Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 14:41, курсовая работа
Турция - страна с особым цивилизационным путем развития, которая даже географически находится на перекрестке Европы и Азии. В то же время Турция остается частью мусульманской цивилизации со своими социокультурными особенностями. Проблема отношений Турции с Европейским Союзом (ЕС) является одной из наиболее актуальных и острых для современного турецкого общества. Вот уже на протяжении более пятидесяти лет Турция пытается добиться статуса полноправного члена ЕС, демонстрируя при этом свой стратегический выбор в пользу европеизации как основного пути развития страны.
Актуальность работы.
Турция - страна с особым цивилизационным путем развития, которая даже географически находится на перекрестке Европы и Азии. В то же время Турция остается частью мусульманской цивилизации со своими социокультурными особенностями. Проблема отношений Турции с Европейским Союзом (ЕС) является одной из наиболее актуальных и острых для современного турецкого общества. Вот уже на протяжении более пятидесяти лет Турция пытается добиться статуса полноправного члена ЕС, демонстрируя при этом свой стратегический выбор в пользу европеизации как основного пути развития страны.
Вопрос о вступлении в ЕС является
важнейшей социально-
Данная работа направлена на выявление основных проблем Турецкой Республики при интеграции в ЕС.
Одним из признаков актуальности проблемы можно считать то внимание, которое уделяется ей самими странами ЕС. Так, начиная с 1997 г. ни один саммит Европейского Совета не обошел данную проблему.
Анализ научной литературы.
Имеется ряд статей по проблеме интеграции Турции в Европейский Союз, но все они в основном касаются желания официальной Анкары быть полноправным членом Европейского сообщества. На тему отношений Турции и Евросоюза имеется множество статей и всего лишь одна монография В.В.Кунакова «Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции»1. В этой работе рассмотрены основные этапы взаимоотношений сторон с момента заключения соглашения об ассоциации в 1963 г. до создания между Турцией и ЕС таможенного союза в 1995 г. В исследовании делается акцент на экономическое сотрудничество сторон, в нем отсутствует детальный анализ преобразований во внутренней и внешней политике Турции с целью соответствия
_______________________
Кунаков В.В. Турция и ЕС: Проблемы экономической интеграции / В.В.Кунаков. – М.: Институт Ближнего Востока, 1999.
демократическим стандартам ЕС. Помимо этого, детально изучить эволюцию экономического сближения сторон позволяют публикации П.П.Моисеева. А.Касьяненко анализирует торговые взаимоотношения Турции и ЕС.
Значительную помощь оказала работа
С.Б.Дружиловского «Турецкая
Важнейшими для моего анализа стали работы, посвященные историческим предпосылкам вестернизационных тенденций. Перипетии внутриполитической борьбы в Турции после второй мировой войны анализируются в работе Д.И. Вдовиченко «Национальная буржуазия Турции»3. Данная работа представляет собой исследование особенностей экономического и политического развития национальной буржуазии Турции после прихода ее к власти. Главное внимание в работе уделено периоду после второй мировой войны. Это объясняется тем, что именно в послевоенное время происходят резкие повороты в политике национальной буржуазии Турции, обостряются противоречия между ее отдельными группами, в том числе и по вопросу европеизации, усиливаются социально-политические антагонизмы внутри турецкого общества.
В решении многих вопросов касающихся развития политической системы Турецкой республики в XX в. важную роль сыграли работы Б.М. Поцхверии. Работа «Эволюция исламизма в республиканской Турции». Б.М. Поцхверии дает анализ причин трансформации взглядов исламистов. Важной в работе была монография Б.М. Поцхверии «Внешняя политика Турции в 60-х-начале 80-х годов XX в.» 5,в которой имеется параграф посвященный углублению экономических связей Турции с Западом.
В моей работе были проанализированы материалы монографии «Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе XX века»6. Данная работа написана коллективом авторов под редакцией доктора экономических наук Н.Г.Киреева. В ней анализируется интеграции турецкой диаспоры в западноевропейское общество.
__________________
2 Дружиловский С.Б. Турецкая Республика в 80 – 90-е гг. / С.Б.Дружиловский. – М.: и-во «Высш. шк.», 1998.
3 Вдовиченко Д.И. Национальная буржуазия Турции.-М.,1962.
4 Поцхверия Б.М.Эволюция исламизма в республиканской Турции / Б.М. Поцхверия //Ислам на современном Востокехб. ст.-М.,2004.
5 Поцхверия Б.М.Внешняя политика Турции в 60-х-начале 80-х годов XX в..-М.:Наука,1986.
6 Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе ХХ века. – М.: Институт востоковедения РАН, 2001.
Исследования Б.М.Поцхверия также дают возможность прояснить проблему кипрского конфликта7. По изучению курдского вопроса нужно выделить таких исследователей как В. М.Алексеев, М. А Керимов, Б.М.Поцхверия, С.Б.Дружиловского. Для изучения внутриполитическим проблемам Турецкой Республике при работе использовались материалы справочника «Турецкая Республика»8.
Источниковая база исследования. При работе над курсовой работой были использованы источники, которые можно подразделить на следующие группы.
Первую группу представляют нормативно-правовые документы. Они опубликованы в официальных изданиях, что гарантирует подлинность документов и текстов. Была использована Конституция 1982 года, по поставленным проблемам бы использованы: закон № 3713 «Закон против террора», отмену некоторых статей которого ЕС выдвигал в качестве требований для вступления Турции; новый Уголовный кодекс принятый Турецкой республикой, в качестве условия для интеграции в ЕС. Документы Министерства иностранных дел Турции.: Анкарское соглашение об ассоциации 1963 г. и
Вторым важным источником, характеризующим взаимоотношения между Турцией и ЕС, является Сообщение Европейской Комиссии по Турции: о продвижении к вступлению. В данном документе дается краткая история взаимоотношений Турецкой Республики и Европейского Союза.
Целью работы является анализ основных проблем Турции при интеграции в Европейский союз.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования данной работы является интеграция Турции в Европейский Союз.
____________________
7 Поцхверия Б.М.Внешняя политика Турции в 60-х-начале 80-х годов XX в..-М.:Наука,1986.
8 Турецкая Республика.Справочник.-М.,
Предметом исследования – внешняя политика Турции.
Методологической базой исследования является сочетание системного и исторического подходов. Системно-исторический подход требует применения анализа, включающей в себя рассмотрение факторов, обусловливающих проведение Турцией политики, направленной на интеграцию в объединенную Европу, а также факторов, которые влияли на ее проведение на каждом конкретном этапе. При этом в работе учитывались факторы как внутритурецкого развития, так и факторы, формирование которых было обусловлено ходом развития европейской интеграции.
В свою очередь, при рассмотрении данной проблемы необходимо учитывать, что интеграционные процессы в ЕС являются также составной частью процесса глобализации. Еще одним уровнем рассмотрения проблемы является, собственно, взаимодействие Турции и ЕС как комплекс политических, экономических и правовых связей, механизмов и институтов, проанализированное в процессе исторической эволюции. В работе применялись такие методы как сравнительно-исторический и историко-описательный, позволяющие сформировать общие черты предмета исследования и выявить новые тенденции в развитии взаимодействия Турции и ЕС. И метод case-study, позволяющий рассмотреть процессы интеграции в рамках ЕС на примере Турции.
Глава 1.Экономическое взаимодействие между Турции и ЕС
В 1963 г. в Анкаре был подписан договор об ассоциации Турции и Европейского экономического сообщества, положивший начало, как оказалось, весьма длительному и сложно протекающему процессу интеграции Турции в ЕС.
Поступательное развитие
торгово-экономических отношени
Относительно быстрый выход турецкой экономики из кризиса и ее успешное развитие в первой половине 1980-х годов наряду со стабилизацией внутриполитического положения явились поводом для активизации европейского направления во внешнеэкономической политике Турции: в апреле 1987 г. она подала официальный запрос о полном членстве в ЕС. В ответе ЕС, который Еврокомиссия огласила в 1989 г., констатировалось: «Экономическая и политическая ситуация в Турции свидетельствует о том, что необходимые изменения, с которыми Турция столкнется в случае принятия в ЕС, могут быть обеспечены в среднесрочной перспективе»10. Следствием шага по сближению с ЕС, предпринятого Турцией, стало возобновление процесса постепенного снижения таможенных пошлин в отношении стран Евросоюза и адаптации к Единому внешнему тарифу ЕС.
Завершение этого процесса ознаменовалось созданием в январе 1996 г. таможенного союза, рассматривавшегося в ранее принятых документах в качестве заключительного этапа в процессе ассоциации, который должен непосредственно предшествовать принятию Турции в полноправные члены ЕС. И хотя официальные лица страны прикладывали немало усилий для акцентирования внимания на положительных аспектах этого события, спустя некоторое время в турецком обществе явственно стали звучать раздражения по поводу обманутых надежд, что
_____________________
9 Кунаков В.В. Турция и ЕС: Проблемы экономической интеграции / В.В.Кунаков. – М.: Институт Ближнего Востока, 1999.С.56.
10 Отчеты Еврокомиссии. http://europa.eu.int/eur-lex/
таможенный союз и членство Турции в Евросоюзе оказались разделены во времени.
В то же время страны Союза трактовали образование таможенного союза как своего рода уступку, которую они стремились использовать для отсрочки принятия решения о придании Турции статуса официального кандидата на вступление в ЕС. Пика обострения отношения двух сторон достигли в конце 1997 г., после состоявшейся в Люксембурге встречи глав государств и правительств ЕС, которая получила название «саммита расширения». На встрече было принято окончательное решение о приеме 11 новых членов, причем Турция не была включена даже во вторую волну расширения, которая должна была охватить 5 из 11 государств-кандидатов. Формально свою позицию страны Евросоюза объяснили тем, что Турция не удовлетворяет в должной степени политическим и экономическим требованиям для вступления в ЕС. Данные обстоятельства побудили представителя Турции заявить на люксембургском саммите о неискренности ЕС в отношении его страны. При этом подразумевалось, что действительной причиной для дискриминации Турции стал мусульманский фактор11.
Отрицательный резонанс, который вызвала встреча в Люксембурге в официальных турецких кругах, оказался настолько глубок, что Анкара выступила с угрозой бойкота товаров из стран Евросоюза.
Новый период во взаимоотношениях сторон, часто высокопарно именуемый в печати «новой эрой», начался с декабря 1999 г., когда на состоявшейся в Хельсинки встрече глав государств и правительств ЕС Турции был предоставлен официальный статус страны-кандидата на вступление в члены ЕС определенный положительный резонанс в Турции вызвало опубликование данных опроса общественного мнения, проведенного среди жителей стран-членов ЕС по проблеме полноправного членства Турции накануне хельсинского саммита12. В опросе приняли участие 11 тыс. ресспондентов. На вопрос «Желаете ли вы видеть Турцию полноправным членом ЕС?» число давших положительный ответ составило в Испании 32%, в Португалии – 28%, в Англии- 23%, в Греции и Голландии – 22%, в Ирландии – 19%, в Финляндии – 18%, во Франции – 17%, в Германии – 9%, в Австрии – 6,5%. На вопрос «Считаете ли вы, что Турция будет принята в
_________________________
11 Копенгагенские критерии ЕС и Турция // Востоковедный сборник. – 2004. - № 6.С.92.
12 Старченков Г.И. Турция: долгий путь в Евросоюз / Современная Европа – 2002. №4. С. 76
полноправные члены ЕС?» количество ответивших утвердительно составило в Греции – 45%, в Голландии – 36%, в Англии – 26%, в Португалии и Ирландии – 25%, в Финляндии – 24%, в Испании – 18%, во Франции – 16%, в Германии – 15%, в Австрии – 14%. Среди причин, по которым возможно принятие положительного решения о полноправном членстве Турции в ЕС, на первом месте фигурировали ее геополитическое положение (37%) и динамично развивающаяся экономика (34%). Среди причин, по которым ресспонденты считали принятие Турции в полноправные члены Союза невозможным, первое место с большим отрывом заняла нерешенность проблемы прав человека (62%), второе – недостаточный уровень экономического развития (45%). Лишь 19% опрошенных отметили в качестве препятствия то обстоятельство, что в результате принятия Турции в рамках ЕС будет нарушена религиозная однородность.