Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:04, реферат
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Общая характеристика власти
1.2 Виды власти
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
2.1 Особенности государственной власти
2.2 Компоненты государственной власти
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Система государственных органов Российской Федерации
3.2 Президентская власть
3.3 Органы законодательной власти
3.4 Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти
3.5 Органы судебной власти в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
в-третьих, суверенна, обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Она полновластна и самостоятельна. Но в условиях демократии государственному суверенитету предшествует суверенитет народа. Народный суверенитетпервичен по отношению к государственному суверенитету. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать ли какие-либо договоры, соглашения и др.;
в-четвертых, универсальна, она распространяется на всю территорию страны и все ее население;
в-пятых, обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права.
При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов. Государственная же власть выражает интересы отдельных классов, социальных групп, слоев населения, которые занимают господствующее положение в обществе и в силу этого обладают и государственной властью.
2. Родовая власть не
знала особого аппарата
3. При первобытнообщинном
строе, где в целом не
4. Для содержания
5. При родовом строе
люди подразделяются по
Кроме того, появились понятия "подданство" или "гражданство".
Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должна проявлять определенное искусство управления, т.е. осуществлять политику.
2.2 Компоненты государственной власти
В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:
1) субъект власти;
2) объект власти;
3) содержание властной деятельности (властеотношение);
4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти;
5) ресурсы власти.
Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д. Субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.
Природа подчинения сложна и может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др.
Сила власти чаще всего основывается
на страхе перед угрозой санкций. Но этот
мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию
к постепенному ослаблению. Привычка повиноват
Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом — резко разграничены.
Содержание властеотношений — один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти. Властные отношения реализуются в целях осуществления определенных потребностей общества, решения возникающих перед ним задач.
Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотнощения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы — от достижения компромисса до принуждения.
Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них, ресурсы делятся наутилитарные, принудительные и нормативные.
К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные - это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.
Широко распространена классификация
ресурсов власти в соответствии с
важнейшими сферами жизнедеятельности
общества. По этим критериям выделяют экономическ
К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти.
Опираясь на экономические
ресурсы, государственная власть добивается
порядка, устойчивости в экономике,
охраняет различные формы собственности.
Кроме того, экономические ресурсы
позволяют государственной
Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия к себе у населения, ищет у него поддержки. Помимо того, государственная власть способна распределять население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий и др.
Культурно-информационные ресур
Среди ресурсов государственной
власти особое место занимает идеология.Госуд
Силовые ресурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его.
Если государственная
власть располагает всеми
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Система государственных
Органы государства — это один из каналов, через который народ согласно Конституции РФ (ст. 3) осуществляет свою власть.
Являясь гражданами или коллективами
граждан, организованными государством
для осуществления его
1.Каждый государственный
орган наделен государственно-
Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке.Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции).
3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке.Например, согласно Конституции РФ (ст. 114), порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, иных федеральных судов (ст. 128).
5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. 15 Конституции РФ (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.
Все это дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, — уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке. Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.
В своей совокупности органы государственной власти Российской Федерации образуютединую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.
Единство системы
Единство системы
Единство системы