Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Общая характеристика власти
1.2 Виды власти
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
2.1 Особенности государственной власти
2.2 Компоненты государственной власти
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Система государственных органов Российской Федерации
3.2 Президентская власть
3.3 Органы законодательной власти
3.4 Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти
3.5 Органы судебной власти в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

политолог2.docx

— 48.48 Кб (Скачать файл)

Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии с этим и  система органов Российской Федерации  состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает  наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и  судебной власти.

Каждый из этих видов органов  представляет собой фактически подсистему единой системы государственных  органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может быть по различным  признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

 

3.2 Президентская власть

В ст. 80 Конституции РФ определена основная сущностная характеристика статуса Президента РФ: он является главой государства.

Президент занимает особое место  в системе органов государственной  власти. Он не входит напрямую, непосредственно  ни в одну из трех ее ветвей.

Однако данное положение  не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую  над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней  полномочия, функционирует во взаимодействии с другими и обеспечена определенными  рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции  заложена необходимая система "сдержек  и противовесов", способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции заложена система  гарантий, препятствующих превращению  Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограничении периода полномочий Президента коротким четырехлетним сроком, порядком всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Невключение Конституцией РФ напрямую Президента в исполнительную власть не нарушает закрепленного в  ст. 10 Конституции принципа осуществления  государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента.

Кроме того, традиционно в  системе органов государственной  власти любого государства должно быть лицо, персонифицированно представляющее государство в отношениях с другими  государствами. В мировой практике таким лицом в большинстве  стран является президент. Поскольку Президент РФ не входит напрямую ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную власть, встает вопрос о том, как именовать государственную власть, осуществляемую Президентом, и не нарушает ли эта власть традиционной системы трех ветвей власти. Представляется, что нельзя абсолютизировать концепцию разделения власти на три ветви и полагать, что, кроме этих органов власти, нет и не может быть других носителей власти. Есть и местная власть, которая также является публичной властью. Есть и президентская власть.

Статус Президента РФ как  главы государства проявляется  во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. Однако в  обобщенной форме функции главы  государства сформулированы в ст. 80 Конституции, установившей его дефиницию  как главы государства: Президент  является гарантом Конституции, прав и  свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно. Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности  эффективно реализовать эту функцию. Среди них — право вето, право  законодательной инициативы, обращения  с запросом в Конституционный  Суд РФ, роспуска Государственной  Думы, отставки Правительства и многие др.

К важнейшим основам конституционного строя относятся суверенитет  Российской Федерации, ее независимость  и государственная целостность. На главу государства возлагается  принятие мер по охране этих основ  жизнедеятельности государства. Признание  этих свойств государства является основополагающим для Президента в  осуществлении его полномочий в  сфере международных отношений, равно как и в аспектах внутренних ситуаций, могущих представлять угрозу для суверенитета и целостности  государства. Президент, в частности, уполномочен вводить военное  или чрезвычайное положение; как  Верховный Главнокомандующий Президент  несет ответственность за надлежащий уровень боеспособности страны, за состояние Вооруженных Сил РФ, их способность обеспечить охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

К функциям Президента относится  обеспечение целостности государства  не только по причинам внешнего, но и  внутреннего порядка.

Он несет ответственность  за надлежащий уровень регулирования  отношений между Российской Федерацией в целом и ее субъектами, которые  исключали бы нарушение единства государства, препятствовали проявлению сепаратистских устремлений.

Одним из принципов федеративного  устройства Российской Федерации является единство системы государственной  власти (ст. 5 Конституции). Наличие сложной  системы органов государственной  власти — федеральных, региональных, законодательных и исполнительных при действии принципа разделения властей  обусловливает необходимость обеспечивать согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти. Такого рода функция и возложена  на Президента.

Президент как глава государства  определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Как глава государства  Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Представительство государства  в лице Президента в международном  плане проявляется во всех сферах, где требуется уровень отношений  в лице глав государств (подписание договоров, ведение переговоров, встречи  глав государств и т. д.).

Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким  кругом полномочий, необходимых для  реализации его функций как главы  государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной  деятельности, и Президент в конечном счете ответствен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

Все полномочия Президента РФ основаны на Конституции, должны осуществляться в рамках Конституции и федеральных  законов, не могут выходить за их пределы.

Полномочия Президента РФ в соответствии с Конституцией и  федеральным законодательством  и иными нормативными правовыми  актами можно обобщить по следующим  сферам. Полномочия, связанные:

1) с формированием и  участием в деятельности федеральных  органов государственной власти;

2) с обеспечением осуществления  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории  Российской Федерации;

3) с руководством внешней  политикой;

4) с руководством в военной  сфере;

5) с иными, возложенными  Конституцией на Президента функциями.

Каждая из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются  им как непосредственно, так и  в тесном взаимодействии с другими  федеральными органами государственной власти и различными методами: в правовых формах посредством издания указов и распоряжений; определения приоритетных направлений деятельности всех государственных структур; разработки федеральных программ; проведения различного рода организационных мероприятий; встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий, иных общественных объединений и др.

 

3.3 Органы законодательной власти  

 

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной  власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих  актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной  власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Согласно Конституции  РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентомРоссийской Федерации.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание — представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное  Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон  Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен  парламентом, а сам парламент  обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным  органом, Федеральное Собрание исполняет  и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством  федерального бюджета, принимаемого Государственной  Думой, а также использования  права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом РФ в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции  Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации  и Государственной Думы. Государственная  Дума представляет все население  Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации  призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации —  государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам  Федерации, а государству в целом, т. е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся  к их ведению, в соответствии с  Конституцией. Она устанавливает  в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей  иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает  совершенно различную компетенцию  для каждой из палат, обеспечивая  тем самым систему "сдержек  и противовесов" в деятельности Федерального Собрания. В этой системе  Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению  к Государственной Думе, призванного  предотвратить возможность установления в Российской Федерации "тирании  большинства", завоеванного на выборах  в Государственную Думу теми или  иными политическими силами. 

 

3.4 Правительство Российской Федерации  — высший исполнительный орган  государственной власти

Согласно Конституции  РФ (ст. 110) исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной  власти Российской Федерации, возглавляющим  единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение  раскрывает юридическую природу  Правительства, отражает его место  в системе органов государственной  власти Российской Федерации и характеризует  его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство  осуществляет государственное управление.

Положение Правительства  как высшего исполнительного  органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными  в Конституции РФ и в Федеральном  конституционном законе от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Информация о работе Государственная власть