Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:22, контрольная работа
Среди теоретиков государства и права никогда не было, раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
1. Характер теорий происхождения государства и права
1.1 Общие сведения о происхождении теории государства и права …… 4
1.2 Теории происхождения государства и права (характер теорий) …… 5
1.3 Заключение ………………………………………………………….. 13
2. Виды политических систем общества
2.1 Понятие политической системы …………………………………… 15
2.2 Типология политических систем …………………………………... 15
2.3 Заключение ………………………………………………………….. 19
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
3.1 Понятие принципа …………………………………………………... 20
3.2 Главные принципы организации и деятельности государственного аппарата ………………………………………………………………………… 20
3.3 Заключение ………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы …………………………………………… 23
В результате общественного
разделения труда выросла
Социальное и имущественное расслоение обусловливают такие явления, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права.
Классовая теория определяет
государство и право как
7. Органическая теория
Появление в XIX столетии дарвинизма (материалистической теории эволюции органического мира) породило попытки механического перенесения биологических закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба за выживание, естественный отбор, биологическая эволюция и др.) на социальные процессы. В социологии это общее направление получило наименование социального дарвинизма.
Заметное место здесь заняла органическая теория происхождения государства и права, исходящая из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом.
Право и государство – произведение сил природы.
Право, по мнению представителей этой теории, есть произведение сил природы. Оно образуется в ходе многовековой эволюции человека и само подобно человеческому организму.
Государственная власть рассматривается как выражение господства целого организма над составляющими его частями.
8. Расовая теория
Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.
Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в.. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.
Содержание расовой теории составляли
развиваемые тезисы о физической
и психологической
Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашистской Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.
Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику «узаконенного» уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.
9. Ирригационная теория
Ирригационную теорию (или
концепцию о «гидравлическом» происхождении
и развитии государственности и
некоторых странах Древнего Востока)
связывают с именем современного
немецкого ученого К.А.Витфогеля. В его работе «Восточный
деспотизм» возникновение государства
в ряде стран Древнего Востока связывается
с необходимостью строительства гигантских
ирригационных сооружений в восточных
аграрных областях. Эта-де необходимость
и приводит к образованию «менеджериально-
Право служит удобным орудием для управления обществом
Заключение
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Государство - явление многогранное. Рассмотренные теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.
История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.
В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостоянию двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка, прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право являются орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия.
Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.
Виды политических систем общества
Понятие политической системы
Политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.
Политическая система - это система взятых в единстве
и взаимодействии государственных, общественных
организаций, иных политических институтов,
которые на основе определенных норм и
принципов участвуют в политической жизни
общества, осуществляют определенные
политические функции.
Любая политическая
система - это прежде всего система отношений
и взаимодействий между некими элементами;
именно это не всегда учитывается при
характеристике политической системы
общества.
Многообразие существующих
политических систем указывает на то,
что на процесс их формирования и функционирования
оказывает влияние множество факторов:
исторические традиции, культура, экономическое
развитие, зрелость гражданского общества,
геополитические условия и т.д. Преобладание
тех или иных факторов обусловливает их
особенности и неповторимость. Однако
теоретический и практический интерес
представляет то, что их сближает, позволяет
выявить роль универсальных механизмов
и закономерностей их функционирования.
Практическое значение классификаций
политических систем состоит в определении
достаточности условий, позволяющих политическим
институтам эффективно функционировать
и успешно выполнять свои политические
роли.
Типология политических систем
Типология политических систем осуществляется на основе учёта различных признаков. Одна из первых классификаций исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые.
Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и т.д.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.
В юридической литературе, в зависимости от различных оснований выделяют следующие виды политических систем:
- романо-германская;
- английская;
- социалистическая;
- религиозно-традиционная.
- демократические;
- антидемократические.
- англо-американская;
- континентально-европейские;
- доиндустриальные и частично индустриальные;
- тоталитарные.
- развивающиеся;
- коммунистические;
- «либерально-демократические», для которых характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия.
Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.
Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни со стороны государства. В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.
Авторитарная политическая
система основана на
Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью. Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.
В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-государственной верхушки.
Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет 5 их основных разновидностей:
1) либеральные демократии,
в которых принятие
2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости.
3) традиционные политические
системы, опирающиеся на
4) популистские политические
системы, преобладающие в
5) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.
В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.
Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г.Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса.
Г.Алмонд выделил 4 типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.
Информация о работе Характер теорий происхождения государства и права