Характер теорий происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

Среди теоретиков государства и права никогда не было, раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Содержание работы

1. Характер теорий происхождения государства и права
1.1 Общие сведения о происхождении теории государства и права …… 4
1.2 Теории происхождения государства и права (характер теорий) …… 5
1.3 Заключение ………………………………………………………….. 13
2. Виды политических систем общества
2.1 Понятие политической системы …………………………………… 15
2.2 Типология политических систем …………………………………... 15
2.3 Заключение ………………………………………………………….. 19
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
3.1 Понятие принципа …………………………………………………... 20
3.2 Главные принципы организации и деятельности государственного аппарата ………………………………………………………………………… 20
3.3 Заключение ………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы …………………………………………… 23

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

1. Характер теорий происхождения государства и права

1.1 Общие сведения о  происхождении теории государства  и права …… 4

1.2 Теории происхождения  государства и права (характер  теорий) …… 5

1.3 Заключение ………………………………………………………….. 13

 

 

2. Виды политических систем общества

2.1 Понятие политической  системы …………………………………… 15

2.2 Типология политических  систем …………………………………... 15

2.3 Заключение ………………………………………………………….. 19

 

 

3. Принципы организации  и деятельности государственного  аппарата

3.1 Понятие принципа …………………………………………………... 20

3.2 Главные принципы  организации и деятельности государственного  аппарата ………………………………………………………………………… 20

3.3 Заключение ………………………………………………………….. 22

 

 

Список используемой литературы …………………………………………… 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

1. Характер теорий  происхождения государства и  права

1.1 Общие сведения о происхождении теории государства и права

1.2 Теории происхождения  государства и права (характер теорий)

    - теологическая;

    - патриархальная;

    - договорная;

    - теория насилия;

    - психологическая;

    - расовая;

    - органическая;

    - классовая;

    - ирригационная

1.3 Заключение

 

 

2. Виды политических  систем общества

2.1 Понятие политической  системы

2.2 Типология политических систем

2.3 Заключение

 

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

3.1 Понятие принципа

3.2 Главные принципы  организации и деятельности государственного  аппарата

3.3 Заключение

 

 

 

Характер теорий происхождения государства и  права

 

Общие сведения о теории происхождения государства и права

Изучение характера  теорий происхождения государства  и права имеет не только чисто  познавательный, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности  и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков государства и права никогда не было, раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Не оспариваются и  многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и  права. Однако этого нельзя сказать  обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

В мире всегда существовало и существует множество различных  теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права, их характер. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды.

Следует заметить, что  этот вопрос будоражил воображение  не одного поколения людей. Были созданы  десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день.

 

Теории происхождения  государства и права (характер теорий)

Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

- теологическую (божественную),

- патриархальную,

- договорную,

- насилия, 

- психологическую,

- расовую,

- органическую,

- материалистическую (классовую)

- ирригационную теории.

1. Теологическая теория

Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к  древнему миру. Известно, что ещё  в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти “не от бога”.          

Представителями данной теории являются - Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Ж. Местр. Государство  и право существуют вечно в  силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка, способствовала оздоровлению духовной жизни и укреплению российской государственности.

Проникнуть в тайну  божественного замысла, постичь  природу и сущность государства  и права невозможно. Теория не является научной.

 

2. Патриархальная теория

Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи.

Представителями этой теории являются: Аристотель, Н.К. Михайловский, М.Н. Покровский.

Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного  развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершения. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

Из патриархальной семьи  как первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные образования, включая государство  и право.

Государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, вне государства общение  человека с себе подобными невозможно. Право – естественный, неотъемлемый элемент такого государства, который возникает вместе с государством и исчезает, когда исчезает государство.

Данная теория антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны. Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев».

 

3. Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права)

Теория договорного  происхождения государства и  права объясняет происхождение  государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего  обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV  веках до н. э. Софистами в Древней Греции.

Основой данной теории является положение о том, что государству  предшествовало естественное состояние  человека. Условия жизни людей  и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного  права считают государство результатом  юридического акта - общественного  договора, который является порождением  разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

Основные представители - Эпикур, Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Радищев, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. – Ж. Руссо.

Государство и право возникли в  результате договорного объединения  людей с целью обеспечения  справедливости. Соглашение людей –  основа законной власти. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория впервые показала, что право возникает как результат  сознательной и целенаправленной деятельности людей, и положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости.

Теория не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом  состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем, то есть данная теория страдает антиисторизмом.

 

4. Теория насилия

 Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий государства и права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.

Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л.Гумплович (1838-1909) и известный «ревизионист марксизма» К.Каутский (1854-1938).

Сторонники теории насилия  полагают, что до тех пор, пока племя  состоит лишь из «схожих между собой единоплеменников», т. к. из «личностей, родившихся и воспитавшихся в одном и том же социальном обществе», между ними нет вражды, войн, а, следовательно, и рабства. Когда же одно племя покоряет другое, то тут же, как неизбежный спутник всех завоеваний появляются рабы, возникает и развивается институт рабства.

Таким образом, согласно теории насилия, войны, насилие одних  племен над другими рассматривается  и в качестве основных причин рабства. Что же касается естественноисторического процесса зарождения и развития данного института, то он или вообще игнорируется, или же отодвигается на второй план.

При этом насилие рассматривается  не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства – победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.

Теория насилия отражает взгляды лишь некоторых слоев  общества и их представителей на природу государства и на его происхождение.

 

5. Психологическая теория

Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX  первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму  психических взаимодействий людей  и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении  психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. 

В действительности же объяснить причины  возникновения и функционирования государства только с психологической  точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Суть психологической  теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

 

6. Классовая теория (материалистическая, марксистско-ленинская)

Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Функции государства - специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса.

Информация о работе Характер теорий происхождения государства и права