Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Государство это важный, объединяющий общество политический институт, которое осуществляет политическую власть в обществе. Государство сосредотачивает, высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство — это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Содержание работы

Введение
1.Понятие, теории происхождения государства.
2.Структура, признаки, функции.
3.Формы правления и устройств.
Заключение

Файлы: 1 файл

Гос-во в политической системе об-ва.docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

Так, античное государство  было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство  — органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а представительное государство  эпохи Нового времени есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом.

В виде исключения встречаются  также периоды, когда борющиеся  классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность  по отношению к обоим классам. Такова, например, абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга.

Кроме того, в большинстве  известных в истории государств, предоставляемые гражданам права  соразмеряются с их имущественным  положением, и этим прямо заявляется, что государство — это организация  имущего класса для защиты его  от неимущего. В Афинах и Риме это  определялось делением граждан на имущественные  категории, в средневековом феодальном государстве степень политического  влияния определялась размерами  землевладения. В эпоху Нового времени  это находило выражение в избирательном  цензе при выборах в высшие государственные органы.

 

Высшая форма государства, демократическая республика официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство  пользуется своей властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого  подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.

Плюсы теории:

1) Материальные условия  общества играют в нем очень  большую роль;

2) Изменение форм трудовой  деятельности, ведение хозяйства,  собственности влияет на возникновение  государства;

3) При переходе от присваивающей  к производящей экономики идет  дифференциация людей по существенному  признаку;

4) Раскрываются признаки  государства.

Минусы:

1) На образование государства  влияет не только экономика,  но политические и социальные  факторы;

2) Недооценивается роль  государства в регулировании  экономических процессов;

3) Происхождение государства  в мире идет не по одной  схеме.

 

ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ

Основой происхождения государства полагает акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство.

Государство всегда являлось в результате насилия одного племени  над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным  чужим племенем более слабого  уже оседлого населения. Таким образом, сторонники теории насилия утверждали, что первобытные племена при  встречах между собой воевали  и победители превращались в господствующую часть общества, создавали государство, использовали государственную власть для насилия над покоренными  народами. Государство, по мнению представителей этой теории, возникало из силы, навязанной обществу извне. Классовое деление общества имело этническое, даже расовое, происхождение.

Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист  Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909) и известный «ревизионист марксизма» К.Каутский (1854-1938).

Плюсы данной теории - заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.

ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Одной из самых ранних теорий, объясняющих процесс возникновения  государства, была теократическая теория. Ее авторы — средневековые богословы Тертулиан (ок. 160 — после 220), Аврелий Августин (354—430), Фома Аквинский (1225—1274). Они рассматривали государство как божий промысел, смысл которого в установлении на земле порядка и гармонии, аналогичных тем, что существуют в «царстве божьем». Это оказывается возможным потому, что «вся власть от бога». Бог является творцом всего сущего на земле, в том числе, и государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу государства, по замыслу авторов теории, невозможно, а потому следует лишь верить и безропотно подчиняться носителям власти божьей, т. е. правителям.

Следует отметить, что во всех религиях отстаивается идея, что государственная власть от Бога.

Теократия была основой  правления всех развитых государств древности. Так, все древние фараоны  Египта были жрецами и провозглашали  себя богами или сыновьями богов, в древней Греции решения нередко  принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых  разъяснялись специальными толкователями  — жрецами или жрицами) и к  оракулам правящие круги посылали специальные  посольства (теории), а также на основе гаданий и прорицаний собственных  пророков.

Плюсы теории:

1) Государство появляется  с монорелигией;

2) Теория позволяет установить  в обществе порядок;

3) Отражает объективные  решения того времени, а именно- первые государства были теократические;

Минус - является ненаучной  так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение  государства.

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Видным представителем данной теории был профессор Гейдельбергского университета ГЕОРГ ЕЛЛИНЕК (1851-1911).

Еллинек  отрицал объективный  характер государства и видел  в нем  лишь феномен субъективного сознания. Сущность политических явлений ,их классовая природа по его мнению, непознаваемы. Как феномен субъективного сознания государство не представляется единым и принадлежит, с одной стороны , к сфере сущего, с другой –к  сфере должного. Отсюда два метода познания государства: социологический, или социальный ,и юридический.

   С помощью социологического  метода государство рассматривается в его эмпирическом  существовании: возникновении, развитии и взаимосвязи с другими  социальными явлениями. Еллинек понимает государство преимущественно как социально- психологическое явление. Первичными составными элементами  государства выступают находящиеся в плоскости индивидуальной психики  и индивидуального сознания волевые отношения властвования, или политические отношения. Их единство достигается телеологически, т.е. через принцип цели, общей множеству субъективных сознаний и  осуществляемой посредством государственной организации. Такое целевое единство Еллинек называл союзным. Посредством конкретизации принципа цели в историческом развитии государства Еллинек защищал  буржуазные идеологические установки, проповедовал надклассовый характер государства, отстаивал либеральный политический  режим, критиковал социализм как систему , якобы несовместимую со свободой человека.

  Юридический метод,  согласно взглядам Еллинека, означает  исследование государства в плоскости  долженствования, противопоставленного  эмпирическому его существованию. Задача такого подхода – представить государство и его элементы ( территорию , насилие, государственную власть, суверенитет, органы государства, его функции и формы ) в чисто юридических связях.    В отличие от реакционных немецких государствоведов, проповедавших культ насилия, политику « железа и крови», Еллинек защищал принципы буржуазного либерализма и с этой целью выдвинул  концепцию самоограничения, связанности государства , созданным им внутригосударственным правом и определенными нормами  международного права. Деятельность государства, призывал Еллинек, должна регулироваться прочными юридическим нормами, которые принимаются и изменяются в установленных правах формах. Нормы права обязательны для органов государства и для государства в целом и, следовательно, связывают их деятельность. Благодаря этому гарантируются права и свободы граждан. Политическая власть из голой фактической силы превращается  в правовую, т.е. осуществляется  в установленных правом границах.    Кризис буржуазной  законности в эпоху империализма продемонстрировал несостоятельность концепции самоограничения Его учение способствовало насаждению культа государства в политическом сознании и, следовательно,  играло в определенной мере антидемократическую роль.

    Дуалистическая  теория Еллинека была внутренне  противоречивой, так как соединяла  противоположные методы. Поэтому  в дальнейшем на ее основе  выделялись, с одной стороны, «  чистая» юридическая теория государства  (Г.Кельзен), а с другой – социолого-психологическая  теория государства и государственного  права. К авторитету  Еллинека  до сих пор обращаются представители  обоих направлений. Даже исследователи,  не разделяющие позиций Еллинека, считают его учение классическим и наиболее выдающимся в буржуазном государствоведении.

 

Это основные теории возникновения государства. Но существует большое количество других теорий.  Например:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

 Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и  их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной  организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей  развития человека. Основной причиной возникновения государства, по этой теории, является способность человека оценивать реальную ситуацию и находить оптимальное решение. Представителями этой теории являются Петражитский, Зигмунт Фрейд и другие.

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЛИ ПРАВОВАЯ.

Представителями этой теории являются Соловьев и Пугачев.  По этой теории государство возникает в результате необходимости защищать естественные права и свободы человека. Естественные права это право на жизнь, на частную собственность, на свободу и независимость, право на равенство и так далее.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ .

 Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально еще древнегреческими мыслителями.

  Суть органической  теории такова: общество и государство  представляются как организм, и  поэтому их сущность, возможно, понять  лишь из строения и функции  этого организма. Все неясное  в строении и деятельности  общества и государства может  быть объяснено по аналогии  с закономерностями  анатомии и физиологии. Герберта Спенсера, один из видных представителей  органической теории. Государство, по его мнению, представляется как общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм, состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими  составными частями – людьми – и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть – это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа.

 

  1. Структура, признаки, функции.

Место государства в политической системе общества раскрывается через  его функции.

Функции государства.

    1. По сфере общественной  жизни:
  • внутренние
  • внешние.
    1. По продолжительности действия :
  • постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства)
  • временные (отражающие определенный этап развития государства)
    1. По значению:
  • Основные
  • Неосновные
    1. По влиянию на общество:
  • Охранительные
  • регулятивные

К внутренним функциям государства относятся следующие:

  • Политическая функция-обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка  программно-стратегических целей и развития общества.
  • Организаторская функция-упорядочивание всей властной деятельности, осущесвление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Государственное регулирование экономики

- это организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой, кредитной, инвестиционной, таможенной политики. Планирования и создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

  • Социальная функция- обеспечивает солидарные отношения в обществе, реализует принцип социальной справедливости, защищает интересы той категории граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни.

Она включает в себя следующие подфункции:

— регулирование социальных отношений посредством национальной, демографической, религиозной и  т.п. политики, а также политики в  области занятости населения;

— создание государственной  системы социального обеспечения;

— создание условий для  нормальной жизнедеятельности общества посредством жилищной, экологической  политики, создания государственной  системы услуг.

  • Культурно-воспитательная функция, которая реализуется посредством создания государственной системы учреждений образования, науки, культуры. Культурная функция создает условия для удовлетворения культурных запросов людей, формирует высокую духовность, гражданственность, гарантирует открытое информационное пространство.
  • Образовательная функция- деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования всех уровней.
  • Экологическая функция-гарантирует человеку здоровую  среду обитания. Устанавливает режим природопользования.
  • Охрана общественного порядка и поддержание дисциплины граждан в рамках существующего права. Это правовая функция.

Информация о работе Государство в политической системе общества