Функции политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.

Файлы: 1 файл

Функции политической системы.docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)

23. Функции политической системы

  1. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.
  2. Политическая система - управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.
  3. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения.
  4. Одна из важнейших функций политической системы - создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т.п.).
  5. защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.
  6. функций конверсии (преобразующих). Речь идет о тех преобразовательных действиях, которые осуществляют институты на «входе» и «выходе» системы:

а) артикуляция и агрегация  интересов, что означает процесс  предъявления, выражения и обобщения  социальных интересов при выработке  политических решений;

б) нормотворчество (выработка  норм и правил);

в) применение норм и правил;

г) контроль за соблюдением  норм и правил;

д) политическая коммуникация.

Три последние функции - сфера  деятельности институтов государственной  власти. Функция «д» в значительной мере реализуется негосударственными организациями, в том числе партиями.

 

24.  Государство  как политический институт

Основные характеристики государства. Многие мыслители, как  в западной, так и в отечественной  политологии занимались исследованием  проблем государства. В итоге  сформировалось политологическое понятие  сущности государства как политической общности, имеющей определенную структуру, определенную организацию политической власти и управления социальными  процессами на определенной территории. Это - самое общее определение, которое, однако, нуждается в дополнительных характеристиках для того, чтобы  иметь полное представление о  сущности государства.

Очень важной характеристикой  государства выступает суверенитет, то есть его независимость во внешних  и верховенство во внутренних делах. суверенитет означает наличие верховной  политической власти, от имени которой  в стране принимаются все властные решения, являющиеся обязательными  для выполнения каждым членом общества. Государство выражает интересы всего  общества, а не отдельных политических сил. Только оно может издавать законы и осуществлять правосудие.

Наличие социальной системы  органов и учреждений, реализующих  функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения), представляет собой вторую особенную черту государства.

Не менее важной характеристикой  государства считается монопольное  использование насилия теми, кто  владеет властью. Это означает, что  только государство имеет право  применить насилие (вплоть до физического) по отношению к своим гражданам. Для этого у него имеются и  организационные возможности (аппарат  принуждения).

Государство характеризуется  также наличием определенного юридического порядка. Оно выступает создателем и хранителем правового порядка  на всей своей территории. Право  закрепляет определенную государством систему норм и отношений.

Относительное постоянство - еще одна важная характеристика государства, отражающая его пространственно-временной  характер, действие юридического порядка  на конкретной территории в конкретное время.

Среди основных характеристик  государства важную роль играют экономические. Например, только государство может  устанавливать и собирать налоги, составляющие главный источник поступления  средств в государственный бюджет. Правильное проведение налоговой политики способствует росту благосостояния страны и подъему производства. В  противном же случае может произойти  обострение экономической и политической ситуаций, появление движения протеста, а иногда и смещение политических лидеров.

Налоговую политику в нашей  стране сегодня наделяют эпитетами: «непомерные налоги», «губительные», «нереальные», налоги, «отбивающие  желание работать». Такие налоги заставляют предпринимателей искать пути и средства уклониться от них. В результате налоговой политики страдают производители. Кроме того, актуальной становиться  задача совершенствования налоговой  службы, так как очень большой  процент налогов государственная  казна недополучает. Отсюда возрастает значение подготовки квалифицированных  кадров для налоговой инспекции  и полиции.

Основные элементы государства. Большое значение для характеристики сущности государства с точки  зрения международного права и политического  аспекта в целом имеют составляющие его элементы - территория, население  и власть. Без этих элементов государство  не может существовать.

Территория - это физическая, материальная основа государства, его  пространственная сущность. Как свидетельствует  история, именно территориальные споры  и претензии одних государств к другим вызывали ожесточенные споры, конфликты, вплоть до военных столкновений.

Государственная территория - это та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных  вод, на которой действует власть данного государства. Государство  обязано заботиться о территориальной  целостности и суверенитете своей  территории, обеспечивать ее безопасность. Величина территории не имеет значения. Государства могут занимать огромные территории или представлять собой  небольшие территориальные образования.

Второй важный элемент  государства - население, то есть народ, проживающий на территории данного  государства и подчиняющийся  его власти. Здесь проблема заканчивается  в том, что государства могут  состоять из одной национальности (это  встречается редко) или быть многонациональными. В условиях многонациональных государств усилия власти направлены часто на то, чтобы урегулировать конфликты, возникающие между представителями  разных национальных групп. Опасность  межнациональных конфликтов заключается  в том, что они часто ведут  к сепаратизму и даже к распаду  многонациональных государств. Не может  быть государства без народа, но обратная ситуация возможна.

Третьим составляющим элементом  государства выступает государственная  власть, осуществляемая соответствующими органами на определенной территории. Об особенностях государственной власти было уже сказано, поэтому отметим  только то, что она должна быть суверенной, эффективной, организационно оформленной, успешно решающей задачи, стоящие  перед государством.

Какие задачи должно решать государство как политический институт? Это, прежде всего, задача обеспечения  политической стабильности общества, выявление и предотвращение столкновений различных социальных групп, имеющих  различные интересы, достижение гармонии и согласование этих интересов. В  задачи государства входит защита прав и свобод граждан, их безопасности, обеспечение правопорядка.

Основной порядок организации  жизни государства, и в частности  политической, закреплен в его  конституции. Большинство государств современного мира имеют писаные  конституции. Конституция считается  признаком государственности. В  нашей стране Конституция РФ была вынесена на референдум 12 декабря 1993 года и принята всенародным голосованием.

В итоге рассмотрения характерных  черт, элементов, целей и задач  государства можно дать более  полное определение данного понятия. Государство - это основной институт политической системы общества, создаваемый  для организации и управления жизнью определенного населения  на определенной территории с помощью  государственной власти, имеющей  обязательный характер для всех его  граждан. Сущность государства наиболее полно проявляется в его функциях.

Функции государства. Традиционно  функции государства подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним относят: 1) функции по охране существенного  политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и  законности, защите прав человека; 2) хозяйственно-организационную, общественно-экономическую функцию; 3) социальную функцию; 4) культурно-воспитательную функцию.

Внешние функции - оборона  страны, защита ее интересов на международной  арене.

Структурно государство  складывается из высших законодательных  органов власти, исполнительных, судебных, административно-чиновничьего аппарата, аппарата принуждения (армия, милиция, суд).

Таким образом, мы рассмотрели  сущность государства как политического  института с точки зрения его  сущностных характеристик, элементов, структуры и функций.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

Строение государства  традиционно характеризуется через  формы правления и формы территориального устройства. В них воплощается  организация верховной власти, структура  и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных  лиц и граждан. Формы правления  делятся по способу организации  власти, её формальному источнику  на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти.

Существует несколько  разновидностей монархической формы  правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) - всевластие главы  государства; конституционная монархия - государство, в котором полномочия монархов ограничены конституцией. Конституционная  монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой  монарх наделён преимущественно  исполнительной властью и лишь частично - законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается  главой государство, но фактически обладает представительскими функциями и  лишь частично исполнительскими, а  иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически  не пользуется. Подавляющее большинство  современных демократических монархий - парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчётно не монарху, а парламенту.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она  сохраняется и сегодня почти  в трети стран мира (например, в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).

Современные парламентские  монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым  уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик - второй основной формы правления. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существует три  основные разновидности республики: парламентская, президентская и  смешанная, или полупрезидентская, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской  основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность  перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству  ряд функций: Формирует и поддерживает его, издаёт законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный  бюджет и тем самым устанавливает  финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может  выразить ему вотум недоверия, что  влечёт за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; критикует правительственную  политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений  и всего политического курса.

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной  инициативой, а также правом ходатайства  перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран  членство в правительстве обычно совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров  правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент, получая одновременно массовую партийную поддержку. Хотя руководитель правительства официально не является главой государства, реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент  же в ней занимает более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно  народом. Его политический вес почти  не зависит от характера выборов  и обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от функции главы государства в  парламентских монархиях.

Второй достаточно распространённой формой республиканского правления  является президентская республика. Её отличительный признак состоит  в том, что в ней президент  одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней  политикой и является верховным  главнокомандующим вооружённых  сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам называет членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

Информация о работе Функции политической системы