Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:16, курсовая работа
Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы её осуществления. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за её воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1.Сущность и принципы государственной инновационной политики. ……..4
1.1.Формирование государственной инновационной политики ……..6
1.2.Государственная поддержка инновационной деятельности………..8
1.3.Законодательное регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индустриализации в рамках проекта части IV Гражданского Кодекса РФ…………………………………9
2.Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития…11
2.1 Состояние инновационной базы РФ……………………………...12
3.Сравнение Российских технологий с мировым уровнем ………………...14
4.Инструменты государственной инновационной политики………………23
4.1 Российская венчурная компания ……………………………….24 4.2 Технопарки………………………………………………………..25
4.3. Наукограды ………………………………………………………27
5.Основные экономические зоны (ОЭЗ)…………………………………….29
6.Федеральные целевые программы в сфере инновационной политике РФ.31
6.1. Федеральная целевая программа «Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России 2007-2012»…………………………………………………………….31
6.2 Федеральная целевая программа «Национальная Технологическая база» на 2007-2011 годы……………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………42
Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров. На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.
Для государственного регулирования деятельности ОЭЗ создана специальное агентство. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
6. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ РФ.
6.1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ИСЛЕДОВАНИЕ
И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
РОССИИ 2007-2012»
25 октября 2006 года пресс-служба
кабинета министров сообщила, что
Федеральная целевая программа
«Исследования и разработки по
приоритетным направлениям
Основные разработчики Программы: Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям.
Основная цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Основные задачи Программы:
- обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
- развитие исследовательской
деятельности в высших учебных
заведениях; - содействие развитию
малых форм предприятий в
- развитие научной
приборной базы
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
- дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий
- дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей
- дополнительное увеличение
внутренних затрат на
- разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;
- внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий;
- внедрение 5 - 8 критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет;
- создание 6 - 12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня;
- создание новых рабочих
мест для
- привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.
Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:
I этап – 2007 - 2009 годы;
II этап – 2010 - 2012 годы.
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы и показатели
социально-экономической
- создание основы для
качественного изменения
- формирование научно-
- реализация отдельных "прорывных"
направлений технологического развития,
обеспечение консолидации ресурсов государства
и частного бизнеса на приоритетных направлениях
развития науки, технологий и техники
в Российской Федерации;
расширение круга инновационно-активных
компаний за счет демонстрационного эффекта
от реализации Программы;
- реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;
- обеспечение значимого вклада в создание эффективной инновационной системы; содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;
- обеспечение стимулирующих
факторов для развития
- ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта;
- ежегодный прирост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере 0,05 - 0,09 процентного пункта;
- ежегодный прирост
доли внебюджетных средств во
внутренних затратах на
- ежегодный прирост
доли инновационно-активных
- ежегодный прирост
доли высокотехнологичной
- прирост доли исследователей до 39 лет в общем числе исследователей в размере 1,8 процентного пункта;
- доведение коэффициента
бюджетной эффективности
6.2 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА» НА 2007-2011 ГОДЫ.
Основной проблемой, на
решение которой направлена федеральная целевая
программа "Национальная технологическая
база"
на 2007 - 2011 годы, является недостаточная
конкурентоспособность отечественной
наукоемкой промышленности, связанная
с отставанием уровня ее технологического
развития от уровня передовых стран.
Государственные заказчики Программы: Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук Выполнение Программы рассчитано на 5-летний период (2007 - 2011 годы). Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий.Предусматривается реализация Программы в два этапа:
Первый этап (2007 - 2009 годы) включает в себя выполнение быстрореализуемых проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе.
Второй этап (2008 - 2011 годы) включает в себя выполнение сложных комплексных проектов по созданию перспективных технологий, реализуемых в новых поколениях наукоемкой продукции и ориентированных на недопущение технологического отставания от передовых стран или закрепление отечественного приоритета по основным стратегически важным направлениям.
Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Основными задачами Программы являются:
- создание новых передовых технологий и оборудования,
необходимого для их реализации. На уровне
экспериментальных линий, демонстрационных
установок и (или) опытных образцов, подтверждающих
готовность технологических решений к
промышленной реализации.
- Разработка программ (планов) внедрения
разработанных технологий в производство
с оценкой необходимых затрат и источников
их финансирования;
активизация процессов коммерциализации
новых технологий;
создание перспективного научно-технологического
задела для разработки перспективной
наукоемкой продукции;
решение проблем улучшения экологической
ситуации в стране.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- количество переданных в производство технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечного продукта;
- количество патентов
и других документов, удостоверяющих
новизну технологических
- количество разработанных технологий, соответствующих мировому уровню или превышающих его.
Целевые индикаторы и показатели реализации федеральной целевой программы
"Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
Целевые индикаторы и показатели |
Единица измерения |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество переданных в производство технологий |
штук |
8 - 12 |
41- 47 |
61 - 69 |
49 - 56 |
56 - 62 |
Количество патентов
и других документов, удостоверяющих
новизну технологических |
штук |
16 - 22 |
49 - 56 |
58 - 65 |
45 - 53 |
38 - 45 |
Количество вновь |
штук |
11 - 17 |
42 - 48 |
55 - 63 |
45 - 53 |
42 - 52 |
Необходимо отметить, что для стабильного функционирования инновационной системы, прежде всего, необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования 3ми лицами. В этом направлении предприняты серьёзные шаги, что отражено в принятии 4 части ГК.
Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.
Пока у нас ещё остаётся определённый запас в ряде отраслей, особенно ВПК и по некоторым отдельным разработкам в области электроники и космоса. Однако в современном мире скорость, с которой этот запас тает, внушает серьёзные опасения за отечественные перспективы. В мире скорость научных исследований растёт с каждым годом, причём получило широкое распространение, получила специализация и привлечение крупного бизнеса к фундаментальным разработкам. В нашей стране это посыл был принят, и в разработке планов на техническое развитие и перевооружение фигурируют чёткие направления развития науки. Хотя на организационном уровне ощущается нехватка кадров и понимания роли инноваций на местах. Особенно это касается муниципалитетов. Несколько хуже у нас обстоят дела с привлечением крупного бизнеса в сферу инноваций.
Российская венчурная компания – это шаг правительства в направлении привлечения крупного бизнеса в инновации. Государство предлагает в управление свои деньги, то есть деньги налогоплательщиков конечно, при этом сохраняя права на плоды венчурных проектов. Дело ещё и в том, что ранее было проблематично консолидировать инвестиционные усилия на заданном направлении, теперь же государство как бы говорит, - «Вот вам пожалуйста деньги, только разработайте то, что мне надо». Как минусы можно отметь не прозрачность распределения прибыли и рисков по проектам. А так же не проработанные методы контроля за направлениями расходования средств фондов.