Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 14:20, контрольная работа
Государственная служба - важнейший конституционно-правовой институт, непосредственно связанный с эффективной реализацией компетенции органов государственной власти. Поэтому целью работы является изучение правовых основ государственной гражданской службы.
При написании работы были использованы федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и научная литература.
Введение
С.3
Понятие государственной службы в Российской Федерации
С.4
Развитие государственной гражданской службы в РФ
С.7
Правовые основы государственной гражданской службы
С.9
Заключение
С.15
Список использованной литературы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
По предмету: государственная служба
Тема: Характеристика правовых основ государственной
г.Тарко-Сале
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
С.3 |
Понятие государственной службы в Российской Федерации |
С.4 |
Развитие государственной гражданской службы в РФ |
С.7 |
Правовые основы государственной гражданской службы |
С.9 |
Заключение |
С.15 |
Список использованной литературы |
С.16 |
ВВЕДЕНИЕ
Для современной России одной из наиболее важных задач является построение эффективного государства, преодоление серьезных недостатков в организации и функционировании системы органов государственной власти. Решение этой задачи требует модернизации государственной гражданской службы, которая должна стать открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, оказанию государственных услуг, активно взаимодействовать с институтами гражданского общества. Особенно возрастает роль государственной гражданской службы в условиях финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма, коррупционной устойчивости, умения служащих своевременно и эффективно решать задачи государственного управления, оказывать качественные публичные услуги зависит и нормальное функционирование рыночной экономики, и сохранение социальной стабильности в обществе, и обеспечение и защита законных прав и интересов граждан.
Реформированию и развитию государственной гражданской службы, совершенствованию законодательства в этой сфере уделяется большое внимание. В период с 2002 по 2007 г. реализовывалась Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации», в рамках которой созданы законодательные основы единой системы государственной службы Российской Федерации, сформирована гражданская служба как вид государственной службы, произведено масштабное обновление законодательства: приняты федеральные законы от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ряд указов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Государственная служба - важнейший конституционно-правовой институт, непосредственно связанный с эффективной реализацией компетенции органов государственной власти. Поэтому целью работы является изучение правовых основ государственной гражданской службы.
При написании работы были использованы федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и научная литература.
Понятие государственной службы в Российской Федерации
ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» определяет государственную гражданскую службу Российской Федерации, как вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) [3].
В определении понятия государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность.Под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.
Таким образом, государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она включает в себя: федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ и государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.
Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов, других государственных организаций. Государственная служба, прежде всего – служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных предприятиях. Закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» рассматривает государственную службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют «аппарат», корпус руководителей, специалистов государственных органов. Такое определение государственной службы позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить государственную службу и другие виды службы.
Структурообразующим элементом органов государственной власти является государственная должность, которая образуется во всех ветвях государственной власти. Эта организационно-правовая категория является важнейшей формой специализации государственного служащего и присуща только ему.
В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица.
В ст.1 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» дано понятие государственной должности. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей [3].
В статье 11 определяются должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам. Составляются перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации [3].
Государственные должности, включенные в данный Реестр, подразделяются на категории (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты) и группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы.
Итак, государственная служба осуществляется на государственных должностях. Поэтому должность необходимый элемент государственной службы. Должность — первичная ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место в служебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей.
В отечественной политологии и правоведческой литературе нет единого мнения о государственной службе, как специального института, призванного реализовывать властные полномочия государства, и государственных служащих. Например, по мнению Г.В. Атаманчука, «государственная служба существует не только и не столько для «обеспечения исполнения полномочий государственных органов» [9], а для того, чтобы таким образом и так исполнять полномочия государственных органов, чтобы полностью осуществлялась социальная сущность государства, его предназначение обслуживать потребности и интересы своих граждан». С этой точкой зрения согласен В.Л. Романов. Следуя его мнению, что все институты государства нужно рассматривать в качестве элементов государственной службы, получается, что президент страны, председатель правительства, министры, губернаторы и прочие лица, занимающие подобные должности, являются государственными служащими. Романов утверждает, что такое понимание «поможет решить многие проблемы, в частности обеспечить действенность государственного права, призванного защищать интересы граждан и национального общества, осуществлять реальный социальный контроль над властными структурами». Следующая точка зрения, по мнению Ф. Шамхалова, является наиболее приемлемой: государственная служба есть «разновидность труда в системе органов государственной власти, заключающаяся «в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата», нацеленного на создание благоприятных условий для реализации здоровых интересов, законных прав и свобод граждан, их безопасности и достойной жизни; решение социальных задач государства; производство государственных социальных услуг; снижение негативных последствий возникающих в обществе конфликтов» [15].
Основной задачей государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, то есть государственная служба в каждое звено государственного механизма (государственной системы, системы государства) «вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм, методов для реальной практической деятельности».
Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который включает в себя порядок поступления на службу, прохождение ее, увольнение со службы. Она регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права.
Таким образом, государственная служба регулируется частично нормами трудового права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии, предусмотренные для всего населения. Поэтому на государственную службу распространяются и нормы социального права. Следовательно, государственная служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.).
Развитие государственной гражданской службы в РФ
Реформированию и развитию государственной гражданской службы, совершенствованию законодательства в этой сфере уделяется большое внимание.
В период с 2002 по 2007 г. реализовывалась Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации» [12], в рамках которой созданы законодательные основы единой системы государственной службы Российской Федерации, сформирована гражданская служба как вид государственной службы. Произведено масштабное обновление законодательства: приняты федеральные законы от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ряд указов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Новые изменения в государственном устройстве России, произошедшие за последние 20 лет не могли не затронуть корневые основы устройства государственного аппарата и государственной службы. Распад Советского Союза, кризисные явления в экономике, социальной и духовной сферах, отразились на состоянии этой сферы. Практически все без исключения политики, ученые, практики, да и сами государственные служащие констатировали и продолжают констатировать неудовлетворительное состояние государственной службы в Российской Федерации, и соответственно этому угрожающее стабильности государства падение престижа государственного служащего.
Информация о работе Характеристика правовых основ государственной гражданской службы