Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:46, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ особенностей современной политики российского государства в контексте модернизации системы образования. Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
– выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
– сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
– проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты.
Введение 3
Глава 1. Cущность, структура и социальное предназначение государственной образовательной политики 5
1.1. Институт образования: структура и социальные функции 5
1.2. Принципы государственной политики в области образования 9
Глава 2. Современные направления государственной политики в сфере образования 13
2.1. Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения 13
2.2. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества 21
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственной политики в сфере образования 28
Заключение 36
Список используемой литературы 38
1. «Предшкольное образование» (1 год).
2. Начальная школа (4 года).
3. Основная школа (5 лет).
4. Профильная школа, лицей,
В течение всего периода
4. Повышение инвестиционной
1. Создать путем увеличения
2. Повысить качество кадрового корпуса системы образования. Следует разработать и ввести в действие эффективные механизмы отраслевой системы оплаты труда педагогических работников. Важным элементом роста качества кадрового корпуса должна стать модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Необходимо создать условия для развития менеджерского слоя в системе образования, повысить квалификацию и переподготовить действующий управленческий персонал среднего звена.
3. Создать условия для развития общественных институтов участия в управлении образованием. Распространение практики деятельности попечительских, наблюдательных и управляющих советов позволит повысить контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, что, в свою очередь, будет способствовать снижению инвестиционных рисков при инвестировании в образовательную сферу. Необходимо отработать перечень полномочий деятельности институтов общественного участия в управлении образованием.
4. Обеспечить большую
Кроме указанных выше механизмов, значительную роль в развитии системы образования играет решение следующих задач.
1. Дальнейшая информатизация
2. Оснащение современным научным
оборудованием высших учебных
заведений через центры
3. Развитие косвенных финансово-
4. Создание институциональных
5. Создание современной системы
мониторинга и статистики
6. Развитие современных форм ученического, студенческого самоуправления как особой формы инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности учащихся и студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности учащейся молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.
7. Особую роль при решении
вопросов развития
8. Создание отраслевой
Реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
Трудно спорить с тем утверждением, что в российском образовании многое надо менять. Однако делать это следует не только в содержательной, но и в организационной части. И приступать к работе в каждом конкретном случае следует не спонтанно, а обдуманно и планомерно.
Скажем, в условиях мирового экономического кризиса остро встала проблема финансирования отечественного образования. Хотя, следует признать, даже одномоментное реальное увеличение данного финансирования в несколько раз не способно значительно поднять престиж профессии до прежнего, советского уровня.
Не произойдет и резкого притока в педагогику молодежи. Здесь необходим комплексный подход к решению вопроса, от хорошей зарплаты до обеспечения жильем и достойной пенсией.
Реформы российской школы будут бессмысленны, если не окажутся направлены на достижение определенных целей. К примеру, на реализацию конституционного права граждан на качественное образование (независимо от места проживания), гарантированность общедоступного и бесплатного школьного образования, кардинальное улучшение финансирования сферы и т.д. В противном случае реформирование нецелесообразно.
В целом, по результатам проведенного исследования, сделаны следующие выводы:
– в Российской Федерации создана отвечающая требованиям современности нормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии, закрепленные Конституцией РФ;
– принципы государственной политики в области образования (в том числе регламентируемые федеральной программой развития образования) являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;
– необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями последней реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процесса образования;
– реформирование образования обрело статус государственной политики, поскольку государство декларирует, что будущее страны определяет уровень образования, существующий в ней.
В основу государственной политики
развития системы высшего образования
в России должны быть положены следующие
основания: разработка эффективных
механизмов включения российских вузов
в мировую образовательную среду (заключение
договоров об академических обменах, субсидирование
академической мобильности); повышение
качества и уровня жизни всех участников
образовательного процесса в российских
вузах; недостаточный уровень квалификации
профессорско-
Проанализировав специфику государственного управления модернизацией системы образования, можно сказать:
1) формируется новая структура
высшей школы (создаются вузы
нового образца: федеральные и
научно-исследовательские
2) усилилась конкурентная
3) используются новые подходы
к диверсификации
4) стимулируется процесс
5) возвращается международное
6) растет уровень оплаты труда
профессорско-
7) повышаются расходы на финансирование высшей школы.
18. Чукавина Е.С. Механизмы обеспечения политического лидерства женщин в современной России и Германии: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2011. С. 12, 21.ской на 18%. Цена на нефть и нефтепродукты также эквивалентна показателям США
1 Солдаткин В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты: автореф. дис. … д-ра полит. наук. М., 2011. С. 28.
2 Материалы круглого стола «Проблемы и перспективы развития электронного образования в России» (Стенограмма). М., 2004. С. 4.
3 Петров Т.Р. Образовательная политика США: гендерный аспект //Научные труды международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы и тенденции развития науки». Выпуск 2. – Смоленск: ООО «Маджента», 2009. – С. 106-112.
4 Арбузян Н.Н. Герменевтика современной образовательной политики //Власть. – 2009. – № 1. – С. 101-104.
5 Наумов Н.И. Образовательная политика России в современных условиях //Хозяйственные системы в современном мире. Организационно-управленческие и институциональные аспекты. Монография /под ред. Т.М. Степанян – Москва: МАКС ПРЕСС, 2009. – С. 298-304.
6 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – СПб., 2003.
7 Закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.).
8 Моисеенко П.П. Образовательная политика в России: гендерный аспект //Спорт. Олимпизм. Гуманизм: межвузовский сб. научн. тр. /под ред. Г.Н. Греца, К.Н. Ефременкова, А.И. Павлова и др. – Смоленск: СГАФКСТ, СОА, 2009. – Вып. 8. – С. 48-51.
9 Национальный проект «Образование»
10 Национальный проект «Образование»
11 Кузьминов Я.И. Сфера образования // Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2007, 1 октября. С. 24.
12 Денисенкова Н.Н. Приоритетные направления государственной политики в сфере высшего образования США //Вестник РУДН: Серия «Политология».– 2009. – № 3. – С. 45-49.
13 Смакотин А.С., Сорвиров Б.В., Четвериков В.М. Образовательные инновации в зарубежных странах и опыт России. М.: Интеграция, 2012. С. 23-38
14 18. Чукавина Е.С. Механизмы обеспечения политического лидерства женщин в современной России и Германии: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2011. С. 12, 21.
15 Никоненко Т.Р. Нужна ли России образовательная политика? //Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета: материалы 8 Международной научно-практической конференции /под ред. А.Г. Егорова, В.А. Сонина, Т.В. Богданова и др. – Смоленск: СмолГУ, 2012. – Ч. 1. – С. 124-129.
16 Кузьминов Я.И. Сфера образования // Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2007, 1 октября. С. 24
17 Наумов Н.И. Образовательная политика России в современных условиях //Хозяйственные системы в современном мире. Организационно-управленческие и институциональные аспекты. Монография /под ред. Т.М. Степанян – Москва: МАКС ПРЕСС, 2009. – С. 298-304.
Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере образования