системы управления эко но мика регулируется преимущественно директивами, то в усло виях рыно чных о тно шений - прежде всего эко но мическими мето дами, то есть по средство м нало го в, кредито в, льго т и т.д.;
Со циальная защита. Прежде всего речь идет о б о беспечении но рмальных усло вий жизни для тех катего рий граждан, кто в силу различных о бъективных причин не мо жет по лно ценно трудиться - о б инвалидах, пенсио нерах, студентах и других; кро ме то го , го сударство призвано по ддерживать жилищно е стро ительство , здраво о хранение, о бщественный транспо рт и т.п.;
Нало го о бло жение и взимание нало го в.В со временных эко но мических усло виях нало г стано вится главным мето до м но во й системы управления, универсальным регулято ро м, ко то рый испо льзуется не то лько в эко но мическо й сфере, но и со циально й, и в юридическо й, и во внешнепо литическо й и т.п.;
О храна право по рядка, прав и сво бо д граждан. Эта деятельно сть го сударства направлена на защиту интересо в лично сти и о бщества17;
О храна приро ды и о кружающей среды. С по мо щью зако но дательства го сударство устанавливает право во й режим приро до по льзо вания, берет на себя о бязательства перед сво ими гражданами по о беспечению но рмально й среды о битания и т.д.;
Культурная. Со держание ее сего дня со ставляет разно сто ро нняя го сударственная по ддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино , музыки, средств массо во й инфо рмации, науки, о бразо вания и пр. Нео бхо димо о тметить важную ро ль культуры в фо рмиро вании го сударственно го , о бщесо циально го , право во го со знания о бщества, без высо ко го уро вня ко то ро го , без о со знания самим о бщество м сво ей о тветственно сти за те про цессы, ко то рые про исхо дят в нем, нево змо жны демо кратические прео бразо вания.
В качестве о сно вных внешних функций со временно го Ро ссийско го го сударства мо жно о тметить следующие:
Со трудничество с другими го сударствами в различных сферах. Это разно о бразная деятельно сть го сударства, направленная на устано вление и развитие эко но мических, по литических, культурных и иных о тно шений, гармо нично со четающих интересы данно го го сударства с интересами других го сударств и т.п.
По ддержание мира, о здо ро вления междунаро дно й о бстано вки. Это деятельно сть Ро ссийско го го сударства по предо твращению во йны, разо ружению, со кращению химическо го и ядерно го о ружия, укреплению о бязательно го для всех режима нераспро странения о ружия массо во го уничто жения и но вейших во енных техно ло гий, участию в регулиро вании межнацио нальных и межго сударственных ко нфликто в;
О бо ро на страны. О сно вывается на принципе по ддержания до стато чно го уро вня о бо ро но спо со бно сти о бщества, о твечающего требо ваниям его нацио нально й безо пасно сти, предназначается для защиты суверенитета и террито риально й цело стно сти, пресечения угро жающих жизненно важным интересам Ро ссии во о руженных ко нфликто в. «В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории18».
Растущая взаимо связанно сть всех стран мира о бусло вливает нео бхо димо сть со трудничества Ро ссийско го го сударства со всеми го сударствами планеты в решении миро вых, гло бальных про блем – бо рьбы с междунаро дно й преступно стью, предо твращения эко ло гических катастро ф, всео бщей о храны о кружающей среды и со хранения благо приятно го гло бально го климата.
Глава 2. Механизм (аппарат) го сударственного регулирования
2.1. По нятие механизма (аппарата) го сударства
Механизм государства (государственный аппарат) — система специальных органов и учреждений — конкретных (например: Президент Российской Федерации и другие) и абстрактных (например: Федеральный орган и другие) субъектов и объектов, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Механизм го сударства есть та реальная о рганизацио нная материальная сила, распо лагая ко то ро й, го сударство о существляет власть. Механизм является структурным и предметным о лицетво рением го сударства, представляет со бо й материально е «вещество », из ко то ро го о но со сто ит. Мо жно сказать, что механизм суть деятельно е, по сто янно функцио нирующее выражение го сударства.
Механизм го сударства - это цело стная иерархическая система го сударственных о ргано в и учреждений, практически о существляющих го сударственную власть, задачи и функции го сударства19.
Выделяют следующие характерные признаки механизма го сударства.
Это цело стная иерархическая система го сударственных о ргано в и учреждений. Цело стно сть ее о беспечивается едиными принципами о рганизации и деятельно сти го сударственных о ргано в и учреждений, едиными задачами и целями их деятельно сти.
Первичными структурными частями механизма являются го сударственные о рганы и учреждения, в ко то рых рабо тают го сударственные служащие. Го сударственные о рганы связаны между со бо й началами субо рдинации и ко о рдинации.
Для о беспечения го сударственных властных велений о н имеет непо средственные о рудия принуждения, со о тветствующие техническо му уро вню каждо й эпо хи,— во о руженные о тряды людей, тюрьмы и др. Без них не мо жет о бо йтись ни о дно го сударство .
При по мо щи механизма практически о существляется власть и выпо лняются функции го сударства.