Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Государство это важный, объединяющий общество политический институт, которое осуществляет политическую власть в обществе. Государство сосредотачивает, высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство — это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Содержание работы

Введение
1.Понятие, теории происхождения государства.
2.Структура, признаки, функции.
3.Формы правления и устройств.
Заключение

Файлы: 1 файл

Гос-во в политической системе об-ва.docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

Она направлена на обеспечение  правопорядка и установление правовых норм, регулирующих общественные отношения  и поведение граждан, охрана прав и свобод человека.

  • Защита существующего общественного строя от внутренних деструктивных сил.

 

К внешним  функциям государства относятся следующие:

  • Защита страны от внешней агрессии.

Это функция обеспечения  национальной безопасности, что означает поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности , суверенитета государства.

  • Защита государственных интересов на международной арене посредством дипломатической деятельности.

Это функция поддержания  мирового порядка , что предполагает участие в развитии системы международных  отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

  • Развитие сотрудничества с другими странами мира в целях обеспечения благоприятных условий для развития национальной экономики и для интеграции в мировую экономику.

Функция взаимовыгодного  сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими  государствами.

Для осуществления этих функций  созданы специальные государственные  органы, в совокупности образующие структуру государства.

В структуру государства входят:

1. Органы государственной власти – законодательной и исполнительной. Часто говорят о триаде властей: законодательной, исполнительной и судебной. Однако в строгом, формально-юридическом смысле судебная власть (в лице министерства юстиции) входит в структуру исполнительной власти. Выделение судебной власти из структуры исполнительной обусловлено тем значением, которое придается в либерально-демократической традиции судебной власти: она рассматривается как один из важнейших механизмов обеспечения контроля со стороны общества над государством.

2. Органы охраны правопорядка и органы правосудия. Сюда относятся милиция, внутренние войска, суд, прокуратура.

3. Органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность страны. Сегодня в нашей стране это ФСБ – Федеральная служба безопасности.

4. Органы, обеспечивающие внешнюю безопасность страны (армия, управление внешней разведки, таможенная служба, федеральная пограничная служба).

Второй, третий и четвертый  элементы приведенной структуры  государства представляют так называемые силовые ведомства и министерства. Все они входят в структуру исполнительной власти, в силу их особой значимости для выполнения основных функций государства.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА2

 

- общие признаки и  отличительные черты государства,  характеризующие его как специфическую  организацию общества. К ним относятся: 

1) территория. Государство  представляет собой единую территориальную  организацию политической власти  в масштабе всей страны. Государственная  власть распространяется на все  население в пределах определенной  территории, что влечет за собой  административно-территориальное деление  государства. Эти территориальные  единицы называются в разных  странах по-разному: районы, области,  края, округа, провинции, дистрикты,  муниципии, графства, губернии и  т.д. Осуществление власти по  территориальному принципу ведет  к установлению его пространственных  пределов - государственной границы,  которая отделяет одно государство  от другого; 

2) население. Этот признак  характеризует принадлежность людей  к данному обществу и государству,  состав, гражданство, порядок его  приобретения и утраты и т.д.  Именно "через население" в  рамках государства происходит  объединение людей и они выступают  в качестве целостного организма-  общества;

3) публичная власть. Государство  - особая организация политической  власти, которая располагает специальным  аппаратом (механизмом) управления  обществом для обеспечения его  нормальной жизнедеятельности. Первичной  ячейкой этого аппарата является  государственный орган. Наряду  с аппаратом власти и управления  государство имеет особый аппарат  принуждения, состоящий из армии,  полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных  учреждений (тюрем, лагерей, каторги  и т.п.). Через систему своих  органов и учреждений государство  непосредственно осуществляет руководство  обществом, защищает неприкосновенность  своих границ. К важнейшим государственным  органам, которые в той или  иной мере были присущи всем  историческим типам и разновидностям  государства, относятся законодательные,  исполнительные и судебные. На  различных этапах общественного  развития органы государства  изменяются структурно и решают  различные по своему конкретному  содержание задачи;

4) суверенитет. Государство  представляет собой суверенную  организацию власти. Государственный  суверенитет - это такое свойство  государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:

а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население  и общественные организации данной страны;

б) прерогативе - возможности  отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти:

в) наличии специальных  средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая  другая общественная организация. При  известных условиях суверенитет  государства совпадает с суверенитетом  народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление  политики своего государства, состав его  органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие  государственного суверенитета тесно  связано с понятием национального  суверенитета. Национальный суверенитет  означает право наций на самоопределение  вплоть до отделения и образования  самостоятельных государств. Суверенитет  может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в  силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет  место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении  в федерацию;

5) издание правовых норм. Государство организует общественную  жизнь на правовых началах.  Без права, законодательства государство  не в состоянии эффективно  руководить обществом, обеспечивать  безусловную реализацию принимаемых  им решений. Среди множества  политических организаций только  государство в лице своих компетентных  органов издает веления, которые  имеют обязательную силу для  всего населения страны в отличие  от иных норм общественной  жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются  мерами государственного принуждения  с помощью специальных органов  (судов, администрации и другие);

6) обязательные сборы  с граждан - налоги, подати, займы.  Государство устанавливает их  для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются  государством на содержание армии,  полиции и других принудительных  органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные  программы (образование, здравоохранение,  культура, спорт);

7) государственные символы.  Каждое государство имеет официальное  название, гимн, герб, флаг, памятные  даты, государственные праздники,  отличающиеся от таких же атрибутов  других государств. Государство  устанавливает правила официального  поведения, формы обращения людей  друг к другу, приветствия и  тому подобное.

 

  1. Формы правления и устройств.

Как обобщающее понятие «форма государства» имеет внутреннюю структуру.

Форма государственного правления  — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной  государственной власти, порядок  образования ее органов и их взаимоотношения  с населением. Верховной государственной властью являются глава государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

В зависимости от положения  главы государства формы правления  подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого — “единовластие”) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии:

— власть передается по наследству;

— осуществляется бессрочно;

— не зависит от воли населения.

Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической  форме она сохраняется и сегодня  почти в трети стран мира.

Республика (от латинского — “государственные, общественные дела”) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

— выборность власти;

— срочность;

— зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто  формирует правительство, кому оно  подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские  и смешанные. В президентских  республиках  именно президент выполняет  эту роль,

в парламентских— парламент,

в смешанных— совместно  президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и  одновременно является главой государства  и правительства. Он сам назначает  правительство и руководит его  деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум  недоверия правительству, а президент  — распустить парламент. Однако парламент  имеет возможность ограничивать действия президента и правительства  с помощью принимаемых законов  и через учреждение бюджета, а  в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным  органом и ответственно перед  ним. Парламент может путем голосования  выразить вотум доверия либо вотум  недоверия деятельности правительства  в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который  избирается либо парламентом, либо коллегией  выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов  государственной власти он занимает скромное место: его обязанности  обычно ограничиваются представительными  функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность  правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент  избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает  президент. Он назначает главу правительства  и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава  государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и  утверждает его решения. Парламент  имеет возможность контролировать правительство путем утверждения  ежегодного бюджета страны, а также  посредством права вынесения  правительству вотума недоверия.

Президентские республики -США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и другие.

Парламентские -Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и другие.

Смешанные- Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия .

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру  государства, способ его политического  и территориального деления, обусловливающий  определенные взаимоотношения органов  всего государства с органами его составных частей.

 

С помощью данного понятия  государственное устройство характеризуется  с точки зрения распределения  власти в центре и на местах.

Формы государственного устройства:

  1. унитарная (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания  и т.п., и децентрализованными  — Испания, Франция и другие, в  которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);

    2. федеративная (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов);

Информация о работе Государство в политической системе общества