Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 14:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Такая международная организация как Европейский Союз привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома.
Введение.................................................................................................3
Глава 1. Социально-экономическая и политическая трансформация Румынии.................................................................................................8
Глава 2. Степень готовности Румынии к вступлению в ЕС на 2004 - 20005 год................................................................................................15
Глава 3. Характеристика внешней торговли Румынии.....................19
Глава 4. Характеристика трудовой миграции Румынии...................24
Заключение.......................................................................................... .27
Список использованных источников и литературы..........................30
____________
17 Дрыночкин А.В. Проблемы привлечения иностранного капитала в странах ЦВЕ. // Современное хозяйство, 2005, N 1.С 31-32.
иностранного капитала в экономику страны, что необходимо для дальнейшего осуществления экономических реформ.
Скудость
внутренних инвестиционных капиталов
подталкивает правительство к снятию
ограничений и расширению льгот
для вероятных зарубежных инвесторов.
К продаже предлагаются наиболее
привлекательные для
На состоявшейся в октябре 1997 года в Бухаресте
первой международной инвестиционной
ярмарке и последовавшим за ней Международном
форуме инвестиций иностранным партнерам
было предложено 750 инвестиционных проектов
на сумму свыше 30 млрд. долларов. Эти предложения
вызвали интерес не только у инвесторов
из стран Западной Европы и Азии, но и у
представителей делового мира государств
Центральной и Восточной Европы18.
Руководство страны прекрасно осознавало
потенциальную роль топливно-энергетического
комплекса в переходе национальной экономики
на «рыночные рельсы», а значит – и интеграции
Румынии в европейские структуры. Именно
поэтому привлечение иностранных инвестиций
в развитие ТЭК рассматривалось правительством
как важнейшая стратегическая задача.
Образованное специально для работы с
представителями зарубежного капитала
румынское Агентство развития должно
было стать своеобразными воротами в страну
для всех иностранных
___________
1817 Дрыночкин А.В. Указ. соч.- С 35.
инвесторов. В его задачи входит поиск местных партнеров, предоставление консалтинговых услуг, наблюдение за инвесторами, уже работающими в
Румынии. Создание
подобного органа, безусловно, должно
было оказать существенную помощь компаниям,
только что пришедшим на румынский
рынок19.
Закон об иностранных инвестициях, принятый
в 1997 году, разрешает участие иностранного
капитала в создании торговых обществ,
в том числе целиком с иностранным капиталом
или в ассоциации с румынскими физическими
или юридическими лицами. Иностранным
инвесторам предоставляется право приобретения
собственности недвижимость, за исключением
права собственности на землю, приобретения
производственных площадей или зданий,
кроме жилья, а также контрактации на работы
по добыче, эксплуатации и разделу продукции
в сфере природных ресурсов. Иностранные
инвестиции могут быть сделаны во все
отрасли промышленности, добычу и использование
природных ресурсов, в сельское хозяйство,
инфраструктуру, торговлю, транспорт,
туризм 20. Иностранные инвесторы
имеют право переводить за границу прибыль,
которую они получают в свободно конвертируемой
валюте, а также часть прибыли в леях через
Румынский банк Внешней Торговли. Кроме
того, иностранные инвесторы получают
преференции в виде освобождения от таможенной
пошлины импортируемых машин и оборудования,
предназначенных для инвестиционных работ,
а также освобождения на 2 года от таможенной
пошлины на материалы и запчасти, импортируемые
для переработки сырья. Либеральное законодательство,
практически ничем не ограничивающее
иностранные капиталовложения в экономику
страны, должно было стать одной из основных
«приманок» для зарубежных инвесторов.
Закон об
_______________
19 Шемятенков В.Г.Указ.соч.-С.133-134.
20 Там же.-С.135.
иностранных
инвестициях предусматривал возможность
передачи предприятия в любом секторе
экономики, а также земли, на которой оно
находится, в полную собственность зарубежным
физическим и юридическим лицам. Привлекательность
румынской энергетической отрасли в полной
мере оценена и зарубежными нефтяными
компаниями. Европейцы предпочитают вкладывать
средства в разведку и добычу углеводородов.
Причем в числе прочих этим занимаются
и такие гиганты, как английская Шелл и
французская Альф Aкъютайн. Американцы
также проявляют к Румынии заметный интерес,
но Соединенные Штаты представлены здесь
в основном «независимыми» нефтедобытчиками
– довольно мелкими компаниями, занимающимися
исключительно разведкой и добычей углеводородов.
Среди них – Хемко, Редеко, Кастл Энерджи
. Единственная крупная американская компания,
вовлеченная в ряд румынских проектов,
– Aмако – вышла из них в январе 1999 года,
в разгар своего слияния с Бритиш Петролиум.
Интерес к переработке и транспортировке
углеводородов по территории Румынии
проявляют итальянская Ени российский
«ЛУКОЙЛ». Еще в феврале 1998 года последний
приобрел 51-процентный пакет акций НПЗ
Петротел, а также высказал свою заинтересованность
в покупке НПЗ Рафо. Позднее, в июле 1998
года, Петром и Eни заключили соглашение,
предполагавшее участие итальянской компании
в приватизации части румынских НПЗ, а
также в строительстве сети АЗС. Кроме
того, Eни готовила ТЭО нефтепровода, который
должен был соединить румынский черноморский
порт Констанца с итальянским Триестом.
В нефтяном секторе страны, как и в промышленности
в целом, государственное влияние носит
определяющий характер. Несмотря на то,
что правительством была выработана достаточно
четкая и в своем роде уникальная концепция
разгосударствления отрасли, большинство
ее предприятий до сих пор находится под
полным контролем румынских властей. Однако
в таком положении есть и свои плюсы. Как
утверждает Раду Василе, экс-премьер-министр
Румынии, главный из них состоит в том,
что «нефтяной рынок Румынии до сих пор
не поделен между стратегическими инвесторами,
а значит – в любой момент может быть открыт
для новых капиталовложений».
Нефтяная отрасль Румынии представляет
интерес для ее соседей по континенту
как с запада, так и с востока. Первые видят
в этой стране не только источник необходимого
им углеводородного сырья, но и важный
коридор для его транспортировки из более
отдаленных регионов. Вторые – отличный
плацдарм для проникновения на европейские
рынки сбыта нефтепродуктов. Однако и
те, и другие занимают пока крайне осторожную
позицию. И это вполне понятно. Экономические
трудности, испытываемые Румынией, недостаточная
разработанность законодательства, медленные
темпы приватизации заставляют инвесторов
настороженно относиться к заявлениям
правительства, всячески приветствующего
привлечение в страну иностранного капитала21.
________________
21 Шемятенков В.Г.Указ.соч.-С.136-137.
Глава 4. Характеристика трудовой миграции Румынии
Одним из важных условий принятия Румынии в ЕС был контроль за иммиграцией т.к. с вхождением в сообщество возрастает количество иммигрантов и эмигрантов. Поэтому характеристика трудовой миграции является необходимой честью исследования.
Международная
миграция населения представляет собой
перемещение людей через
Как было отмечено выше, Румыния сейчас – страна с переходной экономикой. Поэтому уровень жизни населения невысок по сравнению с
________________
22 Ионцев В.А. Международная миграция населения: теории и история изучения– М, 1999.с.63.
другими странами
Европы. Это приводит к тому, что
многим румынам приходится эмигрировать
в другие страны на временный заработок
или навсегда. Первое место в списке
стран, принимающих румын-эмигрантов,
занимают страны Европы (Италия, Франция,
Германия), где уровень заработной платы
на порядок выше, чем на родине.
Что касается иммигрантов, то подавляющее
их большинство приезжает из бедных стран
на временные заработки и многие из них
нелегально. Правительство Румынии в течение
последних лет сталкивалось со сложными
проявлениями проблемы незаконной международной
миграции. Румыния приняла законодательство
с целью защиты страны от нарушения ее
границ и территориальной целостности.
В 1992 году парламент принял закон, запрещающий
незаконные въезд в страну или выезд из
страны, за что предусмотрено наказание
в виде лишения свободы на срок от трех
месяцев до двух лет. С 27 января 2003 года
в Румынии вступил в силу новый режим въезда
в страну иностранцев, который фактически
вводит ее восточную границу в границу
зоны Шенгена. Теперь любой иностранный
гражданин, пожелавший въехать на территорию
Румынии, должен будет иметь при себе сумму,
эквивалентную 100 евро, на каждый день
пребывания в стране. Только при таком
условии он получит краткосрочную визу,
включая транзит по территории Румынии.
Определенные льготы будут даваться иностранным
предпринимателям, вложившим в экономику
страны не менее 100 тыс. евро.
Такие меры, по мнению властей, помогут
в борьбе с нелегальными иммигрантами
и организованной преступностью. Это решение
было принято правительством в преддверии
вступления Румынии в ЕС в 2007 году23.
Чистая миграция населения в Румынии была
отрицательной с начала 90-ых
годов. В 2001 году объём миграции рабочей силы составил около 215 тыс.
____________
23 Ионцев В.А . Указ. соч.-с.164
человек, что на 19 тыс. больше, чем в 2000 году. Можно с уверенностью сказать, что после вступления Румынии в ЕС, возрастёт как объём эмиграции, так и иммиграции, потому что исчезнут нынешние юридические ограничения для миграции для многих румын в другие страны Европы. Но всё-таки объём миграции будут сдерживать естественные ограничения, такие как языковой барьер, нежелание покидать родину и семью, различия в образе жизни и др.
Заключение
1 января 2007 года, произошел исторический момент для Румынии - вступление в Европейский союз. Дорога в Европу только началась, и начинается тяжелый процесс адаптации. Это исторический шаг, который должен повлиять на дальнейшее развитие страны. Во внешней политике, будучи членом Евросоюза, Румыния приобретает новый облик, она становится самыми восточными границами ЕС. Это немалая роль с точки зрения безопасности и в плане миграции. Произошли огромные преобразования, как политические, так и экономические. Присоединение к Европейскому союзу влияет и на политический облик, но суть этого сообщества все же больше социально-экономическая. Румыния присоединилась к так называемому клубу цивилизованных государств. Когда, началась интеграция, в Румынию стали приходить иностранные инвестиции. Большие компании, банки, концерны из Европы стали приходить в Румынию. Румыния - одна из наиболее привлекательных стран Европы для иностранных инвестиций. В 2005 году эти инвестиции составляли порядка 5,5 миллиарда евро. Впервые десять месяцев этого года инвестиции в экономику Румынии составили более 7 миллиардов евро, и ожидается к концу года 10 миллиардов.
Несмотря на то, что полностью предугадать последствия вступления в ЕС весьма сложно, руководители Румынии понимали, что основными плюсами членства для любой страны ЦВЕ являются расширение зоны стабильности на ее территорию, усиление ее международных политических и экономических позиций, в первую очередь в рамках региона. Благодаря членству в ЕС, страна получает возможность участвовать в процессе принятия решений в Европейском союзе и тем самым оказывать влияние на его развитие изнутри. В экономическом плане в Евросоюз сформирует пространство, как для притока инвестиций, так и современных технологий в отдельные отрасли промышленности. В долгосрочной перспективе это приведет к повышению конкурентоспособности экономики Румынии, и в результате ее позиции на мировом рынке усилятся. Румынии также обеспечен доступ к единому рынку ЕС, что будет стимулировать реструктуризацию внутренних рынков отдельных государств, способствуя более динамичному развитию румынской экономики.
С другой стороны, необходимо обратить внимание и на негативные последствия вступления в ЕС. Так, с членством в ЕС связана частичная потеря суверенитета. Это касается таможенной и торговой политики, сельскохозяйственной политики, технических и экологических норм и т.д. Решение соответствующих вопросов переходит от национальных органов к органам ЕС, сужается пространство для продвижения национальных интересов отдельных государств в определенных областях. Риском для Румынии станет также повышенное конкурентное давление на их пока что более слабую экономику. Еще одну опасность представляет тот факт, что после вступления в ЕС границы некоторых станут внешними границами ЕС, что в свою очередь приведет к усиленной нелегальной миграции в приграничные районы.
Проанализировав плюсы и минусы членства в ЕС можно сделать вывод, что членство в ЕС обеспечит гарантии демократического развития страны, усилит ее международные позиции, будет стимулировать экономический рост и укрепит ее позиции в международной экономике.
Таким образом, механизм вступления в европейские организации опосредуется степенью соответствия страной-кандидатом критериев и требований, выдвигаемых общеевропейскими организациями. Установление и соблюдение демократического режима, основных прав и свобод человека, выполнение обязательств принимаемой страной при присоединении к европейской правовой, экономической и политической системе, а также развитие и функционирование конкурентоспособной рыночной экономики, отвечающей требованиям административной и законодательной структуре в государственном и частном секторах экономики, выступают основными критериями вступления страны в европейские организации, в частности в Европейский союз.
1 января 2007 года для Румынии завершился традиционный период и начался новый этап – реальная модернизация. Членство в ЕС дает гарантию стабильности, безопасности. Экономического процветания и социального благополучия. Румыния имеет реальный шанс повысить уровень жизни. Для этого должны быть проводится многосторонние реформы, ускоренными темпами и где-то через 15-20 лет можно говорить о реальной модернизации по-европейски.
Более 15 лет в Румынии происходили строгие политические, экономические и социальные реформы, были приложены немалые усилия как финансовые, так и моральные, для того чтобы приблизиться к европейским стандартам. Законодательство было полностью приведено в соответствие с требованиями Брюсселя, и сейчас оно вводится в практику. Произошли огромные преобразования, как в политической, так и в экономической сферах. Хотя осталось много нерешенных проблем. Например, Румынии необходимо продолжить экономическую и административную реформы, нужно сохранить высокий темп экономического роста последних лет (в 2006 г.- 8,4%) и высокий уровень конкурентоспособности. Продолжить реформы юридической системы, борьбы с коррупцией, снижение уровня бюрократии, развитие и модернизацию сельского хозяйства т.д. является жизненно важными задачами правительства после вступления Румынии в ЕС, которые должны быть решены. Румыния долго ждала воссоединение с Европой, но процесс интеграции в ЕС будет продолжительным и предусматривает много сложностей. Румыния вступает в сообщество с новыми ценностями и принципами, которые должна взять на себя, и адаптироваться с ними.