Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:04, реферат
Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.
Политика перестройки породила многие непривычные, порой противоположные процессы в нашем обществе. В их числе едва ли не центральное место занимает развитие новых общественных ассоциаций и объединений. Их называли по-разному: «неформальные», «самодеятельные» организации, «молодежные» группы и объединения, «инициативные» организации. Наиболее часты были словосочетания, содержащие в себе определение «неформальные». В 1987–1988 гг. по мере реализации целей и задач провозглашенной реформы политической системы происходило формирование организаций, именующих себя политическими партиями. Первой, оппозиционной КПСС, партией объявил себя в мае 1988 г. Демократический союз (ДС).
Можно определить следующие пути становления партийной системы в Российской Федерации:
развитие многопартийности
во многом идет от различных объединений
кружкового, клубного типа, организованных
представителями элиты –
часть партий образовалась «почкованием»: одни из них выделились из КПСС (КПРФ, РКРП, ВКП(б), СК), другие – в результате раскола недавно созданных партий;
ряд партий возник под влиянием мировой партийно-политической практики (Социал-демократическая партия России, Российская партия «зеленых»);
некоторые партии представляют
собой «второе издание» ранее
существовавших партий, что создает
видимость преемственности
иные партии возникли как новые для нашей политической жизни и не имеют российских аналогов (партия кооператоров и предпринимателей – Партия свободного труда, Партия экономической свободы, Национально-республиканская партия, Партия российского единства и согласия).
В соответствии с традицией,
сложившейся в мировой
Правые выступают за создание
сильного национального российского
государства, за особый, отличный от Запада
путь развития России. К ним относятся
различные политические силы: от движения
«Русское национальное единство» и
Конституционно-
В центристском спектре наиболее крупными партиями являются «Единая Россия» и «Яблоко».
Разнообразна палитра левых сил. В их состав входят около десяти партий и групп коммунистического направления (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия, Партия диктатуры пролетариата и др.). Наиболее влиятельная из них Коммунистическая партия Российской Федерации. К левым силам относятся также Аграрная партия и многочисленные группы социал-демократической ориентации.
Период 2000–2005 гг. выявил, что по сравнению с предыдущим избирательным циклом расстановка политических сил в России значительно изменилась: шла консолидация вокруг трех- четырех партий; наибольшей популярностью в начале XXI в. пользуются «Единая Россия», Союз правых сил, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». При этом «Единая Россия» оттягивала и продолжает оттягивать на себя полюса других партий.
В анализе современного этапа развития политических партий России, на наш взгляд, можно отметить следующие факторы:
1) широкие слои населения
убеждены в том, что
2) большинство партий
не имеют четкой
3) слаба организационная
структура партий, зачастую отсутствуют
местные организации.
4) отсутствует сплоченность
внутри партий и движений, в
них идет постоянная борьба
за влияние, руководящее
5) слаба связь политических
партий с избирателями (зачастую
полная оторванность от них). Представители
многих партий и движений, пройдя
на выборах в органы власти,
сразу же забывают о своих
обещаниях избирателям.
До парламентских выборов 2003 г. говорили о двух наиболее вероятных альтернативах эволюции российской партийной системы. Первая – формирование многопартийной системы с доминирующей партией. Вторая – становление двухпартийной системы, в рамках которой конкурируют «партия власти» и КПРФ. Очевидно, что первая альтернатива становится реальностью.
27 ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
В России существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная.
Первая означает, что депутатские
мандаты при выборах в
Мажоритарная система
имеет одночленные
В одночленных округах
есть преимущество, заключающееся в
возможности объединения
Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной системе дают возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину государственной власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даже небольшой, партии, что создает условия для формирования многопартийности. Пропорциональная система голосования провоцирует честолюбивые устремления политических лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их намерения ограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их, партия не имеет права быть представлена в парламенте. Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.
При выборах по производственному
принципу у кандидатов и партий исчезает
необходимость искать поддержки
у властей и финансовых структур.
Для избирательной кампании по месту
работы кандидатам не потребуется ни
копейки! Не менее важно также, что
избиратели всегда будут хорошо знать,
за кого они голосуют - ведь это будут
их коллеги! - легко смогут контролировать
избранных ими депутатов и
отзывать, если депутаты станут защищать
чужие интересы. При территориальных
выборах избиратели округов, работая
в различных местах, сорганизоваться
для контроля над депутатами практически
не способны. При выборах на производственной
основе уже не будет иметь значения,
сколько в стране партий, отпадает
и проблема кворума избирателей.
Невозможной сделается и
Таким образом, выборы на обсуждаемой
основе способны подорвать господство
номенклатуры и мафии над законодательной
властью, а вслед за нею - над исполнительной
и судебной. Система выборов по
производственному принципу уже
хорошо отлажены в мире. Они применяются
при формировании центральных правлений
крупных концернов, имеющих много
филиалов, правлений кооперативных
объединений и федераций
Формы участия в политических процессах. Электорат.
Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.
Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие - это прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия”.
К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.
В самом общем виде
многообразие форм и
Другой американский ученый Милбэрт разделяет формы политического участия на «активные» (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.п.), промежуточные (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.), наблюдательные (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки других граждан вовлечь кого-либо в дискуссии и т.д.) и, наконец, выделяет «апатичное» отношение граждан к политике.
В самом общем виде
различают мобилизованное и
Разновидности автономного
политического участия,
Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.
К наиболее распространенному
типу относится электоральное
Многочисленные исследования
показали, что на предпочтения избирателей
влияет множество факторов (пол, возраст,
конфессиональная принадлежность, особенности
первичной социализации и др.), но
существуют некоторые общие тенденции
поведения отдельных
Безусловно, вышеперечисленные
тенденции не абсолютны. Зачастую избиратель
под влиянием сиюминутных настроений
и впечатлений стремительно меняет
свои ориентации и предпочтения. Не
случайно некоторые, не лишенные чувства
юмора, политологи сравнивают характер
среднестатистического
Политическому участию противостоит
такой тип политического