Государственная Дума Российской Федерации и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 23:39, реферат

Описание работы

Парламент Российской Федерации закреплен как законодательный орган. Это означает, что он является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которые не могут противоречить федеральной Конституции и отдельным ее нормам.
Ведущую роль в законотворческой деятельности принадлежит Государственной Думе. Однако Дума осуществляет и иные функции, которые и станут предметом рассмотрения в данной работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3
Структура Государственной Думы………………………………….…..4
Председатель Думы………………………………………………… 4
Совет Думы………………………………………………………….10
Депутатские объединения и группы……………………………….14
Комитеты и комиссии…………………………………………….…19
Функции Государственной Думы………………………………………27
Назначение Председателя Правительства Российской
Федерации…………………………………………………………………..28
Доверие Правительству Российской Федерации…………………30
Назначение Председателя Центрального банка…………………..30
Назначение Председателя Счетной палаты……………………….32
Назначение Уполномоченного по правам человека…………...…33
Объявление амнистии………………………………………………35
Импичмент…………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………….….41
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

государственная дума и ее фенкции.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право  вносить на заседание Совета Государственной  Думы предложения по проекту порядка  работы Государственной Думы на очередное  заседание.

Депутат – представитель  комитета, комиссии по поручению комитета, комиссии имеет право выступать  на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета, комиссии.

В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут  принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав. На заседании  комитета, комиссии вправе присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной  Думе, полномочный представитель  Правительства Российской Федерации  в Государственной Думе, представители  субъектов права законодательной  инициативы, законопроекты которых  рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также могут присутствовать статс-секретари – заместители (первые заместители) руководителей федеральных  органов исполнительной власти.

На заседание  комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители  заинтересованных государственных  органов и общественных объединений, средств массовой информации.

Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно.

Для выяснения  фактического положения дел и  общественного мнения по вопросам законопроектной  деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов  и комиссий, комитеты и комиссии могут организовывать парламентские  слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать  участие в их работе. В случае проведения указанных мероприятий  в субъектах Российской Федерации  командирование депутатов Государственной  Думы, работников Аппарата Государственной  Думы осуществляется в соответствии с установленным порядком. Вопрос о проведении указанных мероприятий, требующих дополнительных финансовых средств либо намеченных на дни заседаний  Государственной Думы, решается Советом  Государственной Думы по представлению  комитета, комиссии.

Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать  рабочие группы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов  Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций.

Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и  других экспертов, а также принять  решение о проведении независимой  экспертизы законопроектов.

Деятельность  комитета, комиссии Государственной  Думы основана на принципах свободы  обсуждения, гласности. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.

Комитеты и  комиссии палаты вправе запрашивать  документы и материалы, необходимые  для их деятельности, у руководителей  государственных органов и иных организаций.

В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комиссии Государственной Думы (далее  – комиссии).

Государственная Дума образует комиссии в случаях  и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Регламентом.

Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва. Решения об образовании комиссии, избрании председателя комиссии, его первого заместителя и заместителей, утверждении состава комиссии и положения о комиссии, определении задач комиссии, срока ее деятельности, о полномочиях, а также об установлении даты представления и формы отчета о деятельности комиссии, включающего информацию об израсходованных финансовых средствах, принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлениями палаты.

Председатель  комиссии исполняет свои полномочия в соответствии с постановлением Государственной Думы о комиссии и положением о комиссии. Председатель комиссии осуществляет свою деятельность в порядке, установленном статьей 23 Регламента для председателя комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или Регламентом.

Первый заместитель  председателя комиссии замещает председателя комиссии в его отсутствие. Заседания  комиссии проводятся в порядке, установленном  статьей 24 Регламента для комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или Регламентом.

Для подготовки к рассмотрению палатой вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы, вопросов о лишении депутата Государственной  Думы неприкосновенности по представлению  Генерального прокурора Российской Федерации и вопросов, связанных  с нарушениями депутатской этики, Государственная Дума на срок полномочий Государственной Думы данного созыва образует Комиссию Государственной  Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.

Комиссия Государственной  Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики в части  обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной  Думы.

Государственная Дума образует Комиссию Государственной  Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, как правило, на основе принципа пропорционального  представительства депутатских  объединений. Председатель Комиссии Государственной  Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, его первый заместитель  и заместитель избираются в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы. В состав Комиссии Государственной  Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики не могут быть избраны Председатель Государственной  Думы и его заместители.

2. Функции Государственной Думы

 

Конституция Российской Федерации определяет компетенцию Государственной Думы и порядок принятия постановлений Государственной Думы.

Сопоставляя статьи Конституции Российской Федерации с аналогичными статьями предыдущей Конституции, можно убедиться, что компетенция Государственной Думы существенно изменилась. В ней нет статей, закрепляющих «полновластие» представительных органов власти, исчезло право «направлять» деятельность нижестоящих органов власти, нет статей, устанавливающих подотчетность и подконтрольность исполнительных органов власти и т.д. Все эти изменения связаны с новой моделью федерализма, новым пониманием разделения властей, реализованным в действующей Конституции Российской Федерации.

Однако ряд изменений  вряд ли можно считать оправданными. Так, в Конституции Российской Федерации  не закреплено право парламента давать толкование принимаемых им законов, исчезло указание на контрольные полномочия законодательной и представительной власти. Ряд вопросов внутренней и внешней политики (принятие бюджета, ратификация международных договоров) оказались не отраженными в компетенции палат парламента или отраженными менее полно, чем это было ранее. Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства новой Конституцией Российской Федерации передано из компетенции парламента в компетенцию Президента Российской Федерации, хотя и с оговоркой «в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами». Таким образом, по сравнению с прежней Конституцией компетенция законодательного и представительного органа Российской Федерации существенно сузилась.

 

2.1 Назначение Председателя Правительства Российской Федерации

Конституция Российской Федерации относит к числу полномочий Государственной Думы дачу согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в его должность или в такой же срок после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой.

Государственная Дума обязана  рассмотреть внесенную Президентом  Российской Федерации кандидатуру  Председателя в течение недели. Регламентом  Государственной Думы предусмотрено, что Президент Российской Федерации  либо его полномочный представитель  в Федеральном Собрании официально представляет кандидатуру на заседании  Государственной Думы. Кандидат на должность Председателя Правительства  Российской Федерации докладывает  Государственной Думе программу  основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации. Перед обсуждением кандидатуры  в течение времени, определенного  Государственной Думой, но не свыше 30 минут, кандидат отвечает на вопросы  депутатов.

По окончании ответов  на вопросы представители фракций  и депутатских групп высказываются  за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с применением электронной системы. 15 апреля 1998 г. Государственная Дума внесла поправку в свой Регламент, согласно которой большинством от общего числа депутатов может быть принято решение об открытом голосовании по данному вопросу. Согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. По результатам голосования о даче согласия на назначении Председателя Правительства Российской Федерации принимается постановление.

Государственная Дума вправе отклонить предложенную Президентом  Российской Федерации кандидатуру, после чего Президент Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной  Думы ту же самую или иную кандидатуру. Попытка Государственной Думы оспорить право Президента Российской Федерации  на повторное внесение ранее уже  внесенной кандидатуры не получила поддержки Конституционного Суда. В  постановлении от 11 декабря 1998 г. данному вопросу Конституционный Суд указал: «Положение Конституции Российской Федерации о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями означает, что Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата».

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент  Российской Федерации назначает  Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает  новые выборы. Процедура подтверждения  полномочий назначенного Президентом  Председателя Правительства со стороны  вновь избранной Государственной  Думы в Конституции Российской Федерации  не предусмотрена, однако у Государственной  Думы в любом случае имеется право  инициировать вопрос о доверии Правительству  Российской Федерации.

2.2   Доверие Правительству Российской Федерации

Решение вопроса о доверии  Правительству Российской Федерации  – еще одно самостоятельное полномочие Государственной Думы, закрепленное в Конституции Российской Федерации. Порядок осуществления данного полномочие конкретизирован в Конституции Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы. Согласно Конституции Российской Федерации, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление по этому вопросу принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае выражения недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства  Российской Федерации может поставить  перед Государственной Думой  вопрос о доверии Правительству  Российской Федерации по собственной  инициативе. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент  в течение семи дней принимает  решение об отставке Правительства  Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки Правительство Российской Федерации  по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать  до сформирования нового Правительства  Российской Федерации.

2.3  Назначение  Председателя Центрального банка

Кандидатура на должность  Председателя Центрального банка Российской Федерации предварительно рассматривается  на заседании комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, кредитным организациям и финансовым рынкам, которые выносят свое заключение. Кандидат на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций, депутатских групп и комитетов палаты. Председатель Центрального банка Российской Федерации считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации решается Государственной Думой по представлению  Президента Российской Федерации. Как  и в случае назначения, представление  Президента Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании тех  же Комитетов Государственной Думы. Решение об освобождении от должности  Председателя Центрального банка принимается  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы. Если решение об освобождении не принято, освобождение считается несостоявшимся.

Информация о работе Государственная Дума Российской Федерации и ее функции