Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:46, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ особенностей современной политики российского государства в контексте модернизации системы образования. Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
– выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
– сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
– проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты.
Введение 3
Глава 1. Cущность, структура и социальное предназначение государственной образовательной политики 5
1.1. Институт образования: структура и социальные функции 5
1.2. Принципы государственной политики в области образования 9
Глава 2. Современные направления государственной политики в сфере образования 13
2.1. Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения 13
2.2. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества 21
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственной политики в сфере образования 28
Заключение 36
Список используемой литературы 38
– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;
– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.
Приоритетный национальный проект
«Образование» явился организационной
основой государственной
Государство стимулирует регионы
и отдельные учреждения, внедряющие
инновационные программы и
Ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования. Речь идет об обеспечении для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставке учебного оборудования и школьных автобусов, организации образования для военнослужащих.
Министерством образования и науки Российской Федерации была проведена значительная работа по уточнению и конкретизации государственной политики в области образования Правительством России одобрены Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2015 года. Основной стратегической целью Федеральной целевой программы развития образования является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования 12.
Финансирование мероприятий
Прогнозируемый объем
− общий объем – 61952,35 млн. рублей,
в том числе:
− за счет средств федерального бюджета – 45335,02 млн. рублей;
− за счет привлекаемых средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 12501,74 млн. рублей;
− за счет внебюджетных средств – 4115,59 млн. рублей 13.
Разработаны и утверждены стратегии Российской Федерации в области развития образования до 2015 года и Национальный проект «Образование».
Работа по реализации проекта идет строго в соответствии с сетевым графиком, утвержденным Министерством образования и наукой. Проектом предусматривается выявление и приоритетная государственная поддержка лидеров образования: стимулирование не менее 30 вузов и 6 тысяч школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, поддержка талантливой молодежи (5 тысяч грантов) и поощрение 20 тысяч лучших учителей14.
Участие образовательных учреждений в предоставлении государственных (муниципальных) услуг предполагает формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых будут являться нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ15. Механизм нормативно-подушевого государственного финансирования предполагает покрытие затрат на подготовку кадров в образовательных учреждениях за счет бюджетных средств и финансирование дополнительных услуг за счет внебюджетных источников. В отличие от механизма сметного финансирования, бюджетные средства предоставляются вузу единой суммой в виде блок-грантов, самостоятельно распределяются и используются вузом.
Механизм контрактного государственного финансирования вузов предполагает заключение вузами долгосрочных контрактов (на срок – 3 – 4 года) с уполномоченным органом государственной власти на подготовку кадров с высшим образованием. В рамках данной модели применяется механизм бюджетного финансирования, ориентированный на результативные показатели деятельности вузов и предполагающий использование нормативов подушевого бюджетного финансирования при определении объема ассигнований из бюджета.
Можно сделать следующие выводы:
1. Результаты проделанной на сегодняшний день работы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» позволили создать базовую модель образования с перспективой на несколько десятилетий.
2. Финансовое стимулирование общеобразовательных учреждений и отдельных педагогов, применяющих инновационные методы обучения, предопределяет более полную реализацию творческого потенциала преподавательского состава.
3. Модернизация системы начисления педагогам заработной платы имеет следствием, помимо повышения уровня жизни преподавателей, пересмотр основной системы принципов их деятельности, выведение на первое место достижение реальных результатов в обучении детей.
4. Ближайшим этапом реализации приоритетного национального проекта «Образование» видится существенное реформирование системы подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Это обосновано, помимо прочего, требованиями прогресса. компаний». «Граждане и бизнес
В процессе модернизации системы образования одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования и управления инновационными процессами.
Сегодня установка на модернизацию есть нечто большее, чем требование для «более отсталой» страны догнать другие, более развитые. Как будет подробно описано далее, эти более развитые страны создали и с успехом используют инновационные механизмы перманентного развития, и поэтому подлинная модернизация состоит не в том, чтобы догнать и воспроизвести определенный (сегодняшний) уровень организации образования в этих странах, а в том, чтобы освоить инновационные механизмы развития производства и общества в целом, включая систему образования.
Выделим основные проблемы в сфере образования, что нуждается в изменении (и тем самым в косвенной форме намечаются ориентиры модернизации):
Существующая организация образования в России ограничивает эффективность ее развития и не позволяет решить центральную задачу модернизации образования – обеспечить его современное качество, выстроить эффективную образовательную систему с действенной экономикой и управлением, которая бы отвечала запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества и государства.
Суть модернизации – в освоении механизмов развития: «Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования». Важнейшей целью модернизации управления отраслью должно стать создание системы постоянного обновления образования». Сегодня такими механизмами устойчивого развития и постоянного обновления выступают, прежде всего, инновационные способы развития производственных и общественных систем.
Приоритетные направления
1. Развитие современной системы
непрерывного
2. Повышение качества профессионального образования
2.1. Установление уровней высшего образования Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.
В настоящее время в России сложилась и действует система высшего образования, которая состоит из одноуровневой подготовки дипломированных специалистов по специальностям (срок обучения 5, 5,5 и 6 лет) и двухуровневой: с присвоением выпускнику степени «бакалавра» (срок обучения 4 года) и степени «магистра» (срок обучения 1-2 года) после получения степени бакалавра или квалификации специалиста. Существенным недостатком такой системы является то, что обучение в магистратуре рассматривается преимущественно лишь как возможность увеличения сроков подготовки по специальности, а бакалавриат рассматривается как формальный уровень образования при фактическом отсутствии выпуска специалистов на рынок труда. Однако в современных условиях для повышения качества высшего образования бакалавриат и магистратура должны стать самостоятельными уровнями образования, выделение каждого из которых имеет определенные цели и задачи17.
2.2. Реструктурирование системы
учреждений начального и
В целях обеспечения современного качества подготовки кадров в системе профессионального образования следует:
1. Создать условия для
2. Разграничить механизмы
3. Создать организационные и
правовые условия для
Также необходимо провести модернизацию системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей - практиков и мастеров производственного обучения.
2.3. Обеспечение инновационного
характера сферы образования.
В условиях развития экономики знаний
предстоит обеспечить условия для формирования
национальной инновационной системы,
в рамках которой должна быть осуществлена
интеграция образования, науки и экономики.
Необходимо создавать механизмы преодоления
постоянного отставания системы образования
от тех знаний и технологий, на которых
строится современное общество. С целью
повышения качества образования необходима
реализация образовательной политики,
предполагающей дифференциацию системы
высшего образования. Это позволит сконцентрировать
ресурсы в вузах, обеспечивающих объективно
более высокий уровень подготовки кадров.
Подобная дифференциация предполагает выделение следующих категорий вузов:
- общенациональные университеты,
являющиеся крупными
- системообразующие вузы, обеспечивающие
кадровую стабильность
- сеть учреждений высшего
Введение указанных категорий вузов, включая разработку критериев и процедур их отбора, должно осуществляться с широким привлечением научно-образовательного и общественно-профессионального сообществ.
3. Обеспечение доступности качест
Исходя из проблемы выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, целесообразно апробировать следующую структуру общего образования:
Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере образования