Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:04, реферат
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Общая характеристика власти
1.2 Виды власти
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
2.1 Особенности государственной власти
2.2 Компоненты государственной власти
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Система государственных органов Российской Федерации
3.2 Президентская власть
3.3 Органы законодательной власти
3.4 Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти
3.5 Органы судебной власти в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Общая характеристика власти
1.2 Виды власти
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
2.1 Особенности государственной власти
2.2 Компоненты государственной власти
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Система государственных органов Российской Федерации
3.2 Президентская власть
3.3 Органы законодательной власти
3.4 Правительство Российской
Федерации — высший
3.5 Органы судебной власти в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чиркин).
Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть".
Согласно одной точке
зрения, государственная власть —
более узкая категория, чем политическая
власть, ибо последняя осуществляется
не только государством, но и другими
звеньями политической системы общества:
органами местного самоуправления, партиями,
политическими движениями, общественными
организациями и т.п. Так, согласно
ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного
самоуправления не входят в государственный
аппарат, хотя и осуществляют власть.
Вместе с тем если государственная
власть выступает от имени всего
общества, то политическая — как
правило, от какой-либо его части
или социальной группы, являющейся
субъектом политического
В соответствии с другой точкой зрения понятие "политическая власть" тождественно понятию "государственная власть", так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
• она распространяется на все общество;
• носит публично-политический характер;
• опирается на государственное принуждение;
• осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
• действует система налогов;
• население делится по территориальному признаку;
• ей присущи легитимность, легальность и т.п.
Цель работы – рассмотреть понятие государственной власти и ее основных органов.
1. ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Общая характеристика власти
Одним из главных признаков государства является наличие публичной политической власти. Говоря о проблеме политической власти, необходимо прежде всего рассмотреть, что такое власть вообще.
Во-первых, власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество — сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово организованном. Следовательно, власть — явление социальное.
Во-вторых, власть всегда существует
и функционирует в рамках общес
Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения.Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роливластвующего, а другой — подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения.
В-третьих, власть воплощается (
В-четвертых, воля властвующего
требует оформления в виде императивных указаний(социальных
норм). Они обязательное условие и средство
функционирования власти. Таким образом,
социальная власть выступает регулятором обществе
В-пятых, власть — это интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.
Некоторые авторы среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физическая, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т. д. Что касается принуждения, то оно не связано непременно с насилием, оно может носить косвенный характер, но в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то налицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение.
Применение того или иного метода зависит от конкретных исторических условий реализации власти, ее характера и структуры.
В научной литературе нет единого понимания власти, что объясняется сложностью данного явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений власти в зависимости от подхода к ее источникам.
Наиболее древний подход
объясняет власть как явление теологическое. Отс
Сторонники антропологического
Антропологический подход близок
к психологической интерпретаци
Бихевиоризм, т.е. поведенческий подход, рассматр
Системная трактовка исходит из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей.
Существует и структурно-
Теория конкурентных интересов основывается на том, что люди не думают об интересах других людей и в конкурентной борьбе не равны. Это мешает согласию, для достижения которого и требуется власть.
Можно назвать и гносеологический асп
Ни одна из перечисленных трактовок власти не может быть признана универсальной. Чаще всего власть определяют как способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
1.2 Виды власти
Власть имеет различные виды, например власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, общественных объединений, родительская, церковная и т. д.
Существуют различные классификации власти. Так, с точки зрения социального уровняразличают власть: а) в масштабе всего общества; б) внутри коллектива (организации); в) в отношениях между индивидами.
Согласно одной из классификаций,
власть можно подразделить на политическую инеполитическу
Известный социолог М. Вебер (1864 — 1920) различал власть:
а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;
б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность;
в) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед.
Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например политические секты, мафиозные группы.
Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная — это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность - ее нравственную оценку. Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Легитимная власть воспринимается
населением как правомерная и
справедливая. И напротив, если правящая
группа не пользуется общественным доверием
и вынуждена постоянно
Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.
Легитимность и легальность
(законность) власти — не совпадающие
понятия. Если легальность означает
юридическое обоснование
Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:
• рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;
• идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;
• традиционный, когда власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;
• харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.
Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в "чистом виде". В конкретно-исторических условиях каждой страны они переплетаются при доминировании одного из них.
О степени легитимности государственной
власти можно судить по уровню принуждения
(насилия), необходимого для проведения
той или иной политики в обществе,
по количественному и
Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
2.1 Особенности государственной власти
Государственная власть — разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками. Вместе с тем государственная власть имеет свои особенности. Эта власть:
во-первых, реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;
во-вторых, публична. Под публичностью в широком смысле понимается общественный характер государственной власти. В этом смысле всякая власть публична, поскольку функционирует в обществе. В теории государства и права в понятие публичности вкладывается еще и тот смысл, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает с ним;