Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:04, реферат
Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.
В президентской республике
правительство отличается стабильностью.
В ней существует жёсткое разделение
законодательной и
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба этих института контролируются различными партиями.
Президентская республика не
получила распространения в Западной
Европе. В странах же с длительными
авторитарными традициями, прежде всего
в Латинской Америке, Азии и Африке,
а также на территории бывшего
СССР, эта форма правления нередко
вырождается в «
Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии и некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных чёрт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Её главная характерная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.
Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь вправе распустить парламент с обязательным условием даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.
Президент, без согласования
с парламентом, но, учитывая расклад
в нём политических сил, назначает
главу правительства, вместе с которым
они формируют кабинет
Разнообразные республиканские
и монархические формы
В разных странах имеются
существенные расхождения в области
права инициирования
Хотя проведение референдумов,
особенно в масштабах всей страны,
- дело достаточно сложное и дорогостоящее,
с их помощью народ способен непосредственно
выразить свою волю, стать творцом
законов, проявить инициативу. Кроме
того, возможность проведения всенародного
голосования заставляет государственные
органы и правительство больше ориентироваться
на мнение народа. Опыт многих стран
показывает, что наиболее эффективно
использование референдумов на региональном
уровне, где агитационные и мобилизационные
кампании не требуют больше финансовых
затрат и поддержки со стороны
крупных организаций и где
люди лучше разбираются в сути
решаемых вопросов. В некоторых странах
(США, ФРГ) этот демократический институт
используется лишь субъектами федерации
и более мелкими
Территориальная организация
государства характеризует
Унитарные государства бывают
централизованными (Великобритания, Швеция,
Дания) и децентрализованным (Франция,
Италия, Испания). Централизованные государства
могут предоставлять достаточно широкую
самостоятельность (самоуправление) местным,
низовым органам управления. Однако в
них средние уровни управления не обладают
значительной автономией и непосредственно
ориентированы на выполнение решений
центра. В децентрализованных же унитарных
государствах крупные регионы пользуются
широкой автономией и даже располагают
собственными парламентами, правительствами,
административно-
Главное отличие федерации
от унитарного государства состоит
в том, что источником власти, субъектами
государственного суверенитета выступают
в ней как крупные
По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другим особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.
Федерация строится на основе распределения функций между её субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопрос является исключительной компетенцией союзных органов, другая - субъектов федерации, третья - совместной компетенцией союза и его членов. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов (земель).
Члены федерации - соучастники
общегосударственного суверенитета -
фактически не обладают федеральным
суверенитетом и правом одностороннего
выхода из союзного государства. В большинстве
союзных конституций содержится
право федеральных органов
Федерация как форма территориального устройства государства показала свою жизнеспособность. Этого нельзя сказать о конфедерации - постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Её члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США, Швейцарии, Германии и некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадется.
В последние годы на территории
бывшего СССР сделана попытка
создать Содружество
Формы территориального устройства
и формы правления влияют на строение
законодательной и
25. Общественно-политические движения, группы давления.
Политическое движение представляет собой солидарную политическую активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели.
Кроме партий на политической сцене активно действуют группы давления. В отличие от партий, они не стремятся овладеть властью, а ограничиваются влиянием, давлением на власть, оставаясь при этом все же вне её.
Теория "групп давления" была впервые сформулирована Бентли. Он рассматривал политику как взаимодействие заинтересованных групп, преследующих свои цели. Данный подход далее разрабатывался Истоном.
Группы давления - это
совокупность сложных общественных
образований. Коротко их можно определить
как по преимуществу добровольные объединения,
приспособленные или специально
созданные людьми для выражения
и отстаивания своих властно
значимых интересов в отношениях
с государством, а также другими
политическими институтами. Они
обладают значительными возможностями
оказывать необходимый нажим
на политических деятелей и органы
власти для принятия ими требуемого
решения. Эти группы могут быть официально
организованными или
Функции:
1. Артикуляция интересов
- т.е. преобразования
3. Агрегирование - согласования
различных потребностей и
4. Формирование политических
элит - продвижение представителей
от групп интересов во
В политический науке сложилась достаточно разветвленная типология групп давления, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности:
1. С точки зрения происхождения
и степени организованности
- Анемические - возникающие
стихийным образом как
- Институциональные - это
формальные объединения с
2. С точки зрения специализации деятельности выделяют: