Государственная Дума в России: назначение и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Цель работы - охарактеризовать Г.Д. как орган гос. власти.


Задачи работы:
Рассмотреть способы формирования Г.Д., показать достоинства и недостатки пропорциональной системы.
Раскрыть полномочия Г.Д.
Дать штрихи к портрету Г.Д.

Содержание работы

Введение 3
Порядок выборов в Государственную Думу РФ 4
Функции Государственной Думы 5
Структура Государственной Думы 11
Председатель Думы, заместители председателя 11
Совет Думы 15
Депутатские объединения и группы 18
Комитеты и комиссии 21
Заключение 26
Список литературы: 26

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный



аэрокосмический университет

имени академика  М. Ф. Решетнева»

(СибГАУ)

Кафедра философии  и социальных  наук

 

 

 

 

 

Реферат

По  дисциплине «Политология»

На  тему:

Государственная Дума в России: назначение и функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы БМЛ 12- 01

Сычева Екатерина Олеговна

Проверил: Волишина И.И..

 

 

 

Красноярск 2012

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Представительным и законодательным органом РФ является парламент РФ - Федеральное собрание.  Оно   состоит   из  двух  палат  Совета  Федерации  и Государственной Думы.  Формально  Совет  Федерации  не  является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией).

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции РФ, Регламенте Госдумы,  Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных   законах.

Государственная Дума РФ – это законодательный  орган РФ.

Деятельность  Госдумы основывается на принципах политического   многообразия и многопартийности,  коллективном,  свободном обсуждении и решении вопросов.

В Государственной  Думе  через  депутатов  представлены  все граждане РФ независимо от их  места  проживания на территории России.

2 декабря 2007 года состоялись выборы депутатов в Госдуму. Эти выборы имели следующие особенности:

  1. Впервые в истории России, как императорской, так и постсоветской, была избрана Г.Д. пятого созыва.
  2. Состав нижней палаты формировался на основе новой избирательной системы. Как известно первые четаре Г.Д. в современной России избирались на основе смешанной избирательной системы: мажоритарной и пропорциональной. В декабре 2007 г. выборы в Г.Д. проходили на основе только пропорциональной системы.

Система выборов  имеет огромное значение, определяя состав парламента, шансы электората использовать свое право избирать и быть избранным (ст. 31 Конституции Р.Ф.)

Актуальность  темы определена  тем, что Гос.Дума-это  палата законодательного процесса, т.е. депутатам Гос. Думы принадлежит  право законодательной инициативы, а все законопроекты влекут за собой  изменения в обществе.

 Цель работы - охарактеризовать Г.Д. как орган  гос. власти.

 

 

Задачи работы:

  1. Рассмотреть способы формирования Г.Д., показать достоинства и недостатки пропорциональной системы.
  2. Раскрыть полномочия Г.Д.
  3. Дать штрихи к портрету Г.Д.

Объект исследования - Государственная Дума РФ.

Предмет исследования – проблемы формирования и функционирования Г.Д.

В своей работе я использовала следующие методы: анализ, синтез, обобщение, системный анализ, из эмпирических методов основным был  метод контент - анализ кратких биографий депутатов Г.Д. . Были выделены такие единицы анализа, как: пол, возраст, партийная принадлежность, место рождения,  последнее место работы, смена депутатами политических партий,  научная степень.

В силу ограниченного  времени на выступление, мы рассмотрим достоинства и недостатки пропорциональной системы и дадим социологический  портрет Г.Д.

Порядок выборов в Государственную Думу РФ

 

Выборы Государственной  Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до голосования. Днём голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок полномочий Государственной Думы прежнего созыва. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно  назначает досрочные выборы. Днём голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днём, когда истекают три месяца со дня роспуска. При неназначении выборов Президентом РФ это делает Центральная избирательная комиссия РФ.

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам). Политические партии выдвигают федеральные списки кандидатов, самостоятельно определяя состав такого списка и порядок размещения в нем кандидатов. Выдвигать списки кандидатов могут только политические партии, имеющие региональные отделения более чем в половине субъектов РФ. 

Избиратели  при проведении выборов по пропорциональной системе голосуют не за отдельных кандидатов, а за политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов в депутаты. Каждая партия получает  число депутатских мест, пропорциональное числу поданных за неё голосов избирателей. Чем более популярной является политическая партия в обществе, тем больше депутатских мест она получит, а значит, её политика окажет более значительное влияние на законодательную деятельность и решение других важных вопросов, находящихся в компетенции парламента.

Новые правила  были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Государственную Думу. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Функции Государственной Думы

 

Статья 103 Конституции  Российской Федерации1 определяет компетенцию Государственной Думы и порядок принятия постановлений Государственной Думы.

Следует заметить, что эта статья – не единственная статья Конституции Российской Федерации, в которой закрепляется компетенция Государственной Думы. В этом можно убедиться путем системного толкования ст. 71, 72, 76, 104 и 105 Конституции Российской Федерации. Так, ст. 71 Конституции Российской Федерации определяет предметы ведения Российской Федерации. Статья 72 Конституции Российской Федерации – предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы и федеральные конституционные законы, а по предметам совместного ведения – федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Статья 104 устанавливает: «Законопроекты вносятся в Государственную Думу». Наконец, ст. 105 констатирует: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой».

Сопоставляя ст. 103 Конституции Российской Федерации  с аналогичными статьями предыдущей Конституции, можно убедиться, что компетенция Государственной Думы существенно изменилась. В ней нет статей, закрепляющих «полновластие» представительных органов власти, исчезло право «направлять» деятельность нижестоящих органов власти, нет статей, устанавливающих подотчетность и подконтрольность исполнительных органов власти и т.д. Все эти изменения связаны с новой моделью федерализма, новым пониманием разделения властей, реализованным в действующей Конституции Российской Федерации.

В  Конституции  Российской Федерации не закреплено право парламента давать толкование принимаемых им законов, исчезло указание на контрольные полномочия законодательной и представительной власти. Ряд вопросов внутренней и внешней политики (принятие бюджета, ратификация международных договоров) оказались не отраженными в компетенции палат парламента или отраженными менее полно, чем это было ранее. По сравнению с прежней Конституцией компетенция законодательного и представительного органа Российской Федерации существенно сузилась.2

Пункт «а» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации  относит к числу полномочий Государственной  Думы дачу согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Согласно ст. 111 Конституции Российской Федерации, предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в его должность или в такой же срок после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой.

Государственная Дума обязана рассмотреть внесенную  Президентом Российской Федерации  кандидатуру Председателя в течение  недели. Регламентом Государственной  Думы предусмотрено, что Президент Российской Федерации либо его полномочный представитель в Федеральном Собрании официально представляет кандидатуру на заседании Государственной Думы.

Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с применением электронной системы. Согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. По результатам голосования о даче согласия на назначении Председателя Правительства Российской Федерации принимается постановление.

Государственная Дума вправе отклонить предложенную Президентом Российской Федерации кандидатуру, после чего Президент Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы ту же самую или иную кандидатуру.

Решение вопроса  о доверии Правительству Российской Федерации – еще одно самостоятельное полномочие Государственной Думы, закрепленное в п. «б» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации. Порядок осуществления данного полномочие конкретизирован ст. 117 Конституции Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы. Согласно ст. 117 Конституции Российской Федерации, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление по этому вопросу принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае выражения недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы.

Председатель  Правительства Российской Федерации  может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации по собственной инициативе. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Согласно п. «в» ч. 1 ст. 103 в компетенцию Государственной Думы входит назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. В соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации кандидатуру на эту должность представляет Президент Российской Федерации.

Кандидатура на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании комитетов  Государственной Думы по бюджету  и налогам, кредитным организациям и финансовым рынкам, которые выносят  свое заключение.

Председатель  Центрального банка Российской Федерации  считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной  Думы.3

Вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации решается Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации. Если решение об освобождении не принято, освобождение считается несостоявшимся.

Пункт «г» ч. 1 ст. 103 относит к компетенции  Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. В соответствии с Федеральным законом от 18 ноября 1994 г. «О Счетной палате Российской Федерации»4, Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Председатель Счетной палаты назначается Государственной Думой сроком на шесть лет.

Аудиторами  Счетной палаты являются должностные  лица, возглавляющие определенные направления  деятельности Счетной палаты, охватывающие, как правило, совокупность доходных или расходных статей федерального бюджета.

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 103 к числу полномочий Государственной думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Федеральный конституционный  закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»5 был принят 26 февраля 1997 г. и вступил в силу с 4 марта 1997 г. Согласно этому закону, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Пункт «е» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации  относит к компетенции Государственной  Думы объявление амнистии. Амнистия – это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и (или) наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким.

В соответствии со ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации6, амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Информация о работе Государственная Дума в России: назначение и функции