Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 14:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Такая международная организация как Европейский Союз привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома.
Введение.................................................................................................3
Глава 1. Социально-экономическая и политическая трансформация Румынии.................................................................................................8
Глава 2. Степень готовности Румынии к вступлению в ЕС на 2004 - 20005 год................................................................................................15
Глава 3. Характеристика внешней торговли Румынии.....................19
Глава 4. Характеристика трудовой миграции Румынии...................24
Заключение.......................................................................................... .27
Список использованных источников и литературы..........................30
Для проведения кардинальных реформ, без которых вступление в ЕС был бы невозможным, Союз уже выделил помощь в размере 4,6 млрд. евро и добавит еще 6 млрд. евро.
Вступление Румынии лоббируют другие страны романской группы - Франция, Испания, Португалия, а также Греция, которая по собственному почину помогает как Румынии, так и другим балканским государствам. В свою очередь Бельгия, Германия и Нидерланды считают, что спешить не следует. Во-первых, не все хотят, чтобы огромный поток иммигрантов из Румынии хлынул в Европу. Сегодня уже от трех до четырех миллионов румын находятся на заработках в Италии, Португалии, Испании и других странах Евросоюза. С 2001-го по 2003 год работающие в Европе румыны официально перевели в страну 4 млрд. евро. Это одна их главных причин некоторого торможения ее принятия в ЕС9.
Во-вторых, менталитет и национальные устремления румын неоднозначны. В Румынии до сих пор очень сильны крайние националисты, занявшие второе
___________
8 В.Д.Щетинина Правила рынка: иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентоспособность; дипломатия; помощь М.1993.с.124.
9 Указ.соч.-с.143.
место на выборах в парламент в 2004 году, которые не прочь создать 'Великую Румынию', включающую земли всей Молдавии, украинскую Буковину и Бессарабию, болгарскую Южную Добруджу, часть сербской Воеводины. Наиболее сложна проблема Трансильвании, где значительную часть населения составляют этнические венгры. До недавнего времени там было много немцев, но после падения режима Чаушеску они в основном переселились в Германию, а вслед за ними, к ужасу жителей благополучной ФРГ, и значительная часть цыган. (Всего по разным оценкам их в Румынии насчитывалось от 500 тыс. до 1,5 млн.)10
Недовольство у ЕС вызывает весьма терпимое отношение румынских властей к высокому уровню коррупции, несоблюдение демократических свобод, в том числе свободы СМИ, политическое вмешательство в дела юстиции (плохое обращение с населением в полицейских участках), несоблюдение прав ребенка ('экспорт детей') и многое другое.
По мнению румынских политологов, 75% собственности и средств массовой информации контролируется местными чиновниками и бизнесменами, представляющими партию власти. Население, как правило, мало информировано о 'промахах' власти и озабочено главным образом вопросами выживания.
Принимая во внимание политический фон, нужно отметить, что в 2004 году в Румынии прошли выборы: после парламентских выборов ноября 2004 года лидер демократического альянса «Справедливость и Правда» Траян Башеску выиграл вторые из президентских выборов декабря 2004 года, набрав 51% голосов. Он объявил, что вступление Румынии в ЕС и борьба против коррупции были его главными приоритетами. Выборы проходили под наблюдением сотрудников Бюро по демократическим институтам и правам
______________
10 Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М. 2003.с. 74
человека ОБСЕ, которые отметили, что в целом выборы были проведены в рациональной и профессиональной манере, хотя и существовали опасения по поводу возможного многократного голосования на ноябрьских выборах. Впоследствии лидер Национальной либеральной партии Калин Попеску был назначен на пост премьер-министра, и новое коалиционное правительство было утверждено в парламенте 265 голосами против 200 в декабре 2004 года. Правящая коалиция включает четыре стороны (Национальную либеральную партию, Венгерский демократический союз, Демократическую партию и Гуманистическую партию), и политические посты в кабинете распределены следующим образом: Национальную либеральную партию предоставляет премьер-министра и восемь министров, Демократическую партию – одного государственного министра и семь министров, Гуманистическую партию Румынии – одного государственного министра и двух министров, а Венгерский демократический союз Румынии – одного государственного министра и трех министров. Правительство было перегруппировано 22 августа в целях ускорения приготовлений Румынии к вступлению в ЕС: четыре министра (два от каждой партии), занимавшиеся экономическими делами, финансами, европейской интеграцией и здравоохранением соответственно, были уволены.
В январе 2005 года Европарламент принял резолюцию, критикующую вступление Румынии в ЕС, призвав пересмотреть позицию по принятию в Союз этого балканского государства. Парламент 374 голосами поддержал требование о проведении широкомасштабных изменений, без которых прием Румынии в Союз станет проблематичным. Докладчик по Румынии на заседании Комиссии по внешним делам 20 февраля 2005 года баронесса Эмма Николсон предложила провести мониторинг Румынии, в частности по вопросам внедрения в жизнь уже согласованных статей европейского законодательства. Это до сих пор не имело прецедентов в истории расширения ЕС.
Однако, по мнению большинства экспертов, процесс интеграции в Европейский Союз - это не только цель для самой Румынии, но и основной инструмент реформирования румынского общества. Свои надежды на быстрые изменения Брюссель связывал с победой во втором туре президентских выборов мэра Бухареста Траяна Башеску. Однако и он проявляет лояльность к националистической партии 'Великая Румыния'11.
Заинтересованность Европы в Румынии как в одном из ключевых государств Причерноморского региона поможет ей, справившись с трудностями переходного периода, рассчитывать на самое теплое расположение. Для румынского народа, чей голос по-прежнему очень слабо слышен, прозападный курс нового поколения демократических лидеров может стать отправной точкой в создании благополучного и более справедливого общества, а величие страны будет заключаться в том, что она сможет стать по-настоящему полноправным членом Европейского Союза.
________________
11 Саморукова А.Н. Фейт Н.В. Румыния: время перемен. // Свободная мысль, 2005, N 8.-С.32
Глава 2. Степень готовности Румынии к вступлению в ЕС на 2004 - 2005
год.
Вхождение
Румынии стало возможным
после того, как ЕС взял курс на «освоение»
менее успешной в экономическом смысле
Восточной Европы, приняв в 2004 году сразу
10 стран из этого региона. Тем не менее
к присоединению Румынии относятся настороженно
– в нем не отказывают (поскольку ЕС рассматривал
Румынию как один из главных источников
рабочей силы.
В апреле 2005 года было подписано соглашение
о вступлении Румынии в ЕС. В нем говорилось
о том, что присоединение произойдет только
в том случае, если до 1 января 2007 года страны
выполнят все поставленные условия. От
Румынии главным образом требовали
реформ образовательной и судебной систем,
совершенствования социальной политики
в отношении нацменьшинств и более ответственного
подхода к охране окружающей среды. В случае
невыполнения этих условий Еврокомиссия
оставила за собой
право
отложить вступление Румынии
еще на год12.
Но в тоже время отмечался прогресс, достигнутый
на макроэкономическом уровне, как результат
активного продолжения экономических
реформ. Положительно оценивается постепенное
снижение уровня инфляции, стремление
к обеспечению высокой степени прозрачности
и стабильности налоговой системы, либерализация
цен на большинство товаров и услуг, рост
удельного веса частного сектора в экономике,
ускорение процесса приватизации, упрощение
административных процедур по входу на
рынок и выхода с рынка, укрепление законодательной
базы, необходимой для создания рыночной
экономики 13.
В 2004 году Румыния получила статус страны с действующей рыночной
_______________
12 Западноевропейские страны: особенности социально-э кономической модели развития. М. 2002.с 53
13 Саморукова А.Н. Фейт Н.В. Указ. соч.-С .33-34
экономикой, она еще не может выдержать давление конкуренции на рамках Европейского Союза. Для выполнения этого критерия, необходимого для вступления в ЕС, Румыния должна продолжать макроэкономическую и структурную реформы. В докладе содержались следующие критические замечания: коррупция остается серьезной проблемой; национальная прокуратура должна быть независимой и должна сосредоточиться на борьбе с коррупцией на высоком уровне; существует зависимость между политической принадлежностью глав местной администрации и распределением фондов ЕС; необходимы дополнительные усилия для обеспечения независимости прессы; осуществляется политическое давление на судей; приватизация играла позитивную роль, но зачастую вслед за ней следовало предоставление госпомощи и госконтрактов; необходимо продолжать либерализацию энергетического рынка созданы законодательные рамки рыночной экономики, но инвестиционный климат еще зависит от не вполне благоприятной ситуации в судебной системе и от местных властей.
Европейская комиссия в сентябре 2006 года была намерена рекомендовать вступление Румынии в ЕС14.
Представители ЕС считали, что в наиболее чувствительной сфере - борьбе с
коррупцией и реформировании юридической системы - успехи Румынии приняли необратимый характер. В стране обвинения в коррупции предъявлены ведущим политикам, включая бывшего премьер-министра, под следствием находятся сотрудники таможни, судьи и даже начальник генштаба.
Копенгагенская встреча на высшем уровне в декабре 2002 г. устанавливала 2007 год как целевую дату вступления в ЕС Румынии. В своем докладе в 2004 году Комиссия заключила, что Румыния, удовлетворяет критериям
______________
14 Саморукова А.Н. Фейт Н.В. Указ. соч.-С 36
функционирующей рыночной экономики и, выполнила условия для вступления в ЕС, хотя доклад отражал множество проблем, связанных со способностью Румынии справиться с конкурентоспособным давлением и рыночными силами в пределах Союза15.
Брюссельский саммит Евросоюза (16-17 декабря 2004 г.) подтвердил окончание переговоров, и отметил, что успехи, делаемые Румынией в осуществлении требований и обязательств, в частности в области правосудия, внутренних дел, сделали возможным формально закрыть все решенные вопросы с Румынией 14 декабря 2004 года и соответственно с нетерпением ожидать принятия страны в члены ЕС с января 2007 года. Поэтому переговоры о вступлении были закрыты в декабре 2004 года по каждой из 31 глав переговоров, и Соглашение об интеграции с Румынией было подписано в апреле 2005 года, непосредственное же вступление ожидалось 1 января 2007г. Румынии уже в полной мере согласно требованиям ЕС и что срочно требуется серьезно доработать существующее законодательство вместо того, чтобы принимать новые законы. Рассматривая требования «копенгагенских критериев», последний Отчет Комиссии 2005 подчеркивал следующее.
– Что касается политических требований для членства, Румыния
продолжает удовлетворять им, принимая решительные меры, чтобы и далее преобразовать судебную систему в сторону большей независимости, улучшая ситуацию в отношении свободы СМИ, реституции собственности и защиты
меньшинств и детей. Однако, есть множество проблем в таких областях, как реформа государственной службы, эффективное реформирование системы правосудия или обеспечение эффективной борьбы против коррупции,
включая коррупцию высокого уровня.
______________
15 Доклад европейской комиссии
в отношении Румынии за 2004 год. http://www.carnegie.ru/ru/
– В отношении экономических критериев, Румыния продолжает выполнять условия на пути к тому, чтобы достигнуть функционирующей рыночной экономики. Это сильно поддерживало макроэкономическую стабильность, даже если различные политики работали менее благоразумно и поднимали вопросы о закреплении недавних достижений в области стабилизации.
– Относительно обязательств и требований, вытекающих из переговоров о вступлении, Румыния продолжила делать успехи в принятии и внедрении законодательства ЕС. В большинстве областей они очень хорошо развиты. Однако Комиссия также обозначила множество областей, где требуется
увеличение усилий. Власти в Румынии странах должны в быстром темпе подготавливать государства, чтобы гарантировать полную выгоду от членства для их граждан. Существует небольшое число прорех в приготовлениях страны, которая создает почву для беспокойства16.
_________________
16 Саморукова А.Н. Фейт Н.В. Указ. соч.-С .37
Глава 3. Характеристика внешней торговли Румынии.
Не менее важно рассмотреть внешнюю торговлю Румынии т.к. вступление в ЕС откроет для нее новые рынки сбыта, новых инвесторов и как следствие благоприятно скажется на экономике страны.
К лету 1993 года
внешний долг Румынии составил 2,3
млрд. долларов США. Во внешний долг
Румынии входят кредиты, полученные
от Международного валютного фонда и Мирового
банка, ссуда от Ирака (1,6 млрд. долларов),
от Египта (400 млн. долларов) и от Сирии
(100 млн. долларов). Румыния задолжала также
около 780 млн. рублей Германии, Чехии, Словакии,
Польше, Венгрии и России. И должна еще
получить сумму в размере 29,5 миллиона
рублей от Албании и Болгарии. В 1998 году
страна оказалась на краю дефолта17.
Размер выплат по внешнему долгу составил
9 млрд. долларов США (23,5% ВВП). В 2002-2003 годах
он сократился до 8,5 миллиардов.
В течение последних лет румынское правительство
вело интенсивные переговоры с Международным
Валютным Фондом, добиваясь выдачи стабилизационного
займа, который позволил бы стране выплатить,
по крайней мере, часть внешнего долга.
За 1999-2000 года Румынии было предоставлено
более 1,5 млрд. долларов США, которые по
рекомендации МВФ пошли на поддержку реформ,
проводимых тогдашними президентом страны
Эмилем Константинеску и премьер-министром
Раду Вазиле. Общеизвестно, что выдача
подобного займа сопровождается рядом
условий, в том числе требованием продолжения
жесткого монетаристского курса и ускорения
процесса приватизации. После прихода
к власти в результате парламентских и
президентских выборов в ноябре 1996 года
правой оппозиции в Румынии заметно активизируются
действия по привлечению