Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 14:41, курсовая работа
Турция - страна с особым цивилизационным путем развития, которая даже географически находится на перекрестке Европы и Азии. В то же время Турция остается частью мусульманской цивилизации со своими социокультурными особенностями. Проблема отношений Турции с Европейским Союзом (ЕС) является одной из наиболее актуальных и острых для современного турецкого общества. Вот уже на протяжении более пятидесяти лет Турция пытается добиться статуса полноправного члена ЕС, демонстрируя при этом свой стратегический выбор в пользу европеизации как основного пути развития страны.
Тем временем, турецкое руководство, выступая против присоединения Кипра к Греции, приняло решение о введении войск на Кипр, аргументируя данное действие нарушением Цюрихско-лондонских соглашений 1959 года18, по сути предоставлявших Турции право ввода на остров своих войск. Вскоре в северной части острова, находившейся под контролем турецкого военного руководства, было изгнано практически все греческое население.
Летом 1974 года непосредственно после оккупации северной части Кипра Турцией состоялся первый раунд трехсторонних мирных переговоров в Женеве с участием министров иностранных дел Греции, Турции и Великобритании. По итогам встречи стороны договорились об установлении режима прекращения огня. Однако вторая стадия переговоров, проходившая в том же составе, но с участием представителей турецкого и греческого населения Кипра, привела к полному провалу всех договоренностей. Все последующие попытки мирного урегулирования проблемного вопроса, предпринимающихся на протяжении более тридцати лет не привели к его разрешению.
По условиям мирного соглашения 1975 года было создано Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра (ТФГСК), являвшейся частью государства Кипр. Однако оговорки, изложенные в соглашении относительно пересмотра статуса федерации, а также создания собственной конституции не были поддержаны правительством Кипра и международным сообществом. В результате восьми лет переговоров, в 1983 году
_____________________________
18 Цюрихско-лондонские соглашения по Кипру. http://www.nomakon.ru/article.
Северный Кипр объявил о своей независимости. Новое самопровозглашенное государство получило название Турецкой Республики Северного Кипра, в последствии официально признанное лишь Анкарой.
Между тем, осложнение в кипрской проблеме вызвала официальная подача заявки Республикой Кипр на членство в Евросоюзе в 1990 г., что, несомненно, является больным вопросом турецкой дипломатии. Данный шаг вызвал резкие протесты Турции и Северного Кипра. Стороны ссылались на то, что Республика Кипр неправомочна действовать в качестве самостоятельного международного субъекта, так как вопрос о статусе острова был не решен.
Тем не менее заявка Кипра о вхождении в состав ЕС была удовлетворена в конце 2002 года. Причем Бельгия согласилась с доводами Турции, что решение о принятии Кипра в состав Европы должен был решаться в отношении всего острова, а не его отдельных частей.
Предложенный
Генеральным Секретарем ООН
Однако на состоявшемся 24 апреля 2004 года референдуме греческое население Кипра отвергло план Аннана 76 % голосов, в то время как турецкая часть проголосовала 67 % «за». Таким образом, греческая часть в качестве признанной международным сообществом Республики Кипр стала полноправным членом Европейского Союза, а статус северной части острова до сих пор остается нерешенным20.
На современном этапе кипрский вопрос рассматривается как одно из главных препятствий вхождения Турции в Европейский Союз. Согласно оценкам международных экспертов, процесс евроинтеграции заведомо обречен на провал без разрешения проблемы Кипра. Более того, аналитики сходятся во мнении, что урегулирование вопроса должно происходить уже не в рамках ЕС, а под эгидой ООН с непосредственным участием России
_________________________
19 Турция и проблема разделенного Кипра // Ближний Восток и современность. – 2005. - № 26.С.64.
20 Там же.С.68.
как постоянного члена Совета Безопасности ООН, которой придается огромное значение в решении данного вопроса. В этом случае руководству Кипра будет труднее препятствовать принятию решения о полноправном членстве Турции, более того поддержка стратегического партнера в лице «Белого Дома» в данном вопросе будет весьма ощутимой. Однако, учитывая специфику проблемы, а также весьма сложные межгосударственные отношения отдельно взятых стран, делать прогноз в среднесрочной перспективе относительно урегулирования кипрской проблемы очень сложным.
Глава 3. Курдская проблема в свете интеграции Турции в ЕС
Решение курдской проблемы является одним из условий для вступления Турции в Европейский Союз. ЕС призывает к мирному решению курдского вопроса в Турции. Курды, в свою очередь, положитнльно относятся к вступлению Турции в ЕС. Интеграцию Турецкой Республики в ЕС курды связывают с надеждами на окончание репрессий. Вступление Турции в ЕС является гарантией для курдов того, что их национальная идентичность будет признана, а их права не будут ущемляться.
Курды – наибольшая этническая группа в мире, которая остается без собственного государства21. В конце Первой мировой войны и во время подписания Севрского соглашения на Версальской мирной конференции в 1920 г. курдам впервые обещали их собственное государство. Однако эти обещания оказались несостоятельными согласно Лозаннскому соглашению22. Появление на Турецкой Республики в 1923 г. окончательно разбило курдские надежды на создание независимого государства. Начиная с 1930-х гг. курды были вынуждены сопротивляться правительственным усилиям по их насильственной ассимиляции.
Большинство курдов Турецкой Респкблики проживает в восточных и юго-восточных частях Турции, которые являются наименее развитыми районами страны. Курдское сепаратистское движение в Турции начиналось с формирования РКК (Partiya Karkaren Kurdistan) – Рабочей партии Курдистана. РКК впервые политизировала курдское движение для того, чтобы объединить всех курдов. С 1983 г. РКК начала партизанскую деятельность в восточных и юго-восточных областях Турции, которая продолжается и по сей день. Большинство курдов не поддерживает военные действия РКК, хотя и сочувствует им. РКК требует полной независимости курдов Турции и борется за разделение Турции на турецкое и курдское государства, за объединение всех курдов, включая курдов Ирана, Ирака и Сирии под флагом Курдистана.
Турецкая Республика игнорирует требования РКК. Следовательно, по мнению турецкого правительства, признание культурных требований курдов – угроза безопасности государства.
Курдская проблема не получила международного статуса до 1991 г., до войны в
Персидском заливе23.
_____________________
21 Турецкая Республика.Справочник.-М.,
22 Миллер А.Ф. Турция. Актуальные проблемы новой и новейшей истории. – М.: Наука, 1983.С.82.
23 Турецкая Республика.Справочник.-М.,
В течение войны
более чем полмиллиона
Турецкое правительство пытается решить курдскую проблему так, чтобы ее конкуренты в региональной политике подобно Сирии, Ирану и Ираку не могли использовать РКК в своих интересах.
Многие курды Турции называют себя турками, чтобы избежать политической дискриминации. В Турции было много прокурдских партий, но они были либо запрещены, либо их членов заключали в тюрьмы, либо эти партии публично критиковались как сторонники сепаратизма24. Партия РКК создала в Брюсселе Курдский парламент в изгнании, действующий от имени всех курдов. Однако европейские правительства его не признали.
Курды Турции являются объектом жесточайшей культурной дискриминации. Когда была провозглашена Турецкая Республика, Ататюрк и его последователи выдвинули идею объединения различных этнических групп в единый турецкий народ25. С начала 1920-х гг. турецкое правительство проводило политику ассимиляции меньшинств, которая включала в себя запрет на использование курдского языка в школах, трансляций по радио и телевидению. Кроме того, курдские книги, музыка, имена, курдские географические названия запрещались. В течение 1960-х гг. и в середине 1970-х гг. курдская интеллигенция делала попытки издавать журналы и газеты на курдском языке. Все эти издания были закрыты. Между 1980 и 1983 гг. военное правительство приняло несколько законов, запрещающих использование курдского языка. В 1991 г. курдская печать была легализована в течение короткого времени, но позже вновь запрещена26.
_________________________
24 Старченков Г.И. Указ. соч.С.80.
25 Ушаков А.В. Феномен Ататюрка: Турецкий правитель, творец и диктатор. М., 2002.С.36.
26 Старченков Г.И. Указ. соч.С.81.
С 1984 г. курдское сопротивление проявлялось как в мирной политической борьбе, направленной на получение основных гражданских прав и свобод для курдов в пределах Турции, так и в борьбе по созданию собственного Курдского государства. Лидеры ненасильственной борьбы работали в рамках политической системы и добивались признания культурных прав курдов, включая право говорить, читать, писать и издавать на курдском языке. Тургут Озал, ставший премьер-министром в 1983 г. и президентом в 1989 г., нарушил официальный запрет на употребление курдского языка. Впоследствии независимые турецкие газеты начали обсуждать политические и экономические проблемы 11 курдских областей Турции. Т.Озал легализовал курдский язык в 1991 г.27 В 1991 г. Он поддержал законопроект, который отменил запрет на использование курдского. Однако попытка мирного решения курдской проблемы закончилась вместе со смертью Т.Озала в 1993 г. С 1995 г. использование курдского языка в правительственных учреждениях, судах и школах снова запретили.
В течение многих лет курдская проблема была вопросом внутренней политики Турции. В течение 1980–90-х годов все соседи Турции, на территории которых проживают курды, включая Грецию и Армению, помогали турецким курдам28. Для Греции курдский конфликт явился дополнительной возможностью попытаться ослабить своего конкурента по борьбе за остров Кипр. Ирак был единственным государством, которое фактически сотрудничало с Турцией по курдской проблеме. Например, Ирак позволил турецкому правительству преследовать партизан из РКК на своей территории. Иран, напротив, не позволил турецкому правительству осуществлять преследование и поимку членов РКК на его территории.
Сирия была самым верным союзником курдских повстанцев в Турции. Она поддержала РКК поставками оружия, обучением вооруженных сил РКК.
В 1998 г. Турция и Сирия были на грани войны. Турция мобилизовала военные отряды на сирийской границе, чтобы Сирия прекратила поддержку РКК. Правительство Сирии объявило, что согласится вести переговоры, если Турция откажется от союза с Израилем. В октябре 1998 г. Анкара и Дамаск достигли соглашения, в котором Сирия идентифицировала РКК как террористическую организацию.
Турция заявила о своем намерении решать курдский вопрос, об этом
___________________
27 Дружиловский С.Б. Турецкая Республика в 80 – 90-е гг. М.,1998.С.83.
28 Там же. С. 91.
свидетельствуют мероприятия по введению обучения на курдском языке. Но на практике оказывается, что все эти мероприятия были формальными, а осуществлять их крайне сложно и дорого. Спрос на образование на курдском языке продолжает оставаться очень высоким. Тем не менее в начале августа 2005 г. было закрыто 7 частных школ, обучающих на курдском языке. Правительство и СМИ Турецкой Республики заявили, что закрытие школ произошло из-за недостатка спроса и отсутствия желающих обучаться29.
Государственные СМИ Турции по-прежнему избегают словосочетания «курдский язык», употребляя словосочетание местные диалекты.
Турция очень озабочена тем, что США поддерживают создание независимого Курдистана в Ираке. Турецкие СМИ заявляют, что США поддерживают идею независимого Курдистана для того, чтобы разделить Турцию. Правительство Турции опасается, что создание независимого курдского государства в Ираке стимулирует турецких курдов начать кампанию разделения Турции.
22 ноября 2005 г. в Лондоне состоялась конференция, инициированная Гражданской комиссией Турции и ЕС, на тему «ЕС – Турция и курдский вопрос»30. На данной конференции было отмечено, что курдский вопрос по-прежнему является очень актуальным и трудноразрешимым для Турции. Подчеркивалось, что силы безопасности Турции вернулись к мерам, распространенным в 1990-е гг., включая убийства курдов, произвольные аресты, нарушения прав собственности курдов31. Эти заявления были подтверждены наблюдателями от Европарламента. Однако при этом гражданская комиссия Турции и ЕС считает, что турецко-курдское согласие достижимо и основой тому служит подтверждение Р.Т.Эрдоганом, премьер-министром Турции, существования курдского вопроса.
Таким образом, несмотря на попытки правительства Партией справедливости и развития решить курдскую проблему, она продолжает оставаться чрезвычайно острой и болезненной для Турции.