Государство как основной институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Государство организует и формализует мир политического. Оно является носителем политической власти, которая приведена в институционализированную форму и в этом качестве играет определяющую роль в реализации отношений власти. Государство представляет собой базисную структуру правления и порядка в обществе. Это институт, призванный коллективно ограничивать индивидуальные интересы и страсти и тем самым обеспечивать контролируемую и упорядоченную свободу перед лицом возможного злоупотребления силой, хаоса и беспорядков. Оно тесно связано с такими вещами, как механизмы, структуры, учреждения, юрисдикция, власть и властные отношения, права, комплекс систематизированных отношений и т. д.

Содержание работы

Введение.
Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.
Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.
Один из средневековых философов заметил,что государство - это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допускать несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

кр политология.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

  └─────────┬──────────┘     └───────┬─────────┘     └─────────┬───────┘

            │                        │                          │

      ┌─────┴─────┐             ┌────┴─────┐              ┌─────┴─────┐

┌─────┴────┐ ┌────┴────┐   ┌────┴───┐ ┌────┴─────┐   ┌────┴────┐ ┌────┴────┐

│постоянные│ │временные│   │основные│ │неосновные│   │внутрение│ │ внешние │

└──────────┘ └─────────┘   └────────┘ └──────────┘   └─────────┘ └─────────┘

 

 

 Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

 Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т. д.(10)  Изобразим их на схеме 2.

 

 

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                         ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ                         │

│                    ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА:                   ├────┐

│                       ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ                      │    │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘    │

                                                                       │

                                                                       │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐    │

│             Теологическая - Бог создал государство              ├────┤

│             (Фома Аквинский, Маритен, Мерсье и др.)             │    │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘    │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐    │

│     Патриархальная - государство как продукт развития семьи     ├────┤

│            (Аристотель, Фильмер, Михайловский и  др.)            │    │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘    │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐    │

│   Договорная - государство  как продукт соглашения между  людьми  ├────┤

│                  (Гоббс, Руссо, Радищев и др.)                  │    │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘    │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐    │

│        Теория насилия - государство возникло в  результате       ├────┤

│военно-политических факторов (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.) │    │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘    │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐    │

│Органическая теория - государство  как специфическая разновидность├────┤

│      биологического организма (Спенсер, Вормс, Прейс и  др.)     │    │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘    │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐    │

│       Материалистическая теория - государство как продукт       ├────┤

│ социально-экономического развития (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) │    │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘    │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐    │

│Психологическая теория - государство  возникло в силу особенностей├────┘

│      человеческой психики (Петражицкий, Фрейд, Тард и др.)      │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

 

 

В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и  становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Как бы ни был длителен процесс  формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них (10).

 

 

3. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.

 

Форма государственного правления - это  элемент формы государства, характеризующий  организацию верховной государственной  власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношения с населением, схема 3.

 

               ┌─────────────────────────────────┐

               │     ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО      │

               │            ПРАВЛЕНИЯ            │

               └────────────────┬────────────────┘

                                │

            ┌───────────────────┴──────────────────┐

            │                                      │

   ┌────────┴────────┐                   ┌─────────┴────────┐

   │     Монархии    │                   │    Республики    │

   └────────┬────────┘                   └─────────┬────────┘

            │                                      │

     ┌──────┴──────┐                 ┌─────────────┼────────────┐

┌────┴─────┐ ┌─────┴──────┐     ┌────┴──────┐ ┌────┴────┐  ┌─────┴─────┐

│абсолютная│ │ограниченная│     │президент- │ │смешанная│ │парламент- │

│          │ │ (конститу- │     │   ская    │ │         │ │    ская   │

└──────────┘ │  ционная)  │     └───────────┘  └─────────┘ └───────────┘

             └────────────┘

 

Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Признаки монархии:

1) власть  передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не  зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства  является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Хотя  ряд современных государств с  монархической формой правления  приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и  др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме  она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства  является выборным и сменяемым, а  его власть считается производной  от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность  власти;

2) ограниченность  срока полномочий власти;

3) зависимость  от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует  правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент(9).

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства(5).

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед  парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия(10).

Информация о работе Государство как основной институт политической системы