Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:22, контрольная работа
Среди теоретиков государства и права никогда не было, раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
1. Характер теорий происхождения государства и права
1.1 Общие сведения о происхождении теории государства и права …… 4
1.2 Теории происхождения государства и права (характер теорий) …… 5
1.3 Заключение ………………………………………………………….. 13
2. Виды политических систем общества
2.1 Понятие политической системы …………………………………… 15
2.2 Типология политических систем …………………………………... 15
2.3 Заключение ………………………………………………………….. 19
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
3.1 Понятие принципа …………………………………………………... 20
3.2 Главные принципы организации и деятельности государственного аппарата ………………………………………………………………………… 20
3.3 Заключение ………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы …………………………………………… 23
Содержание:
1. Характер теорий происхождения государства и права
1.1 Общие сведения о
происхождении теории
1.2 Теории происхождения государства и права (характер теорий) …… 5
1.3 Заключение ………………………………………………………….. 13
2. Виды политических систем общества
2.1 Понятие политической системы …………………………………… 15
2.2 Типология политических систем …………………………………... 15
2.3 Заключение ………………………………………………………….. 19
3. Принципы организации
и деятельности
3.1 Понятие принципа …………………………………………………... 20
3.2 Главные принципы
организации и деятельности
3.3 Заключение ………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы …………………………………………… 23
План
1. Характер теорий происхождения государства и права
1.1 Общие сведения о происхождении теории государства и права
1.2 Теории происхождения государства и права (характер теорий)
- теологическая;
- патриархальная;
- договорная;
- теория насилия;
- психологическая;
- расовая;
- органическая;
- классовая;
- ирригационная
1.3 Заключение
2. Виды политических систем общества
2.1 Понятие политической системы
2.2 Типология политических систем
2.3 Заключение
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
3.1 Понятие принципа
3.2 Главные принципы
организации и деятельности
3.3 Заключение
Характер теорий происхождения государства и права
Общие сведения о теории происхождения государства и права
Изучение характера теорий происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было, раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права, их характер. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды.
Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день.
Теории происхождения государства и права (характер теорий)
Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:
- теологическую (божественную),
- патриархальную,
- договорную,
- насилия,
- психологическую,
- расовую,
- органическую,
- материалистическую (классовую)
- ирригационную теории.
1. Теологическая теория
Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти “не от бога”.
Представителями данной теории являются - Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Ж. Местр. Государство и право существуют вечно в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка, способствовала оздоровлению духовной жизни и укреплению российской государственности.
Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства и права невозможно. Теория не является научной.
2. Патриархальная теория
Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи.
Представителями этой теории являются: Аристотель, Н.К. Михайловский, М.Н. Покровский.
Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершения. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.
Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
Из патриархальной семьи как первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные образования, включая государство и право.
Государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Право – естественный, неотъемлемый элемент такого государства, который возникает вместе с государством и исчезает, когда исчезает государство.
Данная теория антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны. Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев».
3. Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права)
Теория договорного происхождения государства и права объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н. э. Софистами в Древней Греции.
Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.
Сторонники естественного
права считают государство
Основные представители - Эпикур, Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Радищев, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. – Ж. Руссо.
Государство и право возникли в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Соглашение людей – основа законной власти. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Теория впервые показала,
что право возникает как
Теория не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем, то есть данная теория страдает антиисторизмом.
4. Теория насилия
Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий государства и права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.
Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л.Гумплович (1838-1909) и известный «ревизионист марксизма» К.Каутский (1854-1938).
Сторонники теории насилия полагают, что до тех пор, пока племя состоит лишь из «схожих между собой единоплеменников», т. к. из «личностей, родившихся и воспитавшихся в одном и том же социальном обществе», между ними нет вражды, войн, а, следовательно, и рабства. Когда же одно племя покоряет другое, то тут же, как неизбежный спутник всех завоеваний появляются рабы, возникает и развивается институт рабства.
Таким образом, согласно теории насилия, войны, насилие одних племен над другими рассматривается и в качестве основных причин рабства. Что же касается естественноисторического процесса зарождения и развития данного института, то он или вообще игнорируется, или же отодвигается на второй план.
При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства – победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.
Теория насилия отражает взгляды лишь некоторых слоев общества и их представителей на природу государства и на его происхождение.
5. Психологическая теория
Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).
Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
В действительности же объяснить причины
возникновения и
Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
6. Классовая теория (материалистическая, марксистско-ленинская)
Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Функции государства - специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса.
Информация о работе Характер теорий происхождения государства и права