Интеграция Турции в ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Турция - страна с особым цивилизационным путем развития, которая даже географически находится на перекрестке Европы и Азии. В то же время Турция остается частью мусульманской цивилизации со своими социокультурными особенностями. Проблема отношений Турции с Европейским Союзом (ЕС) является одной из наиболее актуальных и острых для современного турецкого общества. Вот уже на протяжении более пятидесяти лет Турция пытается добиться статуса полноправного члена ЕС, демонстрируя при этом свой стратегический выбор в пользу европеизации как основного пути развития страны.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

_______________________________

29 http://eurronews.net.ru / turkeyeu.htm

30 http://europa.eu.int

31 Там же.

 

 

 

 

 Глава 4. Культурно – цивилизационные различия между Турцией и ЕС 

 

Если проанализировать Европейский Союз, то он является «христианским клубом». Среди населения 25 стран-членов Союза не более 30% христиан, активно участвующих в религиозной жизни. При этом в Евросоюзе проживает 15 млн. мусульман. Таким образом, ислам – вторая по значимости религия среди европейцев. Помимо этого, в ЕС почти 2 млн. иудаистов и около миллиона буддистов и приверженцев прочих конфессий31.

Тем не менее в Европе преобладают антимусульманские настроения, усиленно поддерживаемые церковью.

В свое время канцлер  Германии Гельмут Коль отмечал, что идеологией европейской интеграции являются общие европейские ценности и религиозное единство32. Более того, Папа Римский Иоанн Павел II неоднократно призывал европейских политиков включить в проект Евроконституции упоминание о христианских корнях европейской культуры. Согласно мнению приверженцев такой идеи, вторжение в это пространство носителей иных ценностей вполне допускается, но только при условии, что они будут признавать первичность европейской христианской этики, культуры, местных политических институтов, отказавшись от тех элементов своей традиции, которые им противоречат. Например, от обычая кровной мести или от фактического многоженства.

На этом фоне разгорелась  дискуссия о несовместимости  культур, препятствующей вступлению Турции в ЕС. Эта страна на протяжении веков участвовала в европейской истории, что было признано во второй половине XX в., когда она стала членом НАТО.

Основатель республики Кемаль Ататюрк создал в 1923 г. государственную  модель, базирующуюся на принципах  западных демократий. Со времен Ататюрка Турция является светской страной. Символом этого стало введение латинского алфавита. Кроме того, главные мечети страны были превращены в музеи.

В Турции существует четкое разделение между государством и религией. Председатель парламента Турции Бюлент Арынч подчеркивал, что Турция хотя и мусульманское, но светское современное государство, которое имеет полное право стать частью Европы.

_____________________________

31 Борко Ю.А. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: социальные аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С.12.

32 Там же.С.13

 

Власти Турции приняли законы, гарантирующие соблюдение прав человека: запрет пыток в тюрьмах, отмену смертной казни, ограничение роли армии в политике, ликвидацию дискриминации женщин.

Однако политическая культура Турции все еще сильно отличается от той, что существует на Западе. Процесс модернизации, начатый Кемалем Ататюрком, осуществлялся с помощью авторитарных средств. Хотя Турция является с тех пор чисто светским, легитимированным свободными выборами национальным государством, в основе этого достижения лежит довольно сильное влияние со стороны армии. Как следствие, в Турции отсутствует развитое гражданское общество, западным является лишь внешний стиль жизни, а именно: рыночная экономика, техника, демократические процедуры.

Несмотря на то, что Турция всеми силами старается представить себя светским государством, менталитет ее общества остается мусульманским. Образ жизни, культура общения, традиции, трудовая этика и принципы социальной жизни турок сильно отличаются от европейских. Турецкому населению свойственна патриархально-клановая структура семьи и зависимость от общины.

Особенно сильные позиции  у ислама в провинции. 40% турецкого населения проживает в сельской местности, но даже в крупных городах от 3 млн. жителей сохраняется традиционный образ жизни, хотя ему и бросает вызов набирающая темпы индустриализация33. Это объясняется тем, что мигрирующие в города турецкие крестьяне приносят с собой сельские устои, в том числе строгие исламские традиции.

Вместе с тем приблизительно 15 млн. турок живут в европейских странах, большинство из них имеет двойное гражданство. Турция развернула мощное дипломатическое наступление на Европейский Союз с требованием объявить дату начала переговоров о вступлении. Европейская элита оказалась расколота. Одни утверждают, что присоединение Турции придаст Евросоюзу новые возможности, другие же отмечают, что эта мусульманская страна просто подомнет под себя христианскую Европу.

По словам бывшего генерального секретаря ХДС Рупрехта Поленца, приняв Турцию, построившую правовое государство и демократическое общество, Европа сможет доказать беспочвенность обвинений в том, что Запад враждебно относится к

_____________________

33 Поцхверия Б.М.Эволюция исламизма в республиканской Турции / Б.М. Поцхверия //Ислам на современном Востоке. М.,2004.С.41.

 

исламу. В свою очередь  бывший президент Франции Ширак надеется, что поддерживая европейские устремления Анкары, можно удержать ее от исламизации. Он предупредил об опасности проявления неуважения к стране, которая, обладая самобытной культурой, уже более 80 лет является светским государством; неприятие ее в Европе может привести к войне религий, цивилизаций и культур34. По мнению официального представителя правительства ФРГ, необходимо теснее сотрудничать с Анкарой, поскольку Турция может стать не только мостом между Западом и мусульманским миром, но также служить образцом для некоторых стран Ближнего и Среднего Востока35.

В целом сторонники принятия Турции, в основном левые и умеренно консервативные силы настаивают на том, что когда она будет внутри ЕС на нее станет легче оказывать давление. Помимо этого, открыв двери для Анкары, Европа покажет мусульманскому миру, что она свободна от предрассудков и не является христианским клубом, а отвергая Турцию, можно, наоборот, подтолкнуть ее к радикальному исламу.

Таким образом, светская Турция должна стать стратегическим форпостом  Европы в регионе, где процветает исламский фундаментализм, а ее пример может вдохновить остальной мусульманский мир на развитие демократии, что станет существенным вкладом в победу над международным терроризмом. Приняв Турцию, Европейский Союз подтвердит, что исламскому обществу могут быть присущи не только светское государство, но и нормы либеральной демократии. В результате в Европе укоренится современный, умеренный и демократический ислам в противовес радикально настроенным арабским диаспорам.

Вместе с тем эти  аргументы противостоят активному  сопротивлению населения ЕС, которое весьма осторожно относится к принятию огромной мусульманской страны. Кроме того, в случае вступления Турция за счет своих демографических показателей станет самым большим государством-членом ЕС, а это значит, что у нее будет больше всего мест в Европарламенте, и это может привести  к конфликту сторон.

В настоящее время противники интеграции Турции в странах Европейского Союза высказывают мнения, что членство Турции в этой организации будет неодолимым бременем для Европы. Но главная проблема заключается в том, что для многих европейских политиков появление в рядах ЕС исламской Турции означает крах самой

________________________

34 http://inopressa.ru

35 http:// islamica.ru

 

европейской идеи. Широкую известность получил так называемый «Манифест Жака Делора», одного из проектантов общеевропейской конституции. В нем особо отмечалось, что все культурные, политические и иные традиции Турции идут вразрез с самим духом Европы, который зиждется на христианстве. Консервативные круги и правые политические силы усматривают непреодолимые цивилизационные различия между христианской Европой и мусульманской Турцией. К тому же они всерьез опасаются того, что иммигранты из Турции способны заполонить все европейское сообщество. Население ЕС уже убедилось в том, что турки и особенно курды, переселившиеся в Европу, почти не поддаются ассимиляции и часто представляют собой источник для создания криминальных структур.

Бывший канцлер Германии Коль настаивал на том, что Европейский  Союз основан на христианских принципах и не может принимать страны, которые их не разделяют. Коль неоднократно заявлял, что Турцию не следует принимать в ЕС, так как эта страна принадлежит к иной цивилизации36.

Выражая мнение значительной части клерикальных кругов внутри Евросоюза, кардинал Ратцингер, отвечавший в Ватикане за вопросы религиозной доктрины, а ныне Папа Римский Бенедикт XVI, заявил, что в случае вступления Турции ЕС потеряет свою европейскую идентичность. Он отметил, что Турции не место в ЕС, так как всю свою историю она была европейским противником, которым останется и в будущем. Это ставит под угрозу основы европейской цивилизации, поскольку, как сказал кардинал, Европа – не географический, а культурный континент. Ратцингер подчеркнул, что Анкаре надо консолидироваться с мусульманским миром, в котором она займет достойное место. Еще радикальнее прозвучало мнение главы австрийской церкви кардинала Кристофа Шёнборна, заключающееся в том, что ЕС должен остаться христианской организацией, куда нет доступа мусульманским странам37. Представитель Московской Патриархии отмечал в этой связи, что почти перед всеми без исключения государствами ЕС стоят проблемы социальной, политической и культурной интеграции национальных меньшинств38. Реальная жизнь показывает, что улучшение материального положения иммигрантов не решает проблем их культурной адаптации, а порой даже способствует росту их этнорелигиозной самобытности.

_____________________

36 Турция между Европой и Азией. М.: Институт востоковедения РАН – Крафт+, 2001.С.165.

37 http://europa.eu.int

38 http://patriarchia.ru

 

 

     Таким образом, государства Европейского Союза опасаются прежде всего массового наплыва турок, поскольку граница будет открытой, и страшатся значительного культурного влияния этой страны, населенной 70 миллионами мусульман. Категоричнее других европейских стран настроена Германия, где проживает около 2 млн. турецких граждан, и это вызывает негативное отношение коренного населения39. Следует ожидать, что возможное вступление Турции в ЕС приведет к неизбежному расширению круга средиземноморских государств, заявляющих о своей европейской идентичности и желающих стать членами ЕС. Безусловно, тесное соседство мусульманского и христианского мира может не только создавать разделения, но, преодолевая их, способствовать выработке модели мирного сосуществования этих двух цивилизаций. Вполне может оказаться так, что вхождение Турции в Европейский Союз заложит камень в основание моста между христианским и исламским мирами. Принятие этой страны в ЕС может стать началом процесса постепенного сглаживания всех идейных противоречий, медленного стирания этнических и религиозных различий.

Тем не менее необходимо считаться с мнением рядовых граждан ЕС, которые на примере Франции и Голландии продемонстрировали отрицательное отношение к Европейской Конституции, не в последнюю очередь опасаясь перспективы вхождения в Евросоюз Турции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________

 

39 Борко Ю.А. Указ. соч.С.162.

Заключение

 

       Подводя итог данному исследованию можно выделить следующие: принимая во внимание исламскую составляющую Турции, она может стать реальным для ЕС мостом коммуникации со странами соседних регионов. Эта страна – образец светского мусульманского общества, основанного на демократических основах, рассматривается Европейским Союзом как важный канал понимания с мусульманским миром.

      Европейская интеграция – это путь модернизации экономики, повышения уровня жизни, привлечения передовых технологий и т.д.

     Турция имеет все правовые и институциональные основы рыночной экономики. После создания таможенного союза она упразднила все таможенные сборы для европейских стран на промышленные и обработанные сельскохозяйственные продукты, ввела общий таможенный тариф, приняла общую конкурентную и торговую политику ЕС, подписала соглашения о свободной торговле со странами, которые имеют подобные соглашения с ЕС, и т.д. То есть, в целом, невзирая на определенные проблемы, такие как отсутствие макроэкономической стабильности, хроническая инфляция, Турции удалось удовлетворить экономические критерии на вступление в ЕС, и значительный уровень интегрированности турецкой экономики с европейской является наилучшим свидетельством прогресса, достигнутом в экономической сфере. А в случае вступления Турции в ЕС, возможности экономической интеграции могут быть использованы еще более полно.

         В современном мире, характеризующимся процессами глобализации под лозунгами модернизации и вестернизации, наблюдается также обратный процесс всплеска национального сознания, „возвращение к своим корням”. И очень часто какие-либо интеграционные проекты, а особенно Европейский Союз с его беспрецедентным интеграционным уровнем, воспринимается многими людьми как цивилизационный проект, склонный к культурной монополизации, как таковой, что разрушает национальную и религиозную идентичность.

     Невзирая на светский характер европейского интеграционного проекта, религия все же играет решающую роль на уровне массового сознания. И поэтому случай Турции сложен еще и своим религиозным наполнением. Положительным признаком является то, что из проекта Конституции ЕС исключили какое-либо напоминание о христианстве как основе европейской идентичности. Сам принцип „единство в многообразии” предусматривает создание культурно-цивилизационного пространства на основах  взаимообмена и взаимообогащения культур.

Информация о работе Интеграция Турции в ЕС