Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Государство это важный, объединяющий общество политический институт, которое осуществляет политическую власть в обществе. Государство сосредотачивает, высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство — это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Содержание работы

Введение
1.Понятие, теории происхождения государства.
2.Структура, признаки, функции.
3.Формы правления и устройств.
Заключение

Файлы: 1 файл

Гос-во в политической системе об-ва.docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 14. Государство в  политической системе общества.

Введение

  1. Понятие, теории происхождения государства.
  2. Структура, признаки, функции.
  3. Формы правления и устройств.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

Государство это важный, объединяющий общество политический институт, которое осуществляет  политическую власть в обществе. Государство сосредотачивает, высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство — это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития. Государство – продукт общественного развития. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Государство возникло на определенной ступени зрелости человеческого общества как следствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей  Государство становится его основной управляющей системой общества.

Государственно-организованное общество приобрело новые уникальные возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

 Государство – исторически  развивающееся явление. С поступательным  развитием общества изменяется  и государство, его цели и  задачи, управляющие структуры и  функции. Изменяется также взгляд  на причины возникновения государства.  В различные исторические периоды  научная мысль пыталась дать  свои ответы на эти вопросы,  используя в основном те объективные  факторы, которые имели место  в данный период и отражали  особенности того или иного  конкретного государства. Нет  единого ответа на вопрос о  происхождении государства и  в настоящее время. Разные ученые  выдвигают различные теории.

Идея государства происходит из самой глубины человеческого  сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто  независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод. Основной причиной возникновения государства  у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. В государстве народ имеет возможность объединить свои силы,  дисциплинировать их  направить на достижение экономических, политических и социальных целей.

  Создавая государство,  люди вместо подчинения стихийным  силам подчиняются верховной власти, которую сами сознательно создали. Таким образом, они выходят их состояния слепого подчинения внешним обстоятельствам и приобретают независимость, первое условие действительной свободы. Государство как сознательная сила в конечном итоге возьмет верх над силами внешними, бессознательными. Торжество государственности, поэтому в сознательном человеческом обществе всегда неизбежно.

  Термин «государство» обычно употребляют в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. В узком смысле – это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.

Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения источников возникновения  данного института, его отличительных  черт, социального назначения и перспектив будущего развития. Долгое время государство  практически отождествлялось с  обществом, его социальной организацией. И только в XVI в., благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые  использовался термин stato (от лат.( В  работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как  политическое состояние общества: отношение  властвующих и подвластных, наличие  соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.)1

status — положение) для  обозначения особой, отличной от  общества структуры власти, появился  и термин «государство».

Проблема возникновения  государства остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства. Однако современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет в определенной мере систематизировать различные взгляды о происхождении государства, выделить основные признаки, отличающие его от других организаций и социальных учреждений классового общества, а так же классифицировать исторические типы и формы государства.

Цель данной работы состоит в исследовании вопросов, включающих основные понятия о государстве, рассмотреть структуру, признаки, функции государства, а также формы правления и устройств.

 

        1. Понятие, теории происхождения государства.

  Политическая власть  в обществе осуществляется посредством  государства. В качестве центрального  института политической системы  государство обладает сложной  внутренней структурой и выполняет  разнообразные функции. Государство  характеризуется:

  • типом  формой  правления,
  • территориальной организацией
  • политическим режимом

 Рассмотрим теории возникновения государства:

патриархальная теория, олигархическая теория, договорная теория, социально – экономическая теория, теория насилия, теократическая теория, дуалистическая теория, психологическая теория, юридическая теория, или правовая, органическая теория.

 

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

Основоположником патриархальной теории является Аристотель.     Патриархальная теория рассматривает государство как большую семью, созданную на основе добровольного слияния малых семей под покровительство отеческой власти. Древнегреческий философ Аристотель  указывал на то, что происхождение государства произошло естественным путем из общности семей, и сознательных граждан. Патриархальная теория обосновывает тот факт, что люди — существа коллективные, и стремятся к взаимному общению, которое и приводит к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так  как структура современной государственности  возникла не сразу, а развивалась  от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Но это упрощенное понятие и не может объяснить разнообразную суть государства.

 

ОЛИГАРХИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

Олигархическая теория или  теория политических элит и согласно ей, в любом человеческом обществе племени, общественном объединении, обществе той или иной страны существует определенная иерархия разделение по рангам людей и их групп, первоначально возникающая из естественного неравенства людей, их неодинаковой физической силы, способностей и так далее. В результате выделяется элита верхушка общества, олигархия, которая становится во главе общества. Олигархи берут на себя функции всего общества, появляется политическая власть и рождается государство. Возникновение государства по олигархическому пути сводятся к трем способам:

  • военный,
  • аристократический
  • плутократический

Первый связан с войной и захватом добычи, в результате чего в коллективе обществе происходит перераспределение общественного продукта, а среди военачальников складывается правовая элита, верхушка, которая опирается прежде всего на вооруженные силы, свои дружины, живущие за счет войны например, возникновение государства у монголов.

Аристократический способ аристократия по-древнегречески власть лучших, знатных  предполагает особое положение знатных  родов, предки которых составляли элиту  племен в связи с их природными и иными данными военным искусством, храбростью, умом, преданностью и т. д потомки наследуют особое положение.

Плутократический путь возникновения  государства плутократия от древнегреческого власть богатства, как считают, использовалась гораздо реже первых двух и в основном в островных или приморских районах  востока.

ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ.

По этой теории государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Данных концепции имеют глубокое демократическое содержание, обосновывают естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические). Обоснователями этой теории были: Гуго Гроция - голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт(10.04.1583-26.08.1645); Жан-Жака Руссо- французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии и др.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ

Особый подход к пониманию  природы государства и права  предложил марксизм. Согласно марксисткому учению, политические и правовые отношения  являются производными от экономических, в том числе отношений собственности. Это материалистическая теория. Она объясняет причины распада родового общества возникновением моногамной семьи, большими общественными разделениями труда, переходом от родовой (коллективной) собственности к частной собственности, а также возникновением противоположных антагонистических классов. С возникновением антагонистических классов и социальных групп родовое общество (Совет старейшин) уже не могли регулировать отношения между этими классами и социальными группами. В связи с этим необходимая была новая организация власти - государственная власть и ее аппарат, чиновники, для которых управление и принуждение были основной деятельностью или единой. Возникновение каждого конкретного государства имеет свои особенности и общие закономерности: возникновения моногамной семьи, частной собственности и противоположных антагонистических классов.

Наиболее полное изложение  основ данной теории содержится в  работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и  государства» и В. И. Ленина «Государство и революция» .

По Энгельсу, государство  существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства  и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая  с необходимостью была связана с  расколом общества на классы, государство  стало в силу этого раскола  необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми  экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело  к коллапсу общества, необходима стоящая  над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его  в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним  и все более и более отчуждающая  себя от него, и есть государство.

Государство отличается от родоплеменной организации разделением  подданных по территориальным делениям. Поскольку основой существования  родовых объединений была связь  членов рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности  населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало  выполнять свою функцию. Гражданам  предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности  там, где они поселялись, безотносительно  к роду и племени.

Второй отличительной  чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает  непосредственно с населением и  призвана держать в повиновении  всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве  и состоит не только из вооруженных  людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые не были известны родовому обществу.

 

Публичная власть усиливается  по мере того, как обостряются классовые  противоречия внутри государства, и  по мере того, как соприкасающиеся  между собой государства становятся больше и населеннее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги. С развитием  цивилизации становится недостаточно и налогов: государство делает займы, государственные долги.

Обладая публичной властью  и правом взыскания налогов, чиновники  становятся, как органы общества, над  обществом, что обеспечивается авторитетом  законов, дающих им неприкосновенность.

Поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то оно  по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который  при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким  образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Информация о работе Государство в политической системе общества