Исполнительная власть государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:45, доклад

Описание работы

«Система органов исполнительной власти ориентирована, прежде всего, на реализацию законов и решений, принимаемых федеральным Собранием, решения референдумов, указы Президента РФ, а также нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Таким образом, основная функция органов исполнительной власти, которая и предопределяет ее название, состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение (осуществление) правовых актов, принятых законодательной ветвью власти».

Содержание работы

Введение
1. Исполнительная власть и правовой статус органов исполнительной власти
1.1 Понятие исполнительной власти
1.2 Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
1.3 Виды органов исполнительной власти
2. Главы государств как субъект исполнительной власти
2.1 Монарх как глава исполнительной власти
2.2 Президентство
2.3 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
3. Правительство в системе органов исполнительной власти
3.1 Понятие правительства и его положение в системе органов государственной власти
3.2 Состав и внутренняя структура правительства
3.3 Формирование правительства
3.4 Порядок работы правительства
3.5 Ответственность правительства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

социол доклад.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)




МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оренбургский  государственный университет

 

Уфимский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

По дисциплине "Политология"

 

Тема: Исполнительная власть государства

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил: Курбанова Р.Н.

группы УКП 2-2

Шифр: 819

Работу проверил: Гарипова Г.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2012 

Введение

1. Исполнительная власть  и правовой статус органов  исполнительной власти

1.1  Понятие исполнительной власти

1.2  Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

1.3  Виды органов исполнительной власти

2. Главы государств  как субъект исполнительной власти

2.1 Монарх как глава  исполнительной власти

2.2 Президентство

2.3 Полномочия Президента  Российской Федерации в сфере  исполнительной власти

3. Правительство в  системе органов исполнительной власти

3.1 Понятие правительства  и его положение в системе  органов государственной власти

3.2 Состав и внутренняя  структура правительства

3.3 Формирование правительства

3.4 Порядок работы правительства

3.5 Ответственность правительства

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исполнительная власть является самостоятельной и независимой  в той же мере, что и две другие ветви власти – законодательная  и судебная. Установленные конституционными и законодательными нормами полномочия органов исполнительной власти присуще только ей, и ни один орган не имеет права вторгаться в ее компетенцию.

«Система органов исполнительной власти ориентирована, прежде всего, на реализацию законов и решений, принимаемых  федеральным Собранием, решения референдумов, указы Президента РФ, а также нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Таким образом, основная функция органов исполнительной власти, которая и предопределяет ее название, состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение (осуществление) правовых актов, принятых законодательной ветвью власти».

Другими важнейшими функциями  органов исполнительной власти являются:

-  охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности;

-  регулятивно – управленческая, связанная с руководством отраслями производственной и социально-культурной сферы;

-  обеспечение прав и свобод граждан. Однако данные функции не могут быть реализованы без наличия следующих вспомогательных функций;

-  нормотворческий, заключающейся в издании органами исполнительной власти нормативных актов;

-  оперативно-исполнительной, состоящей в том, что указанные органы обеспечивают реализацию правовых норм, содержащих как в законах, так и подзаконных актах;

-  юрисдикционной, воплощающейся в том, что органы исполнительной власти могут применять административные, материальные, дисциплинарные и финансовые санкции к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения.

Кроме того, осуществление  указанных задач и функций предполагает взаимодействие, сотрудничество всех институтов власти.

Органы исполнительной власти имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов государственных  органов. Эти властные учреждения представляют собой самую большую часть  государственного аппарата. По составу и количеству их намного больше, чем законодательных (представительных) и судебных органов. Органы исполнительной власти – самая мобильная часть государственного аппарата, чаще других претерпевающая изменения и реформы.

 

 

 

1. Исполнительная власть и правовой статус органов исполнительной власти

1.1 Понятие исполнительной  власти

«С точки зрения концепции  разделения властей исполнительной власти – это власть по выполнению законов, по реализации их в жизни  любыми законными мерами, включая принуждение. Однако ни в прошлом, ни тем более теперь исполнительная власть не замыкается только на выполнение законов. Для исполнения необходимы организационные меры, распорядительная деятельность, издание индивидуальных и нормативных правовых актов. В современных условиях исполнительная власть является все чаще исполнительно-распорядительнй, выступает как организующая деятельность государства. Все эти аспекты составляют собственно управленческую деятельность государства, является ее наиболее отчетливым выражением».2

Чтобы осуществить свои задачи, в государственном аппарате, «во-первых, необходимы особые структуры. Исполнительная власть обладает наиболее разветвленной системой разнообразных  государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих в центре и на местах. Во-вторых, для этого необходима исполнительная вертикаль. В отличие от законодательных и судебных органов государства, которые, конечно, связаны определенной субординацией (законы федерального парламента по предметам ведения федерации и по предметам совместного ведения обязательны для субъектов федерации, а вышестоящий суд вправе отменить решение нижестоящего суда), органы исполнительной власти подчинены строгой иерархии, основанной на подчинении»3. Они вправе непосредственно обязывать подчиненные органы, указывая им, как следует действовать, как именно решать тот или иной вопрос, чего не вправе делать органы законодательной, судебной власти или органы местного самоуправления, обладающие определенной автономией (они не вправе давать указания нижестоящим органам местного самоуправления).

«Иерархия предполагает, что исполнительную власть возлагает  одно должностное лицо или один орган. Таким лицом может быть монарх, что записано в конституциях (например, Марокко) или установлено конституционными обычаями (Великобритания), или президент (конституция США)»4. Наделе, в парламентарных монархиях и парламентарных республиках исполнительная власть принадлежит правительству, и все больше концентрируется в руках премьер-министра. Именно он, как лидер победившей на выборах партии, подбирает себе кабинет (Великобритания), а иногда назначает и увольняет министров без утверждения парламента (Германия). В полу президентских республиках по конституции исполнительная власть может принадлежать правительству, но на деле ее реально возглавляет президент. Однако в условиях, когда существует «разделенное правление» (Франция в прошлые периоды и вновь с 1997 г.), ее основным ядром становится правительство, хотя и президент сохраняет значительную долю власти, которой наделяет его конституция. В президентских республиках (США, многие страны Латинской Америки) исполнительная власть принадлежит президенту, который делегирует ее подчиненным органам и должностным лицам. Органам, возглавляющим исполнительную власть, часто на деле является правительство. Так всегда бывает в парламентарных республиках и парламентарных монархиях. Конституция России 1993 г. также устанавливает, что исполнительная власть принадлежит правительству, хотя на деле ее осуществляет президент.

«В связи с уложением  задач управления и по субъективным причинам исполнительная власть склонна  к неоправданному расширению своего аппарата, его разбуханию, бюрократизму, коррупции (подкупу чиновников), что  имеет место и в современной  России»5. Борьба с этим злом затруднена. Нужны многие слагаемые, чтобы добиться успехов в демократизации аппарата управления, ликвидации коррупции.

В своем стремлении уйти из-под контроля исполнительная власть нередко вступает в противоборство с законодательной и судебной. Противоречия между этими ветвями власти есть всегда, они время от времени возникают и в демократическом государстве, разрешаясь на правовой основе.

1.2 Понятие и правовой  статус органов исполнительной  власти

«Под органами исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:

а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением;

б) функционально. Его  главное назначение – осуществление  управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций;

в) юридически. Данный орган  имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную  от компетенции какого-либо иного органа »6.

Понятие органов исполнительной власти производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия  определяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью  настолько, что часто такие органы сами по себе не без оснований признаются исполнительной властью.

«С одной стороны, органы исполнительной власти – это разновидность  органов государственной власти, с другой, – субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию»7. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственного управления.

Органы исполнительной власти своей государственной природой отличаются от органов исполнительной власти местного самоуправления, а по функциональному назначению – от органов других ветвей государственной власти, а также от организаций, которые, как таковые, не являются субъектами управления (государственных предприятий, учреждений).

«Правовое положение  органов исполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в  своей основе (особенно федеральные) все в большей степени становятся органами политического руководства  в установленных сферах, ибо их функции государственного управления в принципе отделены от функций непосредственного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций»8.

Положение Конституции  Российской Федерации относительно органов исполнительной власти весьма лаконичны. Они не дают полного представления об их сущности, основах правового статуса и системе. Эти вопросы решаются с помощью правовых норм, рассредоточенных по значительному числу нормативно-правовых актов и, пока еще, с ненадлежащей полнотой.

«Основы современного правового  статуса органов исполнительной власти в целом могут быть охарактеризованы незначительным числом общих позиций. Исходным является тот факт, что, представляя  собой одну из ветвей единой государственной  власти, они пользуются относительной юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей»9.

Взаимодействие органов  исполнительной власти с представительными (законодательными) и судебными органами является необходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (согласительные комиссии, заслушивание информации должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представительных органов и т.д.). «В палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде Российской Федерации, а в указанных палатах – также представители Правительства»10.

«Однако органы исполнительной власти самостоятельны, осуществляя  специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является, как уже отмечалось, исполнительной и распорядительной»11. В соответствии с законодательством эти органы обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но они самостоятельны только в пределах, очерченных правом. К ним не применяется принцип «разрешено все, что не запрещено».

«Слабым местом в статусе органов исполнительной власти является неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности»13.

1.3 Виды органов исполнительной  власти

Данные органы можно  классифицировать по ряду признаков  и прежде всего в зависимости от государственного устройства, организационных форм, характера компетенции, порядка решения подведомственных вопросов (Приложение 1).

«В соответствии с  федеративным государственным устройством  различаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

По организационно-правовым формам различаются:

а) правительства; б) советы министров, имеющие статус правительства; в) министерства; г) государственные комитеты; д) комитеты; е) службы; ж) главные управления, управления; з) инспекции; и) агентства; к) департаменты; л) администрации; м) мэрии; н) отделы и др.»13.

Организационные формы  органов исполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение, характер компетенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения подведомственных им дел. Часто эти  параметры закрепляются в нормативно-правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.

По общему правилу, правительства, советы министров, министерства, государственные  комитеты образуются на уровне Российской Федерации, республик. Но в настоящее  время, министерства созданы в других субъектах Российской Федерации (Москве, Санкт-Петербурге и др.). Органы исполнительной власти других организационных форм создаются и действуют на различных уровнях. На базе действующих нормативно-правовых актов по организационным формам сложно определить функциональное назначение, компетенцию и организацию работы органов одной и той же формы. Ее выбор нередко является произвольным.

Информация о работе Исполнительная власть государства